Георгий Жеряков — композитор, звукорежиссер и продюсер из Санкт-Петербурга, чья музыка прозвучит сегодня на весь мир на Олимпийских играх в Милане. Под его саундтрек из фильма "Онегин" (2024) выступит российский фигурист Петр Гуменник. О том, как создавался саундтрек, удивился ли он, что под его музыку будут исполнять олимпийскую программу, а также о том, можно ли сыграть такую эмоцию, как зависть, артист поговорил с ТАСС
О мечте детства
Георгий Жеряков родился в 1982 году в Череповце в семье композитора и воспитателя детского сада. Впервые заинтересовался пианино в два с половиной года, когда увидел его в магазине музыкальных инструментов. В 12 он уже точно знал, что хочет быть кинокомпозитором. Многие из нас хорошо знакомы с творчеством Георгия, хотя и не подозревают об этом: он сочинил музыку к семи приставочным играм для Sony PlayStation 3, а также для всемирно известных компьютерных игр Birds of Steel, War Thunder и BattleBlock Theater. Кроме того, на цифровых платформах он выпускает свои произведения под псевдонимом George Govard.
С 2014 года Георгий работал на киностудии "Мельница", где оркестровал и сочинял музыку к анимационным фильмам из серий "Три богатыря " и "Иван-царевич и Серый Волк". Был у него и определенный опыт работы в игровом кино, причем все с тем же Сариком Андреасяном, режиссером "Онегина". Они совместно трудились над фильмом "Защитники" 2017 года.
О пути к Олимпу
Как рассказал Георгий, в конце 2025 года ему позвонила Тамара Николаевна Москвина — наша прославленная фигуристка и тренер — и попросила разрешение на использование его музыки из кинофильма "Онегин" в исполнении Балтийского симфонического оркестра на Олимпийских играх в произвольной программе Петра Гуменника. "На доли секунды я потерялся. Вдруг возникла ситуация, когда музыка продолжает жить отдельно от фильма, да еще может прозвучать на такого уровня мероприятии", — вспоминает композитор, добавляя, что почувствовал сильное волнение и, конечно, внутренний подъем, поняв, что создал нечто, понравившееся многим. Он также отмечает, что важную роль в успехе его работы сыграли Евгений Щеголев — руководитель Балтийского симфонического оркестра, а также его главный дирижер — Валентин Богданов. И, конечно, супруга Георгия — композитор Мария Говард, которая написала несколько треков.
До звонка Москвиной комозитор не интересовался фигурным катанием и впервые посетил соревнования тогда же, в конце прошлого года, когда пришел на финал чемпионата России. Там Петр Гуменник, выступая под музыку Георгия, занял первое место. "Сердце очень билось, я волновался за Петра, особенно когда он высоко подпрыгивал и быстро крутился и когда приземлялся и весь зал взрывался ревом. Ошеломляющая поддержка. И это все еще под твою музыку. Это, конечно, очень сильное впечатление", — делится воспоминаниями Георгий.
Из 40 композиций, которые составляли саундтрек "Онегина", в музыкальный номер Гуменника вошли три. "Открывает выступление Петра трек "Письмо Онегина к Татьяне". Это эпический размах, очень много пространства — ярко получается", — говорит Георгий. По его словам, именно этот трек был самым популярным на всех музыкальных площадках в первый год после премьеры фильма.
Затем идет вальс "Тост Онегина к Татьяне". "Я помню, что хотел передать движение танца, передать гибкость движений, чтобы она была в мелодических линиях. И мне, видимо, это удалось, раз именно этот вальс попал в программу Петра", — говорит композитор.
В конце программы звучит третий трек — "Потух огонь на алтаре", который, по словам Георгия, звучит "как откровение, как сожаление, как финал драматической истории Онегина".
Об отношении к популярности
По словам композитора, предложение Тамары Москвиной было настолько неожиданным, что он даже заинтересовался — какова вероятность для современного композитора, что его музыка прозвучит на Олимпийских играх? "Я же не очень популярный автор, чтобы мою музыку выбирали. Я задал вопрос нейросети, и она рассчитала, что шанс равен примерно 1 к 12 млн. Музыка же должна сначала попасть в отборочную программу, потом на чемпионат России. Спортсмен должен откатать этот чемпионат успешно, чтобы выйти с этой программой на Олимпийские игры и т.д.".
Тем не менее популярность, по словам Георгия, никогда не стояла у него на первом месте. "Моя цель не в популярности, а в творческом раскрытии своего потенциала. Я его раскрою только, как я думаю, с хорошим кино, потому что у меня есть свое видение того, как должен звучать видеоряд", — говорит он, добавляя, что его любимый саундтрек — музыка из фильма "Терминатор": "Было бы круто написать такую музыку, даже жаль, что она уже есть".
О вдохновении и эмоциях
"У нас, музыкантов, есть выражение "выйти в эфир" — это словно оказаться в неком пространстве, где звучит музыка. Но этот "эфир" невозможно выключить. Музыканты, композиторы все время подключены к этой музыке, днями и ночами. Она может прийти в любой момент. Ты можешь оказаться за рулем, на встрече или в магазине, тебе приходит тема, а ты не можешь ее записать", — говорит артист.
Но, по его словам, на подобные всплески вдохновения все равно приходится лишь 20% идей. Остальные 80% — это целенаправленный труд, работа. "Ты сидишь, смотришь, например, на изображение, начинаешь вживаться в конкретную эмоцию, испытывать ее и тогда слышишь музыку. Если ты не владеешь навыками погружения в определенное состояние, ты не владеешь навыками композиции", — рассказывает Георгий.
Он признается, что композитор может создать звучание любой эмоции и даже предмета или места: "Чай с тортиком — легко. Рождение ребенка — тоже очень легко. Грусть — вообще самая легкая". Другое дело, что не каждую эмоцию хочется озвучивать. "Как написать зависть, я, честно говоря, не знаю. То есть вжиться в это состояние могу, но не хочется. Потому что оно понижает человеческую вибрацию, настроение, а зачем в отрицательные стороны себя понижать? Особенно в феврале", — заключает он.
Екатерина Мамедова