Найти в Дзене

Рецензия на книгу Анны Антипиной «Мама. Инструкция прилагается» от критика Валентины Юрченко

Мама — это не альтруизм, мама — это любовь. А если кто-то сомневается — инструкция прилагается. Например, если ты сажаешь сорванные на улице цветы в горшок, мама просто вздыхает.
Если каждый уголок кухни поучаствовал в приготовлении теста, мама просто говорит, что хотела вечером отдохнуть.
А если мама немного вздремнула на домашнем концерте, это вовсе не значит, что ей неинтересно. «…мы с Севкой решили, что надо взять себя в руки и начать серьёзно заботиться о маме. Почаще смешить и доводить до хорошего настроения как только можем». Комедия положений и деликатно «вшитая» в текст ирония — вот два главных приёма, которые делают авторскую манеру повествования сочной и запоминающейся: чем взрослее и серьёзнее пытается рассуждать восьмилетний Владик — главный персонаж истории, тем чаще улыбается читатель. И улыбается, кстати, по-доброму, потому что юмор Анны Антипиной мягкий и аккуратный — с акцентом на узнаваемых бытовых реалиях и чётким вектором на маму. А мама у Анны получилась терпели

Мама — это не альтруизм, мама — это любовь. А если кто-то сомневается — инструкция прилагается.

Например, если ты сажаешь сорванные на улице цветы в горшок, мама просто вздыхает.

Если каждый уголок кухни поучаствовал в приготовлении теста, мама просто говорит, что хотела вечером отдохнуть.

А если мама немного вздремнула на домашнем концерте, это вовсе не значит, что ей неинтересно.

«…мы с Севкой решили, что надо взять себя в руки и начать серьёзно заботиться о маме. Почаще смешить и доводить до хорошего настроения как только можем».

Комедия положений и деликатно «вшитая» в текст ирония — вот два главных приёма, которые делают авторскую манеру повествования сочной и запоминающейся: чем взрослее и серьёзнее пытается рассуждать восьмилетний Владик — главный персонаж истории, тем чаще улыбается читатель. И улыбается, кстати, по-доброму, потому что юмор Анны Антипиной мягкий и аккуратный — с акцентом на узнаваемых бытовых реалиях и чётким вектором на маму.

А мама у Анны получилась терпеливой и всепрощающей — и это не про жертвенность, это про мудрость: когда в незамысловатом сюжете и типовых ситуациях очень чётко прорисовывается собирательный образ хранительницы семейного очага. И уж если говорить о том, как прописать картинку идеальных семейных отношений неприторно, то книга «Мама. Инструкция прилагается» — отличный тому пример.

«…вечером мама читала нам книжку. Мы сидели по обеим сторонам от неё и держали её под руки каждый со своей стороны. Мама поцеловала нас в макушки и сказала:
— Так люблю, когда вы рядышком. <…> Вы мой самый большой и самый любимый сюрприз».

Однако отдадим должное и образу папы — то правильное отношение к женщине, которое он транслирует своим детям, вызывает уважение и учит чувствовать и понимать самых близких.

«Папа всегда говорит, что наша мама — принцесса, и мы должны о ней заботиться. Потому что нас у неё вот сколько — целых трое: я, папа и Севка. А мама у нас одна».

Читайте и обсуждайте книгу вместе с детьми, а также приучайте их к самостоятельному чтению — ведь она предназначена для всех, кто готов учиться на чужих примерах, ценит необычную манеру изложения и любит постигать психологические глубины легко и непринуждённо.

Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: лидеры общественного мнения», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: лидеры общественного мнения», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив