Сотрудничество с кинокомпаний Трема Карра Monogram Джон Уэйн начал летом 1933 года. Он сыграл главную роль в вестерне «Всадники судьбы» (Riders of Destiny). Трем Карр решил сделать серию подобных малобюджетных фильмов, которую назвали Lone Star (Одинокая Звезда). Чтобы они оказались выгодными, производственный бюджет каждого вестерна требовалось удерживать в пределах 12 тысяч долларов. С Уэйном удалось договориться на гонорар в 1000 долларов за фильм. Планировалось снять 12 картин за год.
Продюсером серии Lone Star стал Пол Малверн, выполнявший ту же роль на «Всадниках судьбы». Проблемой, которая встала перед ним, оказался вопрос оригинального сценария первой ленты серии. Мозговой штурм дал идеи, которые руководители сочли неинтересными. В это время в офис продюсера заглянул молодой ассистент по рекламе Линдсли Парсонс. Он оказался в нужное время в нужном месте.
Линдсли Парсонс был пронырливым парнем. Он начал свою карьеру в качестве репортера маленькой газеты, но случилась «Великая Депрессия», и он стал безработным репортером. Некоторое время ему удавалось жить фрилансером, продавая репортажи то в ту, то в другую газету. Но денег отчаянно не хватало. Он имел жену и ребенка, а их следовало кормить.
Однажды Парсонс шатался по Лос-Анжелесу и в районе Сансет бульвара увидел вывеску «Трем Карр Продакшнс». Парень был шапочно знаком с Карром, поскольку тот входил в круг друзей его тёщи. Решение поискать работу в этой фирме созрело сразу. Карр тепло принял Парсонса и поделился свежей новостью – он открывает кинокомпанию Monogram. Парень тут же спросил – не нужен ли в ней специалист по связям с общественностью? Карр подумал и согласился, что такой человек не помешает, главное, чтобы он умел рисовать рекламные постеры.
Парсонс не был художником, но он тут же заявил, что нет ничего проще, чем рисовать. Чтобы подтвердить свои компетенции, он обещал на следующий день принести наброски рисунков. Дома у Парсонса хранилось несколько скетчей, нарисованных его дядей, который был настоящим художником. Они произвели впечатление на Карра, и парень получил работу ассистента по рекламе. Парсонс рассматривал её как временную, пока не найдёт место в какой-нибудь газете, однако жизнь распорядилась иначе. И во многом на это повлиял сценарный кризис, который Парсонс застал в офисе Малверна.
Разругавшись со сценаристом Уиллом Билом, Малверн остался один на один с Парсонсом. И тут продюсера осенило – а почему бы не снять ремейк ранее успешного вестерна? Одним из таких был выпущенный «Трем Карр Продакшнс» в 1931 году фильм с Томом Тайлером в главной роли «Товарищи по пути» (Partners of the Trail). Парсонс поддержал идею. Тогда последовал вопрос – справится ли молодой человек с переработкой существующего сюжета для нового вестерна? Парсонс ответил утвердительно.
К вечеру того же дня, когда он взял на себя ответственность за ремейк, ассистент по рекламе своял четырехстраничный синопсис. Полу Малверну результат понравился, и он дал добро на написание сценария.
Так серия Lone Star обзавелась основой для съемок фильма «Полынная тропа» (Sagebrush Trail). За сценарий Парсонс получил 100 долларов, что было очень немало во времена «Великой Депрессии». Материальный стимул заставил его переосмыслить своё место в киноиндустрии, и он стал одним из постоянных сценаристов Monogram.
Режиссером назначили Армана Шэфера, с 1931 года снимавшего малобюджетные вестерны для самых небольших голливудских студий, включая предшественницу Monogram – «Трем Карр Продакшнс». Он был эффективным ремесленником, который лучше всего умел вписываться в назначенные продюсером бюджеты. «Полынная тропа» на стала исключением – на её производство потратили 10900 долларов.
Джон Уэйн в этом фильме стал Джоном Брентом, беглецом от закона, обвиняемым в убийстве. Благодаря Джозефу Конлону, он попадает в банду Эда Уолша. Там Джон становится «пятой колонной», парализующей её преступную деятельность. Есть и романтическая линия с дочерью лавочника Салли Блэйк. Но, в отличие от множества других вестернов серии, главное внимание сосредоточено на развитии мужской дружбы между Брентом и Конлоном. Они мечутся между взаимопомощью и предательством. Для 1933 года это было достаточно оригинально.
Джозефа Конлона сыграл Лэйн Чандлер. Это был актёр, который в конце 1920-х претендовал на то, чтобы стать звездой студии Paramount. Но на его пути встал, выступавший в том же амплуа, Гэри Купер. Они даже вместе снялись в романтической драме «Первый поцелуй» (The First Kiss, 1928). Руководство студии посчитало Купера более перспективным, и вскоре Чандлер очутился на улице. Он стал киноковбоем в ряде малобюджетных вестернов, среди которых можно выделить «Шайеннский циклон» (The Cheyenne Cyclone, 1931), до сих пор высоко ценимый любителями старого кино. В Monogram Чандлера, видимо, привёл Шэфер, много раз работавший с ним в начале 1930-х гг.
В этой ленте существенную роль сыграл Якима Канутт, каскадер и постановщик трюков высочайшего класса. Он изобразил Эда Уолша, главаря банды. В кадре он в основном дерётся, стреляет, либо говорит, что Джон Брент какой-то неправильный преступник. Выглядит Якима картонным негодяем, но большего от него никто и не требовал. Главные чудеса каскадер творит, заменяя Джона Уэйна в рискованных трюках. И в этом фильме, стоит заметить, таковых не один и не два, а существенно больше.
Обязательную романтическую отдушину в показанной истории отдали Нэнси Шуберт, ставшей Салли Блэйк. Прямо скажем, роль ей досталась невыразительная. Да и сама актриса – абсолютно непримечательная, если сравнивать с другими исполнительницами «девушек главного героя» в подобных лентах. Её «открыл» для Голливуда актёр Лайл Тэлбот, найдя в одном из кинотеатров в качестве билетёрши, и пригласив на съёмки. Салли Блэйк была первой существенной ролью Нэнси в кино, оказавшаяся и последней. Потом девушка подвизалась в массовке, а после 1934 года просто исчезла из киноиндустрии.
“Полынная тропа” снимался в каньоне и пещерах Бронсона в парке Гриит, где оборудовали вход в логово бандитов, на ранчо Трем Карра, где запечатлели много натурных сцен, и в Кернвилле, ставшим вестерн-городком. Всего на натурные съемки ушло 3 дня. Интерьерные заняли ещё один день. Учитывая количество трюков, а также подводные сцены – это потрясающий результат.
Съёмки проходили в октябре, а уже 15 декабря 1933 года фильм был выпущен на экраны. Критики отмечали, что он отличается от большинства вестернов тем, упоминает причины, по которым парни вступали в банды — плохая репутация, несправедливое наказание, жизненная ошибка. Отмечалось, что даже некоторые злодеи вызывают сочувствие. Публике лента приглянулась, потому что в ней много экшена, оригинальные локации и изрядно стремительных скачек на лошадях. В наше время «Полынная тропа» многими признается лучшим фильмом из серии Lone Star.
(c) Свен Железнов
Если вам надоели статьи о Джоне Уэйне или вестернах в целом, напишите об этом в комментариях.
В противном случае - читайте другие статьи о Джоне Уэйне и ставьте лайки:
Как Джон Уэйн не стал поющим ковбоем
6 вестернов Warner Bros. с Джоном Уэйном, которые спасли карьеру актёра
О том, как Джон Уэйн снимался в сериалах
Почему Джон Уэйн избегал студию Columbia Pictures?
Эпический провал широкоформатного вестерна: "Большая тропа" (1930)
В каком фильме Джон Уэйн впервые получил роль со словами?
В каком фильме впервые снялся Джон Уэйн?
3 случая, когда кинокарьера Джона Уэйна могла закончиться, так толком не начавшись