Правительству поручено обеспечить доработку проекта Стратегии развития образования на период до 2036 года, исходя из необходимости установления в ней приоритетности принципов непрерывного образования на протяжении всей жизни, а также пересмотра подходов к организации образовательной деятельности. Кроме того, кабинету министров поручено утвердить Концепцию повышения цифровой грамотности россиян для всех возрастов. Поручено утвердить Стратегию кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы и адаптации рынка труда к технологическим изменениям на период до 2036 года. Этим будут заниматься и госкорпорации, потому что у них много академий и институтов при них. Президент В. Путин поручил до 1 июля реализовать в Подмосковье пилотный проект по проведению в школах курсов по технологиям ИИ и информбезопасности. ИИ выходит на первый план.
Сергей Михеев: Сделайте, пожалуйста, так, чтобы мы серийно производили собственные пассажирские самолёты, а не покупали их за рубежом. Если ваш ИИ может сделать хоть что-нибудь, что можно потрогать руками, то было бы очень здорово. В принципе, образование – хорошо, переподготовка – замечательно, но вопрос в том, где всё это будет применяться? Такое впечатление, что на ИИ просто «переводят стрелки», а так я полностью поддерживаю.
Подмосковье выбрано, наверное, как приоритетная база для обучения ИИ в школах. Мы знаем, что в Подмосковье есть крупные центры, где обещали много чего-то произвести.
Сергей Михеев: И ничего не произвели (смеется).
Туда собрали лучшие умы, дали им большие зарплаты.
Сергей Михеев: И там они пропали (смеется).
Их рабочие места оборудовали по последнему слову техники.
Сергей Михеев: Вы про «Сколково»?
Какая разница!
Сергей Михеев: Что произвело «Сколково»? Можно потрогать руками? Бабушек на капибаре? Где отдача от всего этого? Говорят: «Надо научить школьников ИИ». Возможно, я чего-то сильно не понимаю. Павел, может быть, Вы знаете?
Не надо мне так льстить.
Сергей Михеев: Понял. В чём обучение? У меня такое впечатление, что всё это сводится вот к чему: «Вводим новые ставки обучателей ИИ; тратим деньги на закупку оборудования через знакомые компании; надо отремонтировать помещения». Это я всё понимаю, но вопрос: чему конкретно надо обучить школьников, когда говорят об ИИ? Нажимать кнопки и говорить: «ИИ, скажи мне…», И всё? Давайте я такой курс прочитаю - даже готов сократить стоимость программы в 25-35 раз! Обучить такой ерунде могу без проблем.
Вы считаете, что так мало выделяют на развитие ИИ в школах?
Сергей Михеев: Сколько бы ни выделяли, я готов брать в 100 раз меньше, чтобы обучить тому, вокруг чего будут водиться все хороводы! Здесь самое главное сохранить самостоятельность мышления. Это всё хорошо, но чтобы оно помогало реальному технологическому производственному суверенитету, чтобы было меньше того, что мы всё время закупаем-закупаем за границей и таким образом поддерживаем свою зависимость. Часто всё это «цветной туман».
Это пока поручение, контуры. Более подробную программу с разъяснениями правительство представит, сроки разные: 1 июля или 1 декабря. В перечне сказано: «Правительству провести комплексный анализ системы дополнительного профессионального образования на предмет её соответствия задачам обеспечения технологического лидерства РФ». Раз нужен анализ, значит, ДПО не отвечает задачам современного технологического лидерства.
Сергей Михеев: Я согласен, может быть, мы что-то не понимаем: сейчас как вырастут в Подмосковье корпуса заводов и фабрик, где будут работать одни роботы - вот тогда будем кусать локти! Поручения все правильные, но я беспокоюсь за их исполнение. К сожалению, за прошедшие годы мы не раз видели правильные поручения президента, и акценты были расставлены верно, а исполнение оставляло желать лучшего.
Может быть, проблема в исполнителях?
Сергей Михеев: В том числе в исполнителях и в тех, кто наполняет всё это реальным содержанием. Часто это происходит таким образом, что главное отчитаться перед президентом, а когда наступит очередная проблема, то на совещаниях сказать: «Ну, Владимир Владимирович, сроки сдвинуты вправо». Так что поручения правильные, а исполнения вызывают опасения. Надеюсь, что будет всё хорошо.
Если бы только сроки сдвигались вправо… Но, если провести ревизию всех поручений президента, наверное, можно найти те, которые просто «легли под сукно» и всё. Чиновники подумали-подумали: «Тема затихла, мы отработали - бумаги написали. Вспомнят - достанем эти бумаги и скажем, что у нас всё готово».
Сергей Михеев: А это не есть хорошо. Почему я так скептически отношусь к цифровому пространству? Потому что здесь легче отчитаться - ИИ нарисует красивую картинку.
Слушатель пишет: «Вы не правы. Автоматизация списка поручений с напоминалкой о сроках даты реализации как исполнителю, так и поручителю не позволяют замылить задачу».
Сергей Михеев: Ничего не понял.
Данные поручения правительству к 1 июля/1 декабря предоставить те или иные свои доводы. Было сообщение, что одно из поручений, которое было опубликовано: «Рассмотреть вопрос об изменении наименования уровня образования «среднее профессиональное образование». Ответственным назначен премьер-министр Михаил Мишустин. Доклад по проекту президенту должны предоставить до 1 июля 2026 года». Конкретное поручение, конкретная дата.
Сергей Михеев: Полностью согласен, только есть несколько вредных вопросов. Я интересуюсь, а где же наш гражданский самолётик? Я слышал эти поручения ещё в 2000-х годах! Сейчас 2026-й год - как с Вашим автоматическим списком? Помог? Нет. Где отечественный телефон? Микропроцессор? Где всё это? А насчёт того, что «усилить и углубить, автоматически куда-то что-то написать и потом отчитаться», я полностью «за». Вопрос в результатах. Если результата нет, значит, процедура, кадры или механизмы выполнения страдают. Что-то не так, потому что нет результата.
Другой слушатель пишет: «Мне кажется, что звучит уже легендарная фраза: «Можно, а зачем?» Не будет у нас ни нормальных машин и т.д.» Спрашивали представители нашего крупнейшего автозавода: «Это можно исправить, а это улучшить?» Не знаю, правда это или нет, но расходится мем: «Можно, а зачем?»
Сергей Михеев: Есть такая проблема. Вопрос в концепции управления. Многие вещи не трогаются с места, потому что генерация картинок про их производство заменяет реальный процесс производства, изменения, проектирования и т.д.
Предложение слушателя: «Нужно принять закон об обязательном инвестировании средств банков в развитие промышленности, вплоть до отзыва лицензии при отказе».
Сергей Михеев: Я считаю, что очень разумное предложение.
Сейчас банки кредитуют промышленность, производства. Единственно, с ключевой ставкой кредиты не для всех подъемные. По сути, это инвестирование. Если будут льготные кредиты, то можно будет поставить в зачёт.
Сергей Михеев: Эта ситуация порождает такое положение дел, при котором есть производства, которые задыхаются от нехватки денег, а есть банки, которые пухнут от их избытка.
Кто Вам сказал, что они пухнут?
Сергей Михеев: Они говорят сами.
Может быть, для них цифра 3,5 трлн небольшая.
Сергей Михеев: Мне кажется, что они просто пухнут, потому что докладывают об этом с гордостью на разных площадках, что «денег у нас немерено». Получается, что в одной и той же экономике (при том, что перед нами стоят очень серьезные задачи) одни говорят, что задыхаются без денег и производство тормозится, хотя на высоком уровне звучит, что экономика продолжает «охлаждаться»; а другие хвалятся тем, что им «деньги некуда девать». Это нормальная ситуация? Мне кажется, что нет.