Итальянка, ставшая национальным достоянием Польши, «Дама с горностаем» сегодня является узнаваемым образом, достоянием массовой культуры. Эта картина Леонардо да Винчи часто цитируется, в том числе украшая собой различные предметы нашего бытового обихода, от блокнотов до носков, не сильно уступая в этом отношении своей «сестре» из Лувра Джоконде. Талисманами Олимпийских игр – 2026 в Милане стали горностаи Тина и Мило, что также можно считать отсылкой к картине.
Несмотря на свою популярность сейчас, путь к славе у девушки оказался довольно извилистым, а сама картина пережила не одно приключение, последнее из которых – вывоз в Германию во время Второй мировой войны. Портрет был возвращён в Польшу в 1946 году после того, как специальная польско-американская миссия обнаружила его в доме генерал-губернатора Польши во время оккупации Ганса Франка.
Почему это шедевр
Прежде, чем мы погрузимся в историю создания и жизни картины, давайте посмотрим на этот портрет. Есть ли в нём что-то особенное, за исключением того, что это признанное творение Леонардо да Винчи, одно из немногих законченных живописных произведений гения Возрождения?
Когда видишь картину вживую, тонешь во всём многообразии оттенков и тонких нюансов перехода цвета. Это очень мастерски выполненный портрет, ювелирная работа! Но главная изюминка этой картины – поза девушки. Посмотрите, ведь она же совсем не позирует. Вернее, она приняла позу для того, чтобы художник мог её нарисовать, как полагается, чинно-благородно, но тут отвлеклась, что-то за пределами нашего поля зрения привлекло её внимание. И именно в этот момент … хочется написать «щёлкнула камера», настолько эта поза сиюминутна… Момент жизни. Движение. Снимок для инстаграма. Если применять наши реалии, это первое изображение в стиле «сфотографируй нарисуй меня, как будто я об этом не знаю».
Руки девушки тоже явно не лежат на месте, она гладит зверька. Да и само животное подняло лапку, возможно, как раз ищет, как поудобнее разместиться на руках у хозяйки.
Эта поза необычна и сложна сама по себе, а если сравнить её с портретами современников Леонардо, гениальность художника поражает ещё больше. Мы можем увидеть, что в XV веке на портретах людей изображали строго в профиль, что, откровенно говоря, далеко не всегда демонстрировало их в выгодном свете. О какой-либо динамике при таком подходе речь даже не шла.
Правда, примерно в то же время итальянские мастера начали понемногу отходить от профильных изображений и перешли на портреты в три четверти, в гораздо более выигрышном ракурсе для портретируемых, однако эти работы также довольно статичны и напоминают фотографии из современных разделов «Наша команда» на сайтах компаний.
Итак, картина сама по себе имеет большую художественную ценность, поэтому интерес к её истории и изучению представляется вполне оправданным. Давайте задержимся в Италии времён Возрождения и пристальнее присмотримся к тому, что происходило в жизни некоторых её жителей.
Давным-давно…
Место действия – Милан, время действия - конец XV века.
Главные действующие лица – герцог Милана Лодовико Сфорца (1452 – 1508 гг), любовница герцога Чечилия Галлерани (ок.1473 – 1536гг), придворный живописец герцога Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг).
Совсем юная Чечилия была не только красива, но и хорошо образована, говорила на нескольких языках, отличалась остроумием и могла поддержать беседу на множество различных тем. Девушка очаровала правителя Милана и стала его любовницей. Лодовико Сфорца всячески баловал свою любимую, в ом числе заказав её портрет своему придворному художнику, прославленному Леонардо да Винчи. Точная дата изготовления этого портрета художником неизвестна, но известно, что в 1493 году был опубликован сонет поэта Бернардо Беличчионе, посвящённый этому изображению.
Сонет XLV
К портрету мадонны Чечилии, написанному Леонардо
(Диалог Поэта и Природы)
– Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
– Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.
– Вся честь – одной тебе, Природа; хоть как будто
На полотне – вся слух, сомкнувшая уста…
Знай, ведь она теперь живая навсегда,
И стала вечным твоей славы атрибутом.
За это – славь Иль Моро. Или всё же,
Талант и руку Леонардо восхвали,
Он сохранил тебя навеки для потомства.
Портрет увидев, люди скажут грёжа,
Что им сейчас как дар преподнесли,
Пленительный пример природы чудотворства.
Пусть вас не смущает упоминание какого-то Иль Моро, это одно из прозвищ Лодовико Сфорца (Il Moro – Мавр).
В самом сонете мы видим много восторженных и красивых слов, но, к сожалению, не так много деталей о самой картине. И всё же, есть свидетельство того, что Леонардо написал (и видимо закончил, что для него было своего рода подвигом) портрет Чечилии Галлерани. Чуть позже, в 1498 году, появится ещё одно документальное упоминание картины да Винчи – переписка самой Чечилии с Изабеллой д‘Эсте (1474 – 1539 гг), в которой последняя попросит прислать ей работу Леонардо, чтобы сравнить её с портретом кисти Джованни Беллини (1430 – 1516 гг).
Итак, мы установили, что около 1480 – 1490 гг Леонардо да Винчи написал портрет Чечилии Галлерани, при этом картина поразила воображение современников, которые её видели. Но связи с нашей Дамой с горностаем пока как будто бы нет.
Для продолжения истории нам придётся совершить воображаемое путешествие из конца XV в начало XIX века. А пока машина времени заправляется и настраивается на нужную волну давайте быстро посмотрим, чем закончилась любовная история Чечилии и её герцога.
В 1491 года родился Чезаре (1491 – 1512 гг), сын Чечилии и Лодовико. Сам Сфорца, обручённый с юности с Беатриче д’Эсте, женился на ней том же 1491 году, а Чечилию с сыном удалил от двора. Впрочем, герцог позаботился о будущем девушки, выдав её замуж за графа Бергамино, с которым она поселилась во дворце Карманьола, который также был подарен щедрым Сфорца. В браке с графом Галлерани родила ещё четырёх детей.
300 лет спустя
Около 1800 года польский князь Адам Ежи Чарторыйский (1770 – 1861 гг) где-то в Италии у кого-то купил картину, которую подарил своей матери Изабелле (1745 – 1835 гг). Это и была наша «Дама с горностаем». Правда, первоначально картина фигурировала просто под названием «Портрет женщины».
В 1809 году семья Чарторыйских разместила произведение в музее в Пулавах, а после подавления антироссийского восстания в Польше в 1831 году картина была вывезена в Париж, где находилась до 1882 года. Оттуда портрет был доставлен в Краков, в открывшийся в 1876 году музей князей Чарторыйских, где и экспонируется сегодня.
Видимо, новые владельцы проявляли большой интерес к своему приобретению и самостоятельно предпринимали попытки установить личность изображённой девушки. Так, какое-то время спустя во владении семьи оказалась гравюра, сделанная с рисунка Ж.Энгра, который, в свою очередь, был сделан с картины Леонардо да Винчи – ещё одного женского портрета из миланского периода художника. Энгр ошибочно назвал свою девушку «Прекрасной Ферроньерой», фавориткой французского короля Франциска I, что в своё время породило огромную путаницу, но это уже совсем другая история. Впрочем, если вам интересно узнать, в чём именно подвох с Ферроньерой, можете подробнее прочитать об этом здесь.
Для нашей истории важно то, что долгое время считалось, что эти два портрета изображают одну и ту же девушку. Видимо, так думали и Чарторыйские, т.к. в левом верхнем углу картины появилась надпись «LA BELE FERONIÈRE LEONARD D’AWINCI», сделанная, предположительно, самой Изабеллой Чарторыйской. На то, что эта надпись была сделана именно польскими владельцами, а не ранее в Италии, указывает написание имени автора на польский манер через W, а не V.
Настало время искусствоведов
В 1900 году польский искусствовед армянского происхождения Ян Болоз-Антоневич (1858 – 1922 гг) первым выдвинул гипотезу, что картина из собрания Чарторыйских может быть тем самым портретом Чечилии Галлерани кисти Леонардо. Естественно, далеко не все сразу с этим согласились, но процесс исследования и споров начался. Именно тогда исследователи обратили более пристальное внимание на изображённого зверька.
А ведь и правда, что вообще животное делает на картине? В XV веке не было принято изображать владельцев с их домашними питомцами, это мода более позднего времени. Животные, которых мы видим на портретах Старых мастеров, как правило, что-то символизируют (собака – верность), или могут являться атрибутами изображенных святых для их идентификации (например, лев – спутник святого Иеронима). Конечно, Леонардо сломал немало устоявшихся правил, поэтому, в общем-то, вполне мог придумать изобразить девушку с её любимым питомцем. Вот только, кто же этот питомец?
Животное похоже на кого-то из грызунов: ласку, горностая, хорька… Конечно, можно допустить мысль, что аристократы и приближённые к ним во все времена отличались оригинальностью, поэтому девушка имела в качестве питомца кого-то вроде хорька и очень хотела, чтобы он тоже был на портрете. Но всё же, это слишком маловероятно.
Значит, мы возвращаемся к тому, что животное на картине символизирует что-то или кого-то.
Появилась версия, что животное – это горностай, символ чистоты и целомудренности. С одной стороны, не очень подходит для изображения любовницы герцога, но символика может быть и более сложной. По-гречески горностай – galleo, что перекликается с фамилией предположительной модели, Чечилии Галлерани. Также выяснилось, что Лодовико Сфорца был удостоен Ордена Горностая в 1488 году, после чего прозвище Ermellino (горностай) стало ещё одним его прозвищем. Таким образом, если животное – горностай, то оно может одновременно относиться как к самой девушке, так и к её возлюбленному, которого она «приручила». Подобная символика очень даже в духе Леонардо да Винчи!
И всё же, лишь к концу ХХ века влиятельные искусствоведы утвердились в мысли, что на портрете из коллекции Чарторыйских изображена именно Чечилия Галлерани.
Что говорит наука
Картина неоднократно исследовалась при помощи последних достижений техники, последний на текущий момент анализ проводился около 2012 года. Результаты экспертиз показали, что первоначальный фон картины был голубовато-серым — светлее справа и темнее слева, вероятно смоделированным светотенью так же, как фигура, создавая ощущение пустого пространства, из которого мягко выступает модель. Изначально голову девушки украшала прозрачная вуаль, которая была заретуширована волосами.
Эти изменения, предположительно, были сделаны в период 1830 – 1870-х годов при реставрации картины. Вероятно, ремонт понадобился в связи с повреждением левого верхнего угла или химическими изменениями красочного слоя.
Мультиспектральный анализ выявил, что присутствует несколько слоёв картины – один вообще без горностая, другой – с животным меньшего размера.
В целом, «Дама с горностаем» считается одним из наиболее хорошо сохранившихся произведений Леонардо.