В начале февраля в Красноярском крае произошло сразу два нападения на школы с разницей в один день. Последствия нападений не ограничились лишь травмами: они вскрыли системные проблемы безопасности школ и породили конспирологическую теорию об «украинском следе» в Roblox. Рассказываем по порядку.
Кодинск: нож, физрук и демарш учителей
Первое нападение случилось 3 февраля в школе №4 города Кодинска. Утром семиклассница пришла на занятия с кухонным ножом. По словам телеграм-канала Kras Mash, изначальной целью нападения была учительница химии и биологии, но другой ученик помешал школьнице ударить педагога.
Позже в коридоре она напала на ученицу из параллельного класса — девочка получила резаную рану, но, к счастью, жизненно важные органы задеты не были. Нападение остановил учитель физкультуры Александр Лазаренко. Он не стал бросаться на вооруженного подростка, а вступил в переговоры и убедил девочку отдать нож.
После инцидента районные чиновники попытались решить вопрос привычным методом — директора школы Юлию Шикину вскоре сняли с должности «за недосмотр». Это решение спровоцировало ответную реакцию педсостава школы: учителя объявили бойкот и пригрозили массовым увольнением, если директора не вернут.
Под давлением общественности и коллектива районная администрация пошла на попятную — Шикину вернули в школу на должность учителя, пока идет следствие.
Однако история с Кодинском затерялась на фоне произошедшего днем позже второго нападения — уже в Красноярске.
Красноярск: поджог, молоток и пенсионерка из ЧОП
4 февраля в школе №153 в Покровке восьмиклассница подожгла помещения школы с учениками и серьезно ранила нескольких детей молотком. Молоток и горючее она пронесла в школу через центральный вход в своем рюкзаке.
Подросток устроила поджог в туалете и одном из кабинетов на третьем этаже: когда дети и учительница бросились к выходу из горящего класса, девочка начала бить их молотком. Пострадали пятеро учеников и один педагог.
Трое детей сейчас находятся в ожоговом центре, у одного из них — тяжелые ожоги спины и лица, еще двое проходят лечение от черепно-мозговых травм. Врачи оценивают их состояние как стабильное, но реабилитация займет месяцы.
Разбор полетов после этого нападения вскрыл тотальную фикцию в системе безопасности школы. Школу охраняло ЧОП «Тамерлан», контракт с которым стоил бюджету 47 миллионов рублей.
По факту же на входе сидели сотрудники без лицензии и должной подготовки — обычные женщины-вахтеры, одной 56 лет, другой — 70. Сейчас они под домашним арестом, а мэрия экстренно расторгает контракты с «Тамерланом» по всему городу.
Директора школы Нелли Лукьянову уволили спустя двое суток. В отличие от Кодинска, никто заступаться за директора не стал.
По случаю Кодинска прокуратура предварительной причиной называла «эмоциональное состояние школьницы на фоне сложных отношений с другими учениками». При этом СК говорил о конфликте с учительницей.
По случаю в Красноярске такой информации нет. Однако известно, что восьмиклассница, устроившая поджог в Покровке, не скрывалась: в мессенджерах она проводила опросы «кого из учителей убить» и отправляла одноклассникам картинки с призывами «сжигать заживо». Неизвестно, состояли ли в этих чатах педагоги, но, так или иначе, эти сигналы за день до нападения прошли мимо учителей.
Роблокс и кураторы из ЦИПСО
На фоне этих событий телеграм-канал «Осторожно, новости» (проект Ксении Собчак) опубликовал статистику: с сентября 2025 года в России зафиксировано уже 13 нападений на учебные заведения.
Вместе с тем журналисты выдвигают версию, что это не просто всплеск подростковой агрессии или буллинг, а координируемая кампания иностранных спецслужб.
По данным канала, многие нападавшие, включая красноярскую школьницу, якобы состояли в одних и тех же чатах, потребляли одинаковый контент в TikTok и даже «тренировались» убивать на специальных картах в онлайн-игре Roblox, моделирующих реальные теракты — вроде нападения на «Крокус Сити Холл» в марте 2024 года.
Авторы расследования утверждают, что в закрытых группах подростков якобы обрабатывают кураторы, представляющиеся сотрудниками украинских спецслужб (ГУР или ЦИПСО), предлагая деньги или помощь в организации атак.
К этой версии стоит относиться со скепсисом. «Роблокс» — это глобальная платформа с миллионами пользователей, и наличие в ней карт-шутеров само по себе не делает из ребенка террориста. Не составляет труда найти «украинский след» в нелюбимой российскими чиновниками игре. Однако бабушку без лицензии за 47 миллионов рублей наняли не сотрудники ГУР, а местные чиновники.
К тому же, проблему непосредственно системы образования видят и сами власти. На оперштебе, который собрали после второго нападения, краевые чиновники вместо Roblox обсуждали более приземленные вещи: проверку школ на буллинг, усиление состава психологов, ограничение продажи горючих веществ несовершеннолетним.