Найти в Дзене
Арина Зубарева

Главный штаб, январь 2026. Выставка «Кабинет книги художника»

Это постоянная экспозиция, которую я почему-то не помню с прошлого года. В 2015 году впервые в истории Эрмитажа иллюстрированным книгам было отведено постоянное место в экспозиции музея, ведь выставляемые книги – необычные. Это работы больших мастеров, многие из которых получили всемирную известность как живописцы или скульпторы. Иллюстрации, как правило, выполнены в оригинальных графических техниках – это офорты, литографии, ксилографии, но отнюдь не привычные нам сейчас фоторепродукции. Произведения на бумаге нельзя длительное время держать на свету, поэтому 3-4 раза в год экспозиция обновляется. "Книга не нуждается в дополнении подражательной иллюстрацией. Художник и писатель должны действовать вместе, не смешиваясь, но параллельно. Рисунок должен быть пластическим эквивалентом стиха. Я не скажу: первая скрипка и вторая скрипка, но – согласованный ансамбль". В «Пантагрюэле» мастер впервые в своей практике обратился к цветной печати. Работа Дерена обозначила один из векторов эволюции

Это постоянная экспозиция, которую я почему-то не помню с прошлого года.

В 2015 году впервые в истории Эрмитажа иллюстрированным книгам было отведено постоянное место в экспозиции музея, ведь выставляемые книги – необычные. Это работы больших мастеров, многие из которых получили всемирную известность как живописцы или скульпторы. Иллюстрации, как правило, выполнены в оригинальных графических техниках – это офорты, литографии, ксилографии, но отнюдь не привычные нам сейчас фоторепродукции. Произведения на бумаге нельзя длительное время держать на свету, поэтому 3-4 раза в год экспозиция обновляется.

Анри Матисс. Иллюстрации к «Пасифая. Песнь Миноса», Анри де Монтерлан (1944)
Анри Матисс. Иллюстрации к «Пасифая. Песнь Миноса», Анри де Монтерлан (1944)
"Книга не нуждается в дополнении подражательной иллюстрацией. Художник и писатель должны действовать вместе, не смешиваясь, но параллельно. Рисунок должен быть пластическим эквивалентом стиха. Я не скажу: первая скрипка и вторая скрипка, но – согласованный ансамбль".

В «Пантагрюэле» мастер впервые в своей практике обратился к цветной печати. Работа Дерена обозначила один из векторов эволюции livre d'artiste середины–второй половины XX века: начиная с 1940-х годов книга всё чаще понимается как эффектное цветное издание.

Хуан Грис. Иллюстрации к «Au soleil du plafond», Пьер Реверди (1955)
Хуан Грис. Иллюстрации к «Au soleil du plafond», Пьер Реверди (1955)

«Au soleil du plafond» – самая эффектная книга художника и одна из главных книг с кубистическими иллюстрациями – появилась, когда самого Гриса уже давно не было в живых, а кубизм стал историей. В 1916 году по инициативе Леонса Розенберга возник проект: создать книгу, в которую планировалось включить 20 натюрмортных композиций Хуана Гриса и 20 стихотворений Пьера Реверди, с которым художник был дружен. Примерно в 1920 году идея издания была оставлена. К этому времени Грис успел сделать 11 иллюстраций. Эти работы хранились у Леонса Розенберга и были найдены после его смерти в 1947 году. В итоге сам Реверди и наследники художника издали задуманную книгу. В «Au soleil du plafond» поэт пишет настолько крупно, что короткие стихотворения занимают по 3-3,5 страницы.

Жорж Брак. Иллюстрации к «Свобода морей», Пьер Реверди (1959)
Жорж Брак. Иллюстрации к «Свобода морей», Пьер Реверди (1959)

Стихи Реверди – в основном недлинные лаконичные тексты, в которых больше скрыто, чем рассказано, – изобилуют нестандартными сравнениями, неожиданными метафорами и парадоксальными словесными образами. Брак дополнил рукопись аскетичными, главным образом черно-белыми рисунками – абстрактными или предметными. Наиболее эффектно оформлены начало и конец каждого текста.

Жоан Миро. Иллюстрации к «Говорить одному», Тристан Тцара (1950)
Жоан Миро. Иллюстрации к «Говорить одному», Тристан Тцара (1950)

Тцара написал поэму «Говорить одному» в психиатрической клинике, где провёл 2 месяца, наблюдая жизнь пациентов и подолгу беседуя с ними. Этот опыт отразился в его стихах, где нарушаются привычные связи между явлениями и слова обыденной речи вступают в новые, неожиданные отношения. Задумав издать текст как иллюстрированную книгу, Тцара обратился к Миро, с которым давно был дружен. Он пояснил, что художник как никто другой "чувствует те глубочайшие основы, к которым приближается человек, когда его сознание обнажено".

Льюис Кэрролл был одним из любимых писателей сюрреалистов. Работая на иллюстрациями (по одной на каждую главу), Дали почти ничего не приходилось придумывать. Он просто следует за автором по фантастическому миру и создаёт композиции с узнаваемыми сценами и персонажами, лишь изредка включая в них то свои фирменные мягкие часы, которые здесь перекликаются с темой пластичного времени, то насекомых наподобие кузнечиков (Дали в детстве очень боялся этих насекомых).