Немецкие политики требуют изъять из официального олимпийского фан-шопа продукцию, посвященную берлинским Играм-1936.
Интерес к олимпийской тематике во время зимних Игр-2026 обернулся новым скандалом с участием МОК. В официальном фан-шопе этой организации обнаружилась футболка за 40 евро, посвященная Олимпиаде 1936 года в Берлине, которую многие восприняли как пропаганду нацистской эстетики. Неоднозначный товар был произведен в рамках лимитированной коллекции «Олимпийское наследие» и на данный момент уже полностью раскуплен. Однако изображение осталось в интернет-магазине и вызывает бурную реакцию у правых и левых радикалов. Первые — в восторге, вторые требуют немедленно пресечь попытку приукрасить самую мрачную страницу в истории спорта. МОК в ответ только пожимает плечами.
Неподходящий плакат
В олимпийском фан-шопе, который управляется британской компанией по поручению МОК, можно найти самую разнообразную атрибутику: браслеты, бейсболки, зонты и значки с логотипами различных Олимпиад. В рубрике «Историческое наследие» представлены искусство и дизайн прошлых Игр. «Каждые Игры отражают уникальное время и уникальное место в истории, когда мир объединялся, чтобы прославить гуманитарные ценности», — говорится в пояснительном тексте на сайте. И хотя к ценностям, которые прославляли в Берлине-1936, давно возникают вопросы, футболка в память о «нацистских соревнованиях» все равно стала частью дизайнерской коллекции.
На белой основе этого «сувенира» изображена квадрига Бранденбургских ворот, а на заднем плане — атлет с лавровым венком на голове и суровым взглядом. Автор этого плаката — Франц Вюрбель, один из самых известных художников Третьего рейха, активно сотрудничавший с нацистами. По замыслу создателя, это изображение должно было подчеркнуть мощь германского государства. Золотой колосс-олимпиец, нависающий над Бранденбургскими воротами, воплощал величие гитлеровского режима и «превосходство арийской расы» — пропаганде этих идей, собственно, и была посвящена Олимпиада-1936. В коллекции также есть футболка, посвященная зимним Играм 1936 года в Гармиш-Партенкирхене, но она в данный момент тоже недоступна для продажи.
«Олимпиада 1936 года была центральным пропагандистским инструментом нацистского режима. Без критической оценки я нахожу представленный плакат крайне неподходящим для нанесения на футболку с последующей продажей в официальном фан-шопе МОК, — заявила представитель партии зеленых Германии Клара Шедлих. — Игры 1936 года принесли нацистскому режиму международное признание и нормализовали диктатуру, скрыв ее преступную сущность. Игнорируя этот факт, МОК не уделяет должного внимания своей собственной истории. На мой взгляд, продажа такой продукции должна быть немедленно прекращена».
Политический контекст
Пресс-служба МОК отреагировала на гневные замечания, опубликованные в основном в немецких СМИ, подчеркнув, что осознает историческую неоднозначность «нацистских Игр», но вместе с тем соревнования 1936 года невозможно вычеркнуть из истории. «Мы не должны забывать, что в Берлине в 149 дисциплинах боролись за медали 4483 спортсмена из 49 стран, и далеко не все они разделяли идеологические установки организаторов соревнований. Политический контекст этих Игр хорошо разъясняется в Олимпийском музее в Лозанне», — говорится в письме представителей Международного олимпийского комитета.
Напомню, что соревнования в Берлине и Гармиш-Партенкирхене стали апофеозом сотрудничества МОК с нацистским режимом Германии и его союзниками. С помощью Игр нацисты хотели улучшить свой имидж за рубежом и представить Германский рейх как мирную и открытую страну. И в этом направлении были достигнуты серьезные успехи. После Олимпиады-1936 газета «Нью-Йорк Таймс» хвалила гитлеровский режим за организацию соревнований. «Игры вернули Германию в лоно наций и сделали ее более человечной», — писали американские журналисты. К олимпийской пропаганде были привлечены многие деятели искусства, в том числе кинорежиссер Ленни Рифеншталь и художник Франц Вюрбель.
Наверное, в ряду других олимпийских плакатов и картин произведение с Бранденбургскими воротами не смотрится так вызывающе. Но здесь речь об отдельно взятой футболке, которая может восприниматься как агитация и попытка оправдания преступлений нацистов. Впрочем, в МОК говорят, что их «коллекция наследия» не имеет никакой идеологической основы, а представляет собой исключительно бизнес-проект. Ведь если олимпийский комитет не будет использовать товарный знак, связанный с ОИ-1936, права на эту интеллектуальную собственность якобы могут перейти к другим организациям.
Быть может и неплохо, что МОК не комплексует по поводу своего прошлого, каким бы мрачным оно ни представлялось. Однако спортивные чиновники явно не подумали, как произведение Вюрбеля будет выглядеть на фоне активизации праворадикальных движений и попыток не допустить их проникновения в спорт. На большинстве соревнований сегодня категорически запрещены жесты, плакаты и все, что может хоть как-то напомнить о ксенофобской идеологии. И когда после всего этого МОК в рамках культурного проекта спокойно выставляет в своем официальном фан-шопе футболку с нацистским плакатом, это выглядит очень странно.
Все трансляции Олимпиады-2026 доступны в онлайн-кинотеатре Okko.
«В порядке исключения». Почему МОК сдал назад в ситуации с украинским скелетонистом-провокатором?
Олег Шамонаев, «Спорт-Экспресс»