Найти в Дзене
Ветер Восточный

#Изжизнистартапов

Раньше в американских СМИ было модно рассказывать о стартапах, как они бедные в гаражах страдали, света белого не видели и работали не покладая рук. В старые добрые времена, году в эдак 2015-ом, в американской прессе существовал даже отдельный жанр. Редакторы называли его «From Garage to Greatness», венчурные капиталисты вздыхали от умиления, а читатели исправно кликали на заголовки. Формула была проста: берется молодой человек в рубашке, желательно бросавший Стэнфорд ради великой цели, размещается в помещении с бетонным полом или другим подходящим антуражем, после чего описывается путь к миллиардной оценке. Космическая отрасль не стала исключением. Надо было срочно убедить публику, что космос — это не только про правительство, дядек в очках и бюджетные слушания в Конгрессе, это ещё и про дерзких парней с паяльниками наперевес. Никто не отточил этот жанр до такого совершенства, как журналисты западных СМИ. Журнал Wired плакал от восторга, описывая, как команда Astra ютилась в скромном

#Изжизнистартапов

Раньше в американских СМИ было модно рассказывать о стартапах, как они бедные в гаражах страдали, света белого не видели и работали не покладая рук. В старые добрые времена, году в эдак 2015-ом, в американской прессе существовал даже отдельный жанр. Редакторы называли его «From Garage to Greatness», венчурные капиталисты вздыхали от умиления, а читатели исправно кликали на заголовки. Формула была проста: берется молодой человек в рубашке, желательно бросавший Стэнфорд ради великой цели, размещается в помещении с бетонным полом или другим подходящим антуражем, после чего описывается путь к миллиардной оценке. Космическая отрасль не стала исключением. Надо было срочно убедить публику, что космос — это не только про правительство, дядек в очках и бюджетные слушания в Конгрессе, это ещё и про дерзких парней с паяльниками наперевес.

Никто не отточил этот жанр до такого совершенства, как журналисты западных СМИ. Журнал Wired плакал от восторга, описывая, как команда Astra ютилась в скромном помещении на бывшей военно-морской базе «Аламеда». Однако сценарий дал трещину, когда выяснилось, что этот «гараж» ранее являлся цехом по ремонту реактивных двигателей ВМФ США, а до этого — ангаром морской авиации. В старые времена на такое требовалось разрешение Конгресса.

Возьмем, к примеру, The Spaceport Company. Звучит как фирма по организации праздников для туристов с деньгами. На деле — стартап, который строит плавучие космодромы. Прямо в Мексиканском заливе. И не как-нибудь, а под чутким руководством программы NSIC (National Security Innovation Capital) — структуры Пентагона, созданной Конгрессом в 2019 году специально для того, чтобы «доверенный капитал» дал стартапам денег на развитие или чтобы разработки не ушли к «потенциальным противникам». Интересна формулировка: проблема не в том, что стартапы не могут построить ракету. Проблема в том, что они могут взять деньги у кого не надо, решение — создать государственный фонд, выдать $35 миллионов The Spaceport Company и с чистой совестью рапортовать о победе над шпионами.

Однако было бы наивно полагать, что за всей этой гаражной эстетикой стоит исключительно частная инициатива и огонь предпринимательства. За каждым таким «гаражом» сегодня стоит офицер и у него в руках чековая книжка Пентагона.

Пентагон раздает деньги на возвращаемые капсулы. Inversion Space получает $71 миллион по программе STRATFI. Outpost Space — $33,2 миллиона. Официальная легенда: «Автономные спускаемые аппараты, которые можно вызвать на Землю по требованию, преобразят логистику». Неофициальная: военным надоело ждать, пока C-17 Globemaster доползет до точки назначения. Хочется нажать кнопку в Колорадо-Спрингс — и через 45 минут получить ящик с боеприпасами в Тихом океане.

Компания York Space Systems типичный представитель американских стартапов. С момента своего основания в 2012 году совершила 74 космических полета. В настоящее время компания сотрудничает с Министерством обороны США и в 2022 году заключила контракт с Агентством космического развития США. В мае 2025 года Трамп объявил о планах создания системы противоракетной обороны «Золотой купол» стоимостью 175 миллиардов долларов. По данным Бюджетного управления Конгресса, стоимость проекта может составить до 831 миллиарда долларов.

«Исторически сложилось так, что нас воспринимают исключительно как производителя космических аппаратов, но на самом деле мы предлагаем комплексное, целостное решение», — сказал Уоллингер. «И именно такое решение «под ключ» необходимо национальной обороне».

До основания York Space Systems Дирк Уоллингер успел поработать на всех этажах американской аэрокосмической отрасли. Ведущим системным инженером в Orbital Sciences (ныне часть Northrop Grumman), General Dynamics и Lockheed Martin, участвовал в создании аппаратов: коммерческий спутник наблюдения GeoEye-1, разведывательный ORS-1, космический гамма-телескоп имени Ферми (Fermi Gamma-ray Observatory), эксперимент NFIRE (Near Field Infrared Experiment) и участвовал во множестве засекреченных программ, о которых нельзя говорить даже спустя годы.

🌪 Ветер Восточный

-2