Горный хребет Хамар-Дабан около Байкала стал местом страшной смерти пяти туристов и опытного инструктора Людмилы Коровиной. Эту историю часто сравнивают с гибелью группы Дятлова, но с одним отличием: одна из девушек выжила и стала свидетелем того, как умирали ее товарищи. Ее рассказ поразил многих и оставил вопросы об истинных причинах произошедшего. Более 30 лет спустя появилась самая вероятная версия.
Кто входил в группу Коровиной
Людмила Коровина была очень известным человеком в Петропавловске в начале 1990-х. Она создала туристический клуб «Азимут», куда приходило огромное количество молодежи, увлекающейся походами в горы.
Мастер спорта по пешеходному туризму водила своих подопечных на Алтай, Тянь-Шань и Саяны. У каждого похода была своя категория сложности — от первой до пятой.
В свою группу для похода на Хамар-Дабан Коровина пригласила секретаря педагогического училища — 24-летнюю Татьяну Филипенко, которую водила в походы несколько раз.
Еще одним участником стал Александр Крысин — студент четвертого курса Университета имени Баумана. Несмотря на свои 23 года, он считался одним из самых опытных туристов, потому что прошел десятки походов, а в «Азимут» вступил еще в 12 лет. С собой он пригласил возлюбленную — 16-летнюю Викторию Залесову.
Денису Швачкину на момент похода было 19 лет. В группу Коровиной он попал случайно. Организатор искала молодого человека вместо выбывшего из-за проблем с родителями.
Самым младшим участником стал 15-летний Тимур Бапанов. Будучи сыном опытных спортивных туристов, он буквально вырос в горах, поэтому в том, что он выдержит подъем, Коровина не сомневалась.
Единственной выжившей, вернувшейся из того похода, стала Валентина Уточенко. В августе 1993 года студентке педагогического училища было всего 17 лет. Для нее это был третий поход с Коровиной. Все участники группы знали руководителя очень хорошо и не сомневались, что подъем пройдет спокойно.
Общая протяженность маршрута составляла 210 километров. Он начинался от станции Мурино в Иркутской области и проходил через пик Ретранслятор. Из-за ошибки, закравшейся в отчете одной из экспедиций, появилось название Третранс. Эта путаница тоже сыграла свою роль.
Поход планировали завершить в городе Слюдянка. Параллельно с группой Коровиной по более сложному маршруту шел еще один отряд из Петропавловска, в котором состояла ее дочь. Туристы договорились встретиться ровно посередине — на Патовом озере. Обе группы выдвинулись по своим маршрутам 2 августа.
«Никто из них не воскрес»
За первые два дня похода группа Коровиной преодолела 70 километров. Быстро идти не получалось из-за проливного дождя. Непогода туристов не остановила.
Они успешно преодолели Лангутайский перевал, прошли по хребту горы Хан-Ула и вышли к озеру Галичье. Вечером 4 августа они взошли на Третранс, где поставили палатки и заночевали. К утру к проливному дождю добавился мокрый снег.
О том, что произошло дальше, известно из показаний выжившей в походе Валентины Уточенко. Она рассказала, что около 10:00 Крысин заявил, что палатки намокли и все замерзли. Из-за сильного снегопада ориентиров, куда идти дальше, видно не было.
Все собрали рюкзаки, встали стенкой и начали спускаться вниз, но далеко пройти группа не смогла. Крысин внезапно упал. Когда его начали поднимать, из ушей и носа у него потекла кровь. Коровина схватила молодого человека и приказала всем продолжить спуск.
По словам Уточенко, инструктор сразу же попросила уходящих участников группы прислать к ней кого-нибудь через некоторое время. Отойдя на небольшое расстояние, Филипенко достала тент, которым все укрылись.
«Я поднялась к Коровиной. Глаза у Саши Крысина были огромные. Безразличный взгляд. Коровина нащупала пульс и сказала, что сердце не бьется. Попросила утащить Вику вниз. Я поднялась к той, а она меня укусила. Я утащила ее до остальных. Татьяна стала биться головой о камни», — писала в своих показаниях Уточенко.
Девушка пояснила, что, оказавшись внизу, она увидела, как Швачкин спрятался за камнями и залез в спальный мешок. Баланов лежал навзничь и не двигался. Она снова поднялась с Коровиной и поняла, что та уже не дышит.
«Я оделась, легла в спальник и укрылась тентом. Утром поднялась вверх, увидела Таню на камнях, Дениса, Тимура, Вику. Выше — Сашу и Коровину. Никто из них больше не воскрес», — рассказывала в 1993 году Уточенко.
«Как в фильме ужасов»
В конце декабря 2025 года, спустя более чем 30 лет, блогер Дмитрий Масленников выпустил двухсерийный фильм-расследование о загадочной гибели группы Коровиной. Вместе с командой профессиональных спасателей он не только повторил весь путь туристов, но и пообщался с Уточенко. На этот раз бывшая туристка рассказала больше о том страшном утре, когда погибли ее товарищи.
По ее словам, утром 5 августа Крысин призвал всех собирать свои вещи и искать другое место для стоянки из-за сильного ветра, который вырывал колья палатки. Именно во время отхода с места ночевки он упал. У него пошла пена изо рта и полилась кровь из ушей. Коровина осталась рядом с ним, приказав остальным идти вниз.
Уточенко подчеркнула, что просто так спуститься группа не смогла. Сильный ветер просто сносил сцепившихся между собой туристов.
«Мы оборачивались и смотрели, а она (Коровина. — Прим. ред.) как села около него (Крысина. — Прим. ред.), так и осталась сидеть там. Тут началось сумасшествие у всех. Кто-то убегал, кто-то головой об камни бился. <…> Это как в фильме ужасов, потому что ты только шел с этими людьми, а тут у них началось безумие», — рассказала она.
Бывшая туристка добавила, что не может объяснить, что произошло с ребятами и что на них могло так повлиять.
«У меня был настолько сильный страх, потому что ты просто не знаешь, что делать, куда идти, чем помочь», — пояснила она.
По ее словам, Швачкин буквально вытащил ее из оцепенения и заставил ползти вниз.
«Я сползла в ущелье, там было какое-то дерево. Я прижалась к нему, укрылась целлофаном и сидела. Сколько прошло времени, я не знаю. Когда пришла в сознание, было очень холодно. Я вылезла наверх, поднялась обратно, забрала компас и карту», — поделилась Уточенко.
По официальным данным, девушку нашли 9 августа туристы из Киева, которые спускались по реке Снежной. Они подобрали ее и доставили в спасательную службу Слюдянки. Уточенко за четыре дня прошла всего 10 километров от места гибели группы Коровиной.
В беседе с Масленниковым она рассказала, что сначала увидела столбы электропередачи без проводов, вдоль которых она спустилась вниз, где нашла недостроенную избушку. Там она переночевала, а после спустилась к реке.
«Единственное, я помню, что шла. Куда шла, как шла — этого не помню. Жить хочется, когда тебе 17 лет. Тебя ноги ведут вперед, чтобы выйти к людям. Если бежит река сверху, значит, внизу есть населенные пункты. Исходя из этого, пошла дальше», — поделилась бывшая туристка.
Она добавила, что, вероятно, ей было предначертано вернуться живой, чтобы сообщить всем, где умерли остальные. А еще она чувствовала, что ей надо вернуться домой.
Как нашли погибших из группы Коровиной
Спасателей на поиски пропавших туристов направила вторая группа, в составе которой была дочь погибшего инструктора Наталья. Команда добралась до Патового озера и прождала там два дня.
Туристы решили, что вторая группа опоздала, и продолжили свой путь, выйдя к Слюдянке 18 августа. Узнав, что «коровинские» до сих пор не вернулись, они обратились к спасателям. Из-за непогоды поиски начались только 21-го числа.
Проблема возникла с туристической книжкой, в которой одной из стоянок значилась вершина Третранс. На картах такого названия не было, потому что официально пик назывался Ретранслятор.
В интервью Масленникову Наталья Коровина рассказала, что поругалась на последней встрече с матерью.
«У меня был переходный возраст, и я могла за что угодно зацепиться. Она меня обняла и отдала ключи: „Ну все, доченька, увидимся на день рождения“. Не было слезных прощаний. Может быть, для нее это был какой-то знак, что ты сама идешь теперь, другой уровень», — рассказала Наталья.
По ее словам, когда группа добралась до Патового озера, где должна была состояться встреча, погода сильно испортилась, а ночью ей приснилась мама.
«Я ее увидела в инвалидной коляске, и она говорила: „Уходите, уходите“», — вспомнила дочь погибшего инструктора.
После этого она обратилась к руководителю группы. Он пообещал сходить на другую сторону горы, а когда вернулся, заявил, что там очень холодно. Принимавший участие в поисковой операции заслуженный спасатель Юрий Голиус в интервью блогеру опроверг сообщения, что погибшие были без верхней одежды.
«Самым тяжелым было смотреть на этих ребятишек. Прошло 20 с лишним дней. Они лежали, словно в кучке. Все цветные уже, но в курточках. Рюкзаки там же недалеко стояли», — рассказал он.
По словам Натальи Коровиной, Уточенко вернулась в Петропавловск на поезде. Она встречала ее на перроне вместе с другими членами клуба.
«Когда мы ее увидели и повели на вокзал, видели, что ей надо поделиться всем, что она видела. Это же ужас, что она пережила», — добавила Наталья.
Тела погибших доставили на экспертизу в Улан-Удэ. По итогам вскрытия причиной назвали общее переохлаждение. Из-за сильного разложения останки в Петропавловск отправили в цинковых гробах. Всю группу Коровиной похоронили на одной аллее Новопавловского кладбища.
С чем было связано безумное поведение группы Коровиной перед смертью
Главной версией гибели туристов многие считают отравление. Как рассказал в беседе с казахстанским изданием TengriNews почетный житель Петропавловска Павел Афанасьев, который был знаком с одним из поисковиков, на месте гибели группы нашли открытые банки тушенки.
«Это 1993 год — все помнят, какое тяжелое время было. Еще поисковики говорили, что про ту же версию с отравлением им говорили в Иркутске, но только на словах, а нигде в документах этого не указали», — подчеркивал он.
Афанасьев добавил, что еще один его знакомый, генерал Михаил Баранов, считал, что группа просто плохо подготовилась к походу и взяла с собой мало теплой одежды, выбрав неправильное место для установки палатки.
Эту версию журналистам опроверг опытный турист Владислав Ржавцев. Он подчеркнул, что Коровина имела огромный опыт, а погибшая группа была не первой, которую она водила в горы. По его словам, версию об отравлении ему также подтверждали поисковики, а указанное в справках переохлаждение всегда пишут тем, кто погиб в горах.
«Если, к примеру, в горах кто-то сломал ногу, то умирает он не от сломанной ноги, а именно от переохлаждения, так как не может двигаться. Понятно, что в городе они, скорее всего, не умерли бы, им сделали бы промывание желудка и спасли, но в тех условиях им стало плохо. И они замерзли», — пояснил Ржавцев.
Он добавил, что тоже ездил на хребет Хамар-Дабан и поднимался на Ретранслятор.
«Мой товарищ там попил воды из ручья, и его тошнило вплоть до самого лагеря. А я как-то сразу понял: нехорошая какая-то водичка, не надо ее пить», — рассказал он.
Возглавлявший поисковую группу спасатель Николай Федоров при жизни считал, что туристов погубил инфразвук. По его версии, сильный ветер привел в движение огромные потоки воздуха, которые спровоцировали магнитные колебания, оказавшие давление на психику погибших.
Снявший фильм-расследование о гибели группы Коровиной блогер Дмитрий Масленников предоставил всю собранную информацию судебно-медицинскому эксперту Игорю Жежелю. Его вердикт оказался однозначным — от переохлаждения погибли не все.
Эксперт пояснил, что первым из жизни ушел самый тренированный из всех — Крысин, у которого шла пена изо рта и лилась кровь из ушей. Жежель не исключил, что молодой человек из-за усиленной нагрузки потерял много жидкости, что привело к сгущению крови, в которой образовались тромбы. Их могло занести в легочные сосуды, что привело к появлению пены.
Гибель товарища в условиях сильного холода и страха, когда вокруг не видно ничего, привела группу в панику. При этом руководитель, вместо того чтобы успокоить всех, отправила их на самостоятельный спуск.
Уходящая группа все еще видела ее, но она к ним не шла. Это только усилило панику и ужас, а переохлаждение привело к неадекватному поведению.
«Затем каждый их них пытается спастись от холода: принимает позу эмбриона, ложится, закрывается камнями, вместо того чтобы следовать приказу руководителя и спускаться вниз», — заявил Жежель.
По его словам, Уточенко — единственная, кто в экстренной ситуации сохранил здравый рассудок, а ее провалы в памяти связаны с пережитым стрессом. Организм направил все силы на выживание, когда память особо была и не нужна.
Автор: Анатолий Минкин