В минувший понедельник, 9 февраля на Первом канале началась телепремьера онлайн-кинотеатра Wink «Берлинская жара». На мой взгляд, именно этот проект должен по итогам текущей недели занять первое место в рейтинге Mediascope, особенно в сравнении с сериалами «Первый отдел 4» (НТВ) и «Полюби меня снова» (Телеканал «Россия 1»). А что и как будет на самом деле, мы узнаем в среду, 18 февраля.
Скажу сразу, я смотрю премьеру «Берлинская жара» второй раз. Конечно, пропустить столь интересный сериал минувшей осенью во время эксклюзивного показа было невозможно. И сейчас, в процессе повторного просмотра оригинальный сериал платформы Wink мне нравится еще больше.
О недостатках в четырех прошедших сериях
На мой взгляд, существенных вопросов здесь всего два, особенно, в сравнении с сериалом «Художник 2». Первый из них относится к исторической достоверности, а именно она – историческая достоверность еще в советском кино мгновенно приковывала интерес зрителей к таким проектам. Что меня смутило конкретно здесь, это факт присвоения даже не хозяину, а управляющему берлинского отеля «Адлерхоф» Франсу Хартману (Гела Месхи) воинского звания подполковника СС. Представьте, например, такой вариант в нашей стране во время войны, чтобы директор гостиницы «Москва» был подполковником НКГБ.
И второй вопрос – это значительно преувеличенная роль персонажа Кирилла Кяро, как одной из ключевых фигур сериала, и его появление на постере проекта, особенно, при отсутствии Константина Стрельникова (Павел Фитин) и Виталия Кищенко (Генрих Мюллер).
Немного истории!
В августе 1973 года центральное телевидение (ЦТ-1) впервые показало ставший очень быстро легендарным двенадцатисерийный художественный фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Сразу же хочу уточнить, полвека назад само определение «сериал» было весьма размытым, а такие проекты, как «Семнадцать мгновений весны», «Щит и Меч», «Адъютант его превосходительства», «Тени исчезают в полдень», «Вечный Зов» и многие другие назывались многосерийными художественными фильмами.
Что покорило зрителей в проекте Татьяны Лиозновой? На мой взгляд, это два первостепенных факта. Первый из них – наличие в фильме поистине огромного количества народных артистов Советского Союза. Помню, в восьмидесятых годах в театральных ВУЗах студентам задавали вопрос определить фильм с максимальным количеством народных артистов СССР, без учета народных и заслуженных артистов РСФСР.
Итоги нашего студенческого коллективного труда оказались весьма интересными. Второе место занял фильм Сергея Бондарчука «Война и мир», в котором многие главенствующие роли сыграли легендарные артисты, как их тогда называли «старики МХАТ» во главе с Виктором Станицыным, Анатолием Кторовым, Борисом Смирновым и Ангелиной Степановой и, конечно же, с новым тогда поколением популярных артистов – Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Олег Ефремов, Олег Табаков, Ирина Скобцева и, конечно же, сам Сергей Бондарчук.
Но, как я уже отметил, «Война и мир» занял почетное второе место. А пальма первенства досталась фильму Татьяны Лиозновой. Здесь оказалось более двадцати именитых артистов во главе с самой Татьяной Михайловной. Ведь в ее проекте даже эпизодические роли сыграли народные артисты СССР Николай Гриценко, Владимир Кенигсон, Лев Дуров. Вот такой получился поистине уникальный вариант.
Второй факт! В процессе создания фильма Юлиан Семенов и Татьяна Лиознова выдали поистине огромное количество засекреченной ранее в течение четверти века информации. И потому зрители каждую серию, каждый эпизод «ловили» и смотрели на одном дыхании. Помните: «Совершенно секретно! Мартин Борман» или «Совершенно секретно! Вальтер Шелленберг».
Уверен, до выхода летом 1973 года фильма «Семнадцать мгновений весны» 99% зрителей не знали, кто такие генерал-майор Вальтер Шелленберг (Олег Табаков) и генерал-лейтенант Генрих Мюллер (Леонид Броневой), и чем отличаются шестой отдел РСХА (внешняя разведка) от четвертого (гестапо).
Наши дни!
Это сейчас мы такие всезнающие, благо кроме личных знаний у нас есть интернет. И если что-то забыл за давностью лет, всегда можно задать поисковый вопрос Яндексу. А тогда, полвека назад, мы, как дети малые, радовались замене черно-белого телевизора на цветной, и установлению в порядке многолетней «живой очереди» домашнего телефона исключительно болгарского производства (шестнадцатая союзная республика). Тогда это был пик счастья и мечтаний.
А сегодня мы смотрим «Берлинскую жару» и постоянно критикуем Алексея Филимонова и Виталия Кищенко, превознося до небес в этих ролях Шелленберга и Мюллера Олега Табакова и Леонида Броневого. Так было, есть и так будет. Хорошо помню, как полвека назад зрители критиковали поколение Тихонова, Табакова, Броневого, Плятта, Евстигнеева, предпочитая им своих любимых артистов сталинской и хрущевской эпох.
Но я уверен, если бы сейчас Министерство культуры уделяло бы российскому кино столько же времени и внимания, как знаменитые министры культуры СССР Екатерина Фурцева (1960-1974) и Петр Демичев (1974-1986), то такие артисты, как Алексей Филимонов и Виталий Кищенко, а также Константин Стрельников (Фитин), Алексей Морозов (Меркулов), Даниил Страхов (Курчатов) давно были бы народными артистами Российской Федерации.
А так из пяти названных артистов самое скромное звание «Заслуженный артист РФ» есть только у Виталия Кищенко. А так все рядовые…
Мне очень нравится Алексей Морозов в роли наркома НКГБ Меркулова. Здесь этот персонаж более жесткий и убедительный, нежели Олег Фомин в «Художнике». Очень нравится Константин Стрельников в образе Павла Фитина. Все время сравниваю его с персонажем Сергея Марина («Начальник разведки») и не вижу существенного различия. Ведь и Стрельников, и Марин сыграли роль Павла Михайловича просто великолепно.
И очень нравится, как советская разведка, благодаря мужеству и остроумию Франса Хартмана, раз за разом переигрывает ведомство Вальтера Шелленберга. Помните знаменитую фразу «Штирлиц был на грани провала». Вот и здесь герой Гелы Месхи был в третьей серии на грани провала. Но он пошел на открытый контакт со своим не менее умным противником, и потому красиво заставил самого Шелленберга играть в свою игру.
Из женских персонажей хочу выделить Марину Петренко (радистка Кэт). Здесь есть еще и Василиса Измайлова, ставшая недавно Семашковой. Но очень маленькая роль помощницы Хартмана Адель не позволяет ей раскрыться полностью, как, например, в прошлогодней премьере «Значит, нам туда дорога».
Очень понравилась в первой серии доверительная беседа Сталина с Курчатовым. Несомненно, сейчас Леван Мсхиладзе – лучший исполнитель роли Сталина в российском кино («Власик. Тень Сталина», «Начальник разведки», «Операция «Неман», «Адмирал Кузнецов», «Рослый»).
И главное, благодаря Первому каналу смотрю повторно «Берлинскую жару» и получаю еще большее удовольствие, чем первый раз. Нравится ли сериал вам? Как всегда, ожидаю ваши комментарии.