Она была звездой во времена, когда телевидение ещё не начало победное шествие по стране, а с артистами знакомились по выступлениям и пластинкам. Капиталина Лазаренко успела и выступить перед Сталиным, и прокатиться по заграницам с Хрущёвым, и покорить советской и польскую публику прежде чем её эстрадная слава ушла в прошлое.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Точно неизвестно, связано ли написание имени Капиталина с «Капиталом» Карла Маркса или это просто сознательная (или несознательная) ошибка в документах. Ведь есть же вполне православное имя Капитолина, упомянутое и в святцах... На некоторых пластинках имя певицы пишется с «о», хотя чаще — всё-таки через «а».
Девочка из крестьянской семьи, Капиталина Шаманова сумела выйти в ранг звёзд советской эстрады 1950-х и 1960-х. Ее голос — мягкий, глубокий, окрашенный характерной бархатной интонацией — узнавали с первых нот. Пластинки звучали по всему Советскому Союзу. А одна песня даже подарила имя знаменитым духам.
Как пишут биографы, будущая певица появилась на свет 13 февраля 1925 года в приволжском селе Танкеевка. Её родители были крестьянами, певшими в церковном хоре. Отсюда и первые навыки пения, контроля за голосом...
Приходилось непросто: голод погнал в Махачкалу. По рассказам Лазаренко, там её отца объявили врагом народа. Не дожидаясь ареста, родители, прихватив маленькую Капу, бежали в горы, где скрывались более года, пока обвинение не было снято.
Уже после возвращения в Махачкалу юная Капиталина Лазаренко познакомилась с патефонными записями Изабеллы Юрьевой и Александра Вертинского. С них началось увлечение сценой и пением.
В 1943 году Капиталина Шаманова окончила музыкальную школу и начала выступать в госпиталях, перед киносеансами, во Дворце культуры рыбаков. По словам певицы, в репертуар бралось всё подряд: оперные партии, мелодии из оперетт, песни советских композиторов... Любая музыка, которая помогала сгладить тяготы военного времени и поднять дух бойцов.
Жизненный путь Капиталины круто изменил приезд в Махачкалу Литовского джаз-оркестра. Музыканты оценили вокальные данные участницы хора Дагестанского радиокомитета, пригласили её на репетицию — и уговорили ехать с ними.
К тому времени Капиталина уже носила фамилию мужа — фронтовика Василия Лазаренко — и воспитывала сына. Ребёнка взяла на попечение бабушка, а восходящая эстрадная звезда устремилась в столицу. Впереди ждали вокзалы, общежития, первые крупные выступления, учёба в Гнесинке, совмещённая с работой...
Приютила новую участницу коллектива солистка оркестра Эсфирь Ласкина, которая и предоставила кров, и научила петь, и представила дебютантку маститым эстрадным артистам.
После успешного выступления в Концертном зале им. Чайковского дирекция Всероссийского гастрольно-концертного объединения пригласила молодую певицу в концертную группу Александра Вернера, с которой Капиталина Лазаренко объездила множество городов и получила первое признание публики.
В 1953 году в Центральном доме работников искусств на выступление Лазаренко обратил внимание сам Леонид Утёсов. К тому времени маэстро искал замену дочери Эдит, которая по распоряжению властей была вынуждена уйти из его коллектива во избежание «семейственности».
Певица была расстроена, считала, что спела плохо, и плакала за кулисами. Вдруг услышала голос: «Где же здесь Капочка Лазаренко?» Утёсов подошёл, тронул за плечо: «Деточка, как вы хорошо пели. Идите ко мне работать».
Три года в оркестре Леонида Утёсова стали для Капиталины Лазаренко настоящей школой эстрадного мастерства. Солистка исполняла по восемь песен за концерт и не раз выходила на бис. Именно с Утёсовым она записана первую пластинку. Экзотическая мелодия в мексиканском стиле «Гитана» пользовалась в СССР колоссальной популярностью.
Капиталина Лазаренко блистала со сцены московского театра «Эрмитаж» в качестве солистки Государственного эстрадного оркестра РСФСР под управлением Леонида Утёсова. Затмевая порой и самого лидера коллектива... Такой успех со временем начал раздражать мэтра. В один момент он дал волю ревности, и творческий союз распался.
По словам певицы, отношения с Утёсовым складывались непросто: «Сам любимец публики, он, думаю, считал, что все лавры должны принадлежать только ему».
Капиталина Лазаренко перешла в оркестр гениального Эдди Рознера, только что вернувшегося из лагерей. Трубач как раз восстанавливал коллектив и искал подходящих исполнителей. Для солистки Рознер написал песенку «Может быть» на стихи Юрия Цейтлина, которая мгновенно стала шлягером. Настолько заметным, что в Польше в её честь назвали духи «Być może».
Капиталина Лазаренко была обласкана властями. Ещё до знакомства с Утёсовым её приглашали на закрытые правительственные концерты, она была знакома с представителями государственной верхушки. По словам самой певицы, Николай Булганин представил её Сталину, который любил старинные русские романсы. Выступала она и на «победном» приёме в гостинице «Метрополь», организованном в 1945 году.
Никита Хрущёв возил Капиталину Лазаренко с собой в границы в составе делегаций, и какое-то время советская певица с успехом выступала в нью-йоркском «Колизее».
При этом регалиями высокопоставленные поклонники свою любимицу не баловали. Звание Заслуженной артистки РСФСР Капиталина Лазаренко получила только в 1976 году, Народной артистки Российской Федерации — только в 1994 году.
В послевоенные годы Капиталина Лазаренко конкурировала на эстраде с Ниной Дордой и Геленой Великановой. Дорда тоже выступала с Эдди Рознером, но от предложения заменить Эдит Утёсову в коллективе отца отказалась по этическим причинам. Гелена Великанова пристально следила за нарядами соперниц и порой закатывала скандал, если её имя на афише стояло ниже Лазаренко.
В репертуаре Капиталины Лазаренко рядом с экзотическими мелодиями «Гитаной» и «Бесаме мучо» уживались и лирические «Журавли», и непременные военные песни: «Мой муж был кадровый военный, прошёл путь от рядового до генерала. Воевал, был контужен, но, к счастью, вернулся живой. И я просто не мыслю своего репертуара без песен времён Великой Отечественной. Не могу не петь об этом, о верности ушедшим...»
И всё-таки довольно скоро Капиталина Лазаренко сошла с большой сцены. Появились более молодые и бойкие конкурентки. Нина Дорда рассказывала: «Помню, в Курске у меня было четыре концерта с переаншлагами — на люстрах висели… Через несколько лет приезжаю туда же, а зал на половину не продан… Пришли Пугачёва, Толкунова, Соня Ротару. И нас смыло этой волной. Гелена Великанова, Капа Лазаренко, я — у нас сборы кончились в одну минуту».
Капиталина Лазаренко продолжала выступать в программах, посвящённых старой эстраде, гастролировала даже по США. А со сценой попрощалась только в 2004 году, приурочив это событие к 60-летию концертной деятельности. Певица ушла незаметно, оставив после себя коллекцию пластинок — и благодарную память о себе. Её не стало 7 января 2007 года.
Капиталина Лазаренко: «Я вспоминаю танцплощадку, 1941 год. Мне 16 лет. Звучит "Рио-Рита", и ко мне идет молоденький лейтенант, только выписавшийся после тяжелых ранений из госпиталя. Потом — долгие чаепития, я прошу маму разрешить выйти замуж за лейтенанта Лазаренко...»
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!