Доброго времени суток, дорогие читатели! В прошлый раз я завершил свой белорусский трёхсерийный обзор, и настало время вернуться домой – побродить по московским и подмосковным лесам. Следующие две публикации будут небольшим «ассорти» прогулок по домашним территориям. Как мы знаем – порой не нужно далеко забираться, чтобы найти что-то действительно интересное – «Чудеса у твоих ног» - как пелось в одной замечательной песне. Мы несколько раз заглянем в Измайловский лесопарк, но начнём, пожалуй, с небольшой поездки в Подмосковье.
В середине января после путешествия в Беларусь я решил выбраться в один Подмосковный лесопарк – посмотреть на редкое чудо – щуров. Это птицы семейства вьюрковых (как, например: снегири, зяблики, дубоносы) – обитают они в таёжной зоне, но так сложилось, что этой зимой они решили «прокатиться» до столицы и обратно в поисках обильного урожая ягод. Хотя наши рябинники и старались уничтожить все запасы ещё осенью – кое-что осталось, и наличие кормовой базы привлекло неожиданных гостей. На секундочку – по некоторым данным, которые мне попадались – в последний раз щуры наблюдались в московском регионе более 100 лет назад!
Холодный, заснеженный, аккуратно убранный лес – он был как будто закутан в мягкую белую шаль. Кроны изумрудных сосен поглаживал лёгкий ветер, а стволы румянил отблесками красноватого солнца хороший морозец под 20 градусов. Хрустящие тропинки, белые шапки на еловых лапах, дрожащие синие тени – классические атрибуты зимней лесной красоты. Я отправился сюда с добрым товарищем – пришлось пройти немало изгибов, кругов и перекрестков внутри лесопарка, чтобы наконец удача улыбнулась нам. Птицы перекликались на ёлках и спускались на нижние этажи на обед.
Щуры принялись интенсивно кормиться на разбросанных под высокими елями рябинами. Как и их товарищи снегири, во время трапезы они умудряются от души вымазаться ягодами. Найти щура с чистым клювом практически невозможно. При этом, поедая плоды рябины, они аккуратно пережёвывают ягоды, перекручивают их несколько раз в клюве, выбирая сочную мякоть, а невкусную, жёсткую кожуру выплевывают на земле. Легко определить, где была столовая сибирских гостей по огромному количеству кожуры на пушистом снегу.
Надо сказать, что такие редкие события собирают и фотографов природы, и натуралистов – наблюдателей птиц (очень не люблю это чуждое слово «бёртвотчеры»), и просто любителей природы. Когда съёмка началась – нас было двое, но буквально через несколько минут мы уже были окружены компанией коллег. Признаться, я не большой любителей «массовых мероприятий» – для меня фотография природы в первую очередь общение с ней, некое таинство, но иногда бывает очень приятно и здорово увидеть старых знакомых, поговорить о поездках, любопытных встречах за кружкой горячего чая – пообщаться. А щуры… щуры склевали все запасы ягод и полетели дальше, весело и задорно переговариваясь. Немного жаль, что мне не повезло встретить кавалера, но дамы были абсолютно очаровательны. А новые встречи, конечно, впереди.
Признаться, множество дел и постоянная занятость значительно сократили количество возможностей побывать с камерой в лесу в этом году, но иногда я находил крошечные лазейки и пользовался ими. Так я выбрался в «домашний» Измайловский лесопарк. Мы старые товарищи и всегда рады друг другу. Этой зимой парк сильно заснежен, что вполне логично. Несколько раз я пробовал пройтись по контурам тропинок в долине реки Серебрянки и надо сказать – это было настоящим физическим испытанием – полноценной тренировкой для всех групп мышц. На льду быстрой реки было очень много лисьих следов. И действительно перебираться по застывшему руслу куда удобнее! Мне же хотелось отыскать зайцев-русаков. Увы, тщетно в этот раз, хотя, был очень рад узнать новость о появлении их следов.
Позже я выбрался на холмы (Старые берега Просянской плотины). Отсюда всегда открывается отличный обзор. В тот раз это был обзор настоящей холодной тишины. Ветер – монотонный, сварливый, гулкий. Снег – хаотичный: то медленный, то вихревой, то замирающий, то разгоняющийся. Лес – потерявший солнце, расплывшийся в серо-синих тенях поверх бесконечного белого настила, и только «спички» чернеющий стволов ольхи и липы разлиновывали призрачно-отрешённый ландшафт. А среди этого полупустынного вакуума – небольшая стайка щеглов. Как вспышка на небе, как напоминание о всесилии жизни и радости.
Очень осторожно, проползая по снегу, который давно стал мне по середину бедра, я плыл к кустам репейника, где расселась стайка лесных «гирлянд». Весёлые птицы порхали подобно зимним бабочкам, рассыпали на снег мелкие семена растения, активно переговаривались и мерцали красными и золотыми огнями на синеватом бледном полотне глухой зимы. И это было по-настоящему прекрасно!
А о других встречах в зимнем лесу мы поговорим в следующий раз. Спасибо за доброе внимание! Всегда рад Вашим комментариям!
С Вами был фотограф природы Михаил Ездаков