Найти в Дзене
Вадим Попов

Вся правда о блокировке Телеграм

Событие недели, если не года - замедление Телеграм Роскомнадзором, на мой взгляд, уже стало переломным моментом в регуляции информационного пространства России. Нужно понимать, что в логике властей (если не брать в расчет финансовый интерес от внедрения Мах) огромное неконтролируемое пространство общественно-политического диалога, которое сейчас представляет собой Телеграм, сложно поддается контролю и к выборам в Госдуму в 26-м создает политические риски. Парадокс в том, что блокировка самого популярного мессенджера в стране как раз таки вызовет мощное социальное напряжение и негодование. А вообще, консервирование экспертного дискурса в стране имеет и еще одну проблему: если раньше каналы тех же военкоров и блогеров выступали в роли выхлопного клапана для сбрасывания пара общественного напряжения, то куда теперь пойдет общественный гул? И если телеканалы работали по этому принципу с возрастной аудиторией, то тг-каналы охватывали людей среднего возраста. Похоже, что блокировка телеги мо

Событие недели, если не года - замедление Телеграм Роскомнадзором, на мой взгляд, уже стало переломным моментом в регуляции информационного пространства России. Нужно понимать, что в логике властей (если не брать в расчет финансовый интерес от внедрения Мах) огромное неконтролируемое пространство общественно-политического диалога, которое сейчас представляет собой Телеграм, сложно поддается контролю и к выборам в Госдуму в 26-м создает политические риски. Парадокс в том, что блокировка самого популярного мессенджера в стране как раз таки вызовет мощное социальное напряжение и негодование. А вообще, консервирование экспертного дискурса в стране имеет и еще одну проблему: если раньше каналы тех же военкоров и блогеров выступали в роли выхлопного клапана для сбрасывания пара общественного напряжения, то куда теперь пойдет общественный гул? И если телеканалы работали по этому принципу с возрастной аудиторией, то тг-каналы охватывали людей среднего возраста. Похоже, что блокировка телеги может привести к росту мелких ячеек идеологического брюзжания, наподобие кухонных и гаражных посиделок позднего советского периода.

Уверен, что с момента замедления до полной блокировки Telegram осталось не больше месяца. В своем заявлении Павел Дуров дал четко понять, что договариваться с российскими властями не намерен. При этом политики в российской власти оказались не готовы к блокировке Telegram: гражданские чиновники не в курсе ситуации и не имеют возможности влиять на нее. Нужно понимать, что полноценной альтернативы Telegram в России нет. Max лишь частично претендует на эту роль и не пользуется доверием значительной части аудитории. Блокировка Telegram приведет к тому, что власть потеряет возможность эффективно влиять на общественное мнение через всеобъемлющую сетку телеграм-каналов, в том числе официальных, которые принадлежат практически всем госструктурам.

Вы спросите, кому выгодно блокировка Телеграм? Главными заинтересантами в его замедлении выступают силовые структуры. Эти меры напрямую связаны с решениями Совбеза о контроле информационных потоков.

Как же быть в новой телеграм-реальности? В отличии от Меты, Телеграм пока не стал «запрещенной соцсетью». Пока что усложняется доступ к самому приложению. Значит, крупные игроки не уйдут из телеги. Прогнозирую, что сегмент Рунета расколется на две части. Обычные пользователи будут пользоваться «белым списком» и нацмессенджером. Это примерно 20-30% аудитории, которая и так пользуется Одноклассниками и Дзеном. Оставшиеся 50-80% будут совершенствоваться в обходе блокировок. Даже при блокировке телеги ее продолжат читать чиновники, политики и эксперты и она станет этаким премиальным элитарным мессенджером. То есть произойдет повторная элитизация телеграмма, так как он будет подчищен от избыточно аудитории «простаков», вновь став площадкой для избранных.