Муса Джалиль — известный советский поэт, чье имя стало символом мужества и любви к Родине. Он написал много проникновенных стихов, а особенно известна его «Моабитская тетрадь». Даже находясь в плену, Джалиль не изменил своим убеждениям и продолжал бороться. В 1944 году он погиб, но его подвиг навсегда остался в памяти людей. Стихи Мусы Джалиля вошли в золотой фонд мировой литературы.
В нашей статье мы расскажем о его жизни, творчестве и героической деятельности в немецком плену.
Детство и отрочество
Муса Джалиль (Залилов) родился 15 февраля 1906 года в деревне Мустафино, Оренбургской губернии. О его родителях и происхождении известно не так много. Сам Муса в 1939 году в анкете, где задавался вопрос о происхождении и основных занятиях родителей, написал: «Отец — крестьянин, в основном занимался с/хоз. (сельским хозяйством), периодами мелкой торговлей, мать — домохозяйка». Однако дети с ранних лет были причастны к творчеству. Бабушка Мусы, ее звали Гильми, была сказительницей, а мать Рахима была дочерью муллы. Она сочиняла баиты (стихи от первого лица) и задушевно исполняла старинные народные песни.
В 1913 году семья Залиловых переехала в Оренбург, где Муса продолжил образование в медресе «Хусаиния», которое считалось одним из лучших мусульманских учебных заведений в Российской империи. Здесь преподавали не только религиозно-схоластические, но и светские дисциплины, учили русский и другие языки. Многие из выпускников стали впоследствии учителями, известными писателями и поэтами, общественными и политическими деятелями. Об этом периоде жизни Джалиля его товарищ, башкирский писатель Сагит Агиш написал повесть «Земляки».
С началом Гражданской войны семья вернулась в родную деревню, где вскоре отец Мусы умер. Трудно представить, что пережил в тот момент подросток. Однако трудности только закалили его характер, и он смело вступил в самостоятельную жизнь. В 1919 году Муса написал стихотворение «Счастье», которое было опубликовано на первой полосе газеты «Кызыл йолдыз» («Красная звезда») Туркестанского фронта. В нем тринадцатилетний автор говорил о том, что высшим счастьем считает героическую смерть за трудовой народ. Под стихами стояла подпись «Кечкене Жалиль», то есть «Маленький Джалиль». С тех пор он всегда подписывал свои произведения этим псевдонимом.
Если б смерть, не давая подняться с земли,
Придавила меня кулаком, —
Я бы счастьем считал эту гибель в бою,
Славу смерти геройской я в песне пою.
Друг-рабочий, винтовку возьми — и в поход!
Жизнь отдай, если надо, за волю свою.
Пламенная юность
В Мустафино проявился неуемный и кипучий характер Джалиля. Он создал детский клуб «Красные цветы», где ребята учились играть на мандолине, проводили собрания, выпускали стенгазету и рукописный журнал, ставили спектакли по пьесам самого Мусы. В 1920 году на базе этой организации была образована комсомольская ячейка. Вступив в РКСМ, пятнадцатилетний Муса продолжил работать с детьми и одновременно вступил в ряды ЧОН (Части особого назначения), чтобы защищать родные края от бандитов.
В 1921 году Муса вернулся в Оренбург, где поступил в Татарский институт народного образования и параллельно посещал партийную школу. Кроме того, комсомолец занимался ликвидацией безграмотности среди земляков. Вот что вспоминал товарищ Джалиля Закир Рахманкулов:
«Здесь, в партийной школе, среди бойцов ЧОНа, пришедших из окопов Гражданской войны, рядом с рабочей и сельской молодежью, 16-летний Муса вплотную соприкасается с новой жизнью, попадает в совершенно новую для него обстановку, в которой курсанты обретали настоящую идейную закалку. Учиться и нести службу было делом не из легких. Днем мы занимались в аудиториях. В аудитории мы шли часто подпоясанные патронташем, с винтовками в руках, ибо, как курсанты губсовпартшколы, являлись бойцами в батальоне ЧОНа».
Сам Джалиль отразил атмосферу времени в одном из своих стихов:
…Не страшась кровопролитной битвы,
Мы пойдем, как буря напролом.
Пусть кому-то быть из нас убитым, —
Никому из нас не быть рабом!»
Известный писатель
В следующем году Джалиль переехал в Казань, где продолжил образование в Восточно-педагогическом институте. С 1925 года Джалиль находился на комсомольской работе в Оренбуржье, сначала в уездном комитете, затем в губернском. В 1927 году Мусу Джалиля, делегата Всесоюзной комсомольской конференции, выбрали членом ЦК ВЛКСМ. В 1927 году он уехал в Москву и поступил учиться в МГУ на факультет литературы и искусства. В столице Муса познакомился с известными советскими поэтами Александром Жаровым, Александром Безыменским, Михаилом Светловым, слушал выступления Владимира Маяковского. По окончанию обучения Муса работал редактором татарских детских журналов, руководил отделом литературы и искусства в татарской газете «Коммунист».
В этот период окончательно сформировался его поэтический дар. До начала войны опубликовал 10 сборников, среди которых «Орденоносные миллионы». Он перешел к более крупным формам — поэмам, начал переводить на татарский язык произведения Пушкина, Некрасова и других классиков.
В 1935 году Джалиля пригласили в Казань на должность заведующего литературной частью Татарского театра оперы и балета. После продолжительных уговоров он вместе с женой Аминой и дочерью Чулпан в 1939 году переехал в Татарскую АССР, занял пост ответственного секретаря Союза писателей Татарской АССР.
Военный журналист
К началу Великой Отечественной Муса Джалиль уже был известным татарским поэтом. Однако в первый же день войны он подал в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт. После окончания краткосрочных курсов политработников в Мензелинске, весной 1942 года поэт был направлен во 2-ю ударную армию, сражавшуюся на Ленинградском и Волховском фронтах. Там Джалиль получил направление в редакцию фронтовой газеты «Отвага».
Несмотря на сложную обстановку, он находил время, чтобы писать стихи и всюду носил с собой толстую тетрадь со своими сочинениями. «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда, и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть…», — написал он в письме домой.
А летом этого же года 2-я ударная оказалась в котле и практически прекратила существование. Муса Джалиль был тяжело ранен в грудь и попал в плен:
Судьба посмеялась надо мной:
Смерть обошла — прошла стороной.
Последний миг — и выстрела нет!
Мне изменил мой пистолет…
В сопротивлении
Его отправили в лагерь у станции Сиверской Ленинградской области, затем несколько раз переводили в другие пункты сортировки военнопленных. В последних числах октября 1942 года Джалиля привезли в польскую крепость Демблин, где собирали в основном военнопленных национальностей Поволжья и Приуралья: татар, башкир, чувашей, марийцев, удмуртов. Там Джалиль познакомился с разведчиком Гайнаном Курмашем, который в 1942 году в составе особой группы был с заданием заброшен в немецкий тыл, но был схвачен.
В Демблине гитлеровцы набирали «добровольцев» в специальное подразделение, целью которого была борьба с евреями и большевиками. Особое внимание уделялось писателям и публицистам, которые могли бы убеждать других пленных присоединиться к вермахту. Согласившихся помогать вывезли в Берлин, хорошо кормили, обучали, рассказывали о ситуации в Третьем рейхе. Однако у Мусы и его товарищей была другая задача — «взорвать легион изнутри», не позволить фашистской идеологии затуманить сознание земляков.
Муса и его единомышленники создали подпольную коммунистическую организацию, куда вошли журналист Рахим Саттар, детский писатель Абдулла Алиш, инженер Фуат Булатов, экономист Гариф Шабаев. Получив доступ к пропагандистским ресурсам, они начали использовать их в своих целях. Так, сотрудники отдела радиовещания принимали сводки Совинформбюро, работники типографии тайно их размножали на гектографе, а журналисты писали нарочито скучные статьи. На 14 марта 1943 года было запланировано масштабное восстание. Однако за три дня до его начала гитлеровцы разоблачили подполье и арестовали всех участников.
Муса Джалиль был брошен в Моабитскую тюрьму Берлина, куда традиционно помещали главных противников режима. Здесь он написал свое поэтическое завещание — знаменитый сборник, известный как «Моабитская тетрадь». До нас дошли два блокнота со строками, полными боли, надежды и безграничной любви к Родине. Первый вынес из тюрьмы бывший узник Габбас Шарипов. Вторую тетрадку, написанную латинским шрифтом, Муса передал соседу по камере, бельгийскому патриоту Андре Тиммермансу. Несколько блокнотов были утеряны в послевоенные годы.
Гитлеровцы в течение нескольких месяцев пытали и допрашивали подпольщиков. А 25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен на гильотине в тюрьме Плётцензее.
После войны
Впервые тюремные стихотворения Мусы Джалиля были опубликованы в 1953 году в «Литературной газете» по инициативе Константина Симонова. В 1957 году за моабитский цикл стихов автор был посмертно удостоен Ленинской премии. Позднее «Моабитская тетрадь» была переведена более чем на 60 языков мира.
В одном из своих последних стихотворений Джалиль написал:
Прости меня, Родина, чье святое
Имя не раз повторял я в бою,
Прости за то, что с последним вздохом
Не отдал я жизнь во славу твою.
Узнать больше о вкладе советских деятелей искусства в Победу и других героических эпизодах Великой Отечественной вы сможете в специальном разделе экспозиции Музея Победы «Подвиг Народа».