Найти в Дзене
Александр Долгих

Почему американцы считают, что они главные на планете. Спойлер: они не виноваты

У многих американцев есть одна особенность в восприятии мира. Они искренне уверены, что глобальные исторические события становятся важными только тогда, когда в них вступают США. А причина в том, что так работает их система образования, медиа и массовая культура. Просто им с детства объясняют историю через американскую оптику. Например, типичный американец скажет, что Вторая мировая началась 7 декабря 1941 года. Почему? А потому что в этот день японцы разбомбили Перл-Харбор. А если их спросить, что было до этого, то они ответят: «Ну, там что-то в Европе происходило, но какая разница?» А Холодная война для них стартовала 13 августа 1961 года, когда возвели Берлинскую стену. Вот конкретная дата, вот бетон, вот противостояние. Удобно. Проблема только в том, что обе эти даты являются не началом, а продолжением. Почему так получилось со Второй мировой? Когда на Гавайях прогремели взрывы, война в мире уже бушевала полным ходом. В Европе к тому моменту прошло больше двух лет жесточайших боев.

У многих американцев есть одна особенность в восприятии мира. Они искренне уверены, что глобальные исторические события становятся важными только тогда, когда в них вступают США. А причина в том, что так работает их система образования, медиа и массовая культура. Просто им с детства объясняют историю через американскую оптику.

Например, типичный американец скажет, что Вторая мировая началась 7 декабря 1941 года. Почему? А потому что в этот день японцы разбомбили Перл-Харбор. А если их спросить, что было до этого, то они ответят: «Ну, там что-то в Европе происходило, но какая разница?» А Холодная война для них стартовала 13 августа 1961 года, когда возвели Берлинскую стену. Вот конкретная дата, вот бетон, вот противостояние. Удобно.

Проблема только в том, что обе эти даты являются не началом, а продолжением.

Почему так получилось со Второй мировой? Когда на Гавайях прогремели взрывы, война в мире уже бушевала полным ходом. В Европе к тому моменту прошло больше двух лет жесточайших боев. Нацистская Германия успела захватить Польшу, разгромить Францию, бомбила Британию и уже глубоко продвинулась в Советский Союз. К зиме 1941-го под Москвой шли решающие сражения. СССР нёс на себе основную тяжесть войны с Германией, теряя миллионы солдат и мирных жителей. На Тихом океане конфликт тоже был давно из-за экспансии Японии в Азии. То есть война шла полным ходом, гибли миллионы, решались судьбы целых стран, но в американской версии истории это как бы разминка.

Или Холодная война. Если считать её началом Берлинскую стену, то придется выкинуть из истории 15 лет напряжённейшего противостояния. А именно:

• Фултонскую речь Черчилля в 1946-м, где впервые публично прозвучало «железный занавес»;

• Доктрину Трумэна 1947-го, когда США объявили, что будут сдерживать СССР везде;

• Блокаду Западного Берлина 1948-49 годов; создание НАТО в 1949-м;

• Первую советскую атомную бомбу в том же 1949-м;

• Войну в Корее 1950-53, где американцы и советские союзники уже воевали друг с другом напрямую.

И это я ещё не упомянул Суэцкий кризис, венгерское восстание, первый спутник. Это было ДО стены. Но в голове у среднего американца укладывается проще: стена ➡ разделение ➡ начало конфликта. А то, что было раньше для них слишком сложно.

-2

А думают они так потому, что так их учат в школе. В американских учебниках истории Вторая мировая война подаётся как история про то, как Америка пришла, возглавила, победила и всех спасла. СССР упоминается в лучшем случае как союзник, который понёс большие потери, но без объяснения масштаба. Китайское сопротивление Японии часто вообще выпадает. Ленд-лиз и высадка в Нормандии выносятся на первый план, а Сталинград и Курская дуга остаются где-то на периферии, если вообще упоминаются.

-3

Плюс Голливуд. Десятилетиями кино про войну снимали с американским флагом в центре кадра. Даже когда фильмы про Европу, то главный герой – американец. Это создало в головах устойчивую картинку, что войну выиграли США. Без злого умысла, просто коммерчески выгодно снимать кино про своих героев для своего зрителя.

-4

С Холодной войной та же история. Берлинская стена – это идеальный символ для кино и речей. Она визуальна, понятна и драматична. Вот здесь «свобода», а там «тоталитаризм» и они разделены бетоном. Не надо объяснять ни про послевоенный раздел Европы, ни про ядерные бомбы, ни про то, как СССР и США делили мир задолго до 1961-го. Увидел стену и сразу понятно.

Возможно вы думаете: «Ну нам-то какая разница? Пусть учат как хотят, это их внутреннее дело». Знакомый аргумент? Но разница есть, и она прямая.

-5

Ведь ясно, что американские школьники не рождаются с этой картиной мира. Им её создают. С 6 лет, с первых уроков истории, с мультиков и комиксов, с фильмов Disney и видеоигр про героических солдат. Им год за годом объясняют, что Америка – это страна особого назначения. Она не участвует в истории, а вершит её.

До неё был хаос, с ней начался порядок. Потом этот ребенок открывает учебник и читает о том, что Вторая мировая война началась, когда Япония атаковала Перл-Харбор. Ему не показывают, что было ДО, потому что это сложно, это далеко, это не про «нас». А история должна быть про «нас».

Страничка из американского учебника истории
Страничка из американского учебника истории

И так 12 лет школы. Плюс кино. Плюс новости. Плюс родители, которые учились по тем же учебникам. Плюс культура, где даже супергерои носят американский флаг на плаще.

К 18 годам этот человек не просто не знает дат. У него сформировано мировоззрение. Он искренне верит, что Америка – это центр мира. Если США вступили в войну, то она началась. Если США ушли, то она закончилась.

А потом этот человек вырастает. Становится советником по нацбезопасности. Пишет законы. Принимает решения о бомбардировках, санкциях, вторжениях. И вот тут начинаются проблемы. Потому что оказывается, иранцы не ценят Америку, сербы злятся, китайцы не хотят жить «как мы». Потому что учебники, кино, новости освещали события однобоко.

Так односторонняя интерпретация истории может влиять на внешнюю политику и иметь реальные последствия для людей в разных странах.

-7

Поэтому да, нам есть разница. Потому что молодое поколение американцев – это будущие избиратели и чиновники самой влиятельной страны мира. И если их с детства учат смотреть на историю как на голливудский сценарий, они будут так же упрощенно смотреть на реальность. Делить страны на хороших и плохих. Не слышать чужую боль. Не признавать свои ошибки. Не слишком политизировано получилось? Или слишком?

Читать меня можно в МАХ и Телеграм, а ниже ещё несколько статей по теме: