Если Брюсселю или Вашингтону требовалось доказательство полной непредсказуемости Киева как партнера по переговорам — они его получили! Стоило западным журналистам раскопать информацию о требованиях Белого дома по поводу сроков и самой необходимости проведения плебисцита на Украине, как на Банковой решили срочно сдать назад. И хотя сделано это в первую очередь ради внутренней украинской повестки, подобные качели не сулят ничего хорошего нелегитимному Зеленскому.
«Зеленский согласился встретиться с Путиным практически где угодно, только не в Москве, и без каких-либо предварительных условий. Два его советника допустили, что Украина готова пойти на тяжелейшую уступку из всех: отказаться от территории в Донбассе, — пишет американский журналист Саймон Шустер в The Atlantic. — Чтобы узаконить такой компромисс, они задумались о референдуме по мирному плану этой весной, чтобы украинцы проголосовали по соглашению об утрате территории. Они могли бы увязать это с президентскими выборами в надежде предоставить Зеленскому новый мандат — впервые с 2019 года. (С началом боевых действий и вводом военного положения все национальные выборы были отложены на неопределенный срок.) Зеленский сказал, что такой подход бы его устроил, потому что это повысит явку».
Воспринимать все это всерьез трудно, поскольку в статье The Atlantic парой абзацев выше процитировано строго противоположное заявление. Дескать, Зеленский «скорее в принципе откажется от "сделки", чем навяжет своему народу невыгодное соглашение. Даже после четырех лет напряженных боевых действий он говорит, что готов продолжать борьбу, если это необходимо для обеспечения достойного и прочного мира. "Украина не проигрывает", — решительно заявил он». То есть советники главы киевского режима обещают одно, а сам он настроен категорически иначе.
С другой стороны, одна из особенностей конфликта на Украине состоит в том, что украинское руководство на протяжении вот уже более десяти лет выдает внутрь и вовне противоречивую информацию. Привыкшее вертеться, как уж на сковородке, между ожиданиями украинцев и требованиями западных хозяев, оно регулярно идет на прямой обман то одних, то других.
Наверное, в Киеве полагают, что именно так и выглядит настоящая Realpolitik. Но это большая ошибка, которая в итоге и приведет к краху. Причем довольно скоро. Противоречия между заявлениями «для своих» и «для чужих» давно не секрет ни для украинцев, ни для Запада, ни тем более для России. Именно поэтому на них и давят со всех сторон, пытаясь принудить хоть к какой-то честности. Но актерство, по всему видно, настолько вошло в плоть и кровь пана Зе, что он давно перестал различать, где реальность, а где написанный для него западными хозяевами и советниками сценарий поведения.
С учетом всего этого на правду больше похожи не патриотические выкрики главы киевского режима, а приходящие из разных источников сведения о том, что-де Киев согласился с неизбежными территориальными потерями. На это указывает и то, что, по словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, российскую делегацию на очередном раунде переговоров по Украине, который пройдет 17-18 февраля в Женеве, возглавит Владимир Мединский. Напомним, что прошлый раз главой был начальник ГУ ГШ РФ адмирал Игорь Костюков, и эта смена подтверждает, что предметом обсуждения на женевском раунде станут, скорее всего, не конкретные детали соглашения, а общие условия его подписания.
«Сейчас речь идет о заключении договора на основе 20 пунктов мирного плана. Дедлайн — весна. Первый тур выборов президента и референдум о поддержке мирного плана Зеленского могут состояться в первую неделю июня, — прогнозирует украинское "Зеркало Недели". — При этом даже если удастся договориться с Путиным о прекращении огня (а президент вчера заявил, что без прекращения огня выборов не будет), военное положение на Украине на период выборов и референдума отменено не будет. И это может стать основной технологией. Официально Банковая будет продавать это так: "Разве мы можем довериться Путину и отменить военное положение, пока не ратифицированы все предоставляемые нам гарантии безопасности?". C другой стороны, для выборов это контролируемый властью телевизор, сжатые сроки кампании, комендантский час, закрытые границы».
Спешка, с которой Украина готовит плебисцит, вполне объяснима. Прежде всего, интерес Дональда Трампа к урегулированию конфликта скоро иссякнет. У президента США накопилось слишком много внутренних проблем, включая миграционный кризис и резко усилившееся давление демократов. И все их надо решить очень срочно — до грозящих ему провалом ближайших промежуточных выборов. Они назначены на 3 ноября, но кампания уже началась, и чем раньше республиканцам удастся расплеваться с украинской повесткой, тем лучше для них.
Если до лета мирное соглашение не будет заключено, Вашингтон умоет руки, свалив вину за провал, вероятнее всего, на Киев. В любом случае, это приведет к тому, что никаки рычагов давления на Кремль у Банковой не останется. Не считать же за таковые цирковые кульбиты еврократов, по-прежнему верящих в иллюзорную «перемогу» и «границы 1991 года»!
Пока Еврокомиссия бредит бесконечными санкциями, настоящая Европа тоже стремительно утрачивает интерес к поддержке Киева. Да, ЕС продолжает (стараниями кровно заинтересованного в этом руководства!) выделять Украине миллиарды евро. Но говорить об этих траншах как следствии консолидированного решения европейских лидеров уже не приходится. Ведь на уровне отдельных стран положение гораздо хуже! Что доказывает пример Германии, чьи возможности по поставкам военного снаряжения на Украину исчерпались. Надо думать, в ближайшее время что-то подобное начнет звучать и из уст других европейских лидеров.
Причем неважно, так оно на самом деле или не так — важнее сам факт подобных заявлений. Особенно на фоне слов генсека НАТО Марка Рютте, внезапно поддержавшего инициативу Парижа по срочному восстановлению контактов с Москвой. Актуальность этого вопроса настолько велика, что даже привела к обострению отношений внутри Евросоюза. Если Франция и Германия, которых поддержала Италия (не говоря уже о Венгрии со Словакией!), продвигают идею возобновления диалога с Россией, то курируемое Великобританией русофобское крыло ЕС, прежде всего Польша и так называемые страны так называемой Балтии, категорически против.
Из всего этого следует простой вывод: России необходимо действовать без всякой оглядки на заявления и шаги киевского режима. Никакие его заверения не стоят бумаги, на которой они зафиксированы, пока их выполнение не будет гарантировано более ответственными игроками уровня тех же США. До этого момента спецоперация должна идти своим ходом. Как об этом и говорил российский лидер Владимир Путин, сказавший, что цели СВО будут достигнуты в любом случае, а случится это за счет дипломатических или военных усилий — не столь важно.