Посредник со связями
Неприятности калининградки по имени Мария начались с того, что ее «Ниссан Терана», притормозивший у перекрестка, неожиданно получил такой удар сзади, что дверца багажника встала дыбом, а фаркоп ушел далеко под задний бампер, который, кстати, лопнул.
- Мне еще повезло, что у мужчины, который врезался в меня, не закончилась страховка – до истечения срока ее действия оставалось всего два дня, - вспоминает женщина.
Впрочем, начало обнадеживало: прибывший аварийный комиссар помог по смартфону зарегистрироваться в приложении «Госуслуги авто», чтобы зафиксировать последствия ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Потом предложил проехать в автосервис «здесь недалеко», чтобы оценить стоимость предстоящего ремонта.
Вышедший из офиса на шум мотора специалист, представившийся Максимом, бегло осмотрел покореженную корму «Ниссана» и заявил комиссару, что «тут все под замену» и за ремонт он вряд ли возьмется. Комиссар объяснил огорченной автоледи, что она, конечно, может обратиться в свою страховую компанию, но лучше доверить это посреднику. Мол, сотрудничаем со всеми страховщиками, у нас в этих кругах хорошие связи. Привлечем эксперта, насчитаем вам ущерб по максимуму, а процент за услуги себе возьмем, наоборот, минимальный. Немного поколебавшись, Мария позвонила мужу, который официально числился собственником транспортного средства, поэтому только он мог подписывать какие-либо документы.
Очень скоро нашим героям пришлось вспомнить завет бессмертного товарища Саахова из гайдаевской кинокомедии: «Спешить не надо!»
- Выданный нам договор мы практически не читали, прежде чем поставить подпись, - признается Мария. – Могу объяснить это лишь тем, что и я, и муж пребывали в состоянии некоторого шока от произошедшего. Хотя комиссар заверил, что подписывать бумаги можно не прямо сейчас, а в любое удобное для нас время. Нам назначали день, когда нужно будет вновь приехать в автосервис, чтобы оценить ущерб уже вместе с представителем страховой компании, и мы отбыли.
На следующее утро Мария, немного отойдя от потрясения, попросила знакомого автомастера осмотреть пострадавший «Ниссан» на подъемнике. Оказалось, повело лонжероны, которые теперь нужно было вытягивать. Повреждения зафиксировали на видео, чтобы продемонстрировать страховщикам.
Мы попросили прокомментировать действия участников ДТП представителя одной из калининградских страховых компаний.
- Когда оформление ДТП происходит без участия сотрудников полиции, эта обязанность возлагается на обоих участников, и закон устанавливает требования к такому оформлению. Привлечение аварийных комиссаров – распространенная ситуация, законом не запрещенная. При этом страховые компании не имеют с ними никаких договорных отношений! - объяснил юрист. - Решение о заключении договора нужно принимать взвешенно и не торопиться делать это на месте ДТП. Стороны свободны в установлении условий договора, но с момента подписания (уступки требования) все права, предусмотренные законодательством об ОСАГО и связанные с ДТП, потерпевший утрачивает. При обращении к страховщику аварком действует уже от своего имени и в своем интересе, поэтому каких-либо обязательств перед потерпевшим у страховой компании нет.
Вопрос денег
- Когда я приехала в назначенное время к офису организации, с которой был заключен договор, меня встретили Максим и представитель страховой компании, - продолжает Мария. - Они предложили оставить машину на улице, пока не освободится бокс для осмотра, а самой подождать в офисе. Я успела мельком заглянуть в этот бокс - а внутри него даже подъемников нет!
Осмотр производился за закрытыми воротами, внутрь бокса меня не пригласили. Потом ворота открыли и сказали, что машину можно забирать.
- Ждите, мы вам позвоним, когда все посчитаем.
Звонок раздался спустя две недели: приезжайте, забирайте наличными 44 тысячи рублей. Сумма неприятно удивила – Мария уже выяснила, что одна только новая дверь багажника будет стоить не меньше 120 тысяч, это кроме бампера, накладки на бампер и фаркопа. Калининградка отправилась в страховую компанию, чтобы посмотреть расчеты.
- Девушка за стойкой мне объяснила: у вас договор цессии (передача права требовать какие-то обязательства согласно договору от одного лица другому. – Ред.), поэтому вам мы никаких документов предоставить не можем. Тогда я позвонила тому самому Максиму, включив телефон на громкую связь, и спрашиваю, как мне посмотреть расчеты, если ни он мне ничего не дает, ни страховщики? Тут девушка меня спрашивает, сколько процентов цессии прописано в договоре, – я все-таки (как говорится, лучше поздно, чем никогда) его прочитала. А там ни про цену, ни про процент вообще ничего! Только условие: если выбираем ремонт у посредника в лице автосервиса, где осматривали машину, то заключаем с ним дополнительное соглашение.
Позже выяснилось, что размер компенсации страховщики определили в 66 тысяч, а посредник взял себе 30%.
От руки корявым почерком
На семейном совете было решено в полном соответствии с пресловутым договором отказаться от компенсации в пользу ремонта у посредника. Но тот, видимо, тоже успев оценить стоимость деталей под замену, предложил провести дополнительное обследование с участием специального эксперта, который должен сказать, во сколько реально обойдется ремонт.
В третий раз в автосервис посредника Мария поехала вместе со своим мужем Анатолием. Прямо на улице «Ниссан» еще раз визуально изучили, сказали, что дверь багажника можно просто отрихтовать. Но вместе с вытягиванием лонжеронов и поведенных стоек, а также покраской обойдется такое удовольствие от 80 тысяч рублей и выше.
- Мы перешли в офис, где Максим категорически заявил, что ремонтом заниматься не будет, и предложил расторгнуть договор. Хорошо. Но когда мы попросили распечатать третий экземпляр, чтобы представить его в страховую компанию, то услышали: денег нам все равно не видать, поскольку страховщик уже перечислил их ИП и обратно не примет. Мол, не первый такой случай и вообще это давняя проблема. После расторжения договора я поехала в страховую компанию и попросила показать расчеты. Мне дали акт осмотра повреждений, написанный от руки корявым почерком. А когда я попросила сориентировать по оценке, сказали, что это невозможно, потому что дело по факту ДТП уже закрыто и компенсация выплачена.
Комментарий юриста:
- Стоимость ремонта по ОСАГО рассчитывается с применением цен на запчасти, материалы и нормо-часы работ, утвержденных Российским Союзом Автостраховщиков. Да, цены в этих справочниках отличаются от рыночных, поэтому разница будет. И это не «заслуга» аваркомов и/или страховщиков! Страховые выплаты комиссары получают на общих условиях. С точки зрения получения страхового возмещения напрямую расторжение договора имеет смысл только ДО момента выплаты. После заявление потерпевшего рассматриваться не будет, так как убыток уже урегулирован.
Наконец в расчете
Проявив упорство, Мария с мужем все-таки получили бумагу с расчетами начислений. И обратили внимание на пометку, согласно которой пострадавшая машина - в простой комплектации, без дополнительного оборудования.
- А я, когда мы брали этот автомобиль в салоне, лично попросил добавить фаркоп - то самое допоборудование. К тому же салон автомобиля кожаный и литые диски, а это не простая комплектация, - рассказывает Анатолий.
Но про фаркоп в документах не было ни слова. Равно как и про замятые им лонжероны и поведенные стойки.
Комментарий юриста:
- Комплектация автомобиля проверяется в автоматическом режиме по VIN-номеру. Все, что не входило в штатную комплектацию, является допоборудованием и должно подтверждаться документально (платежные документы, акт выполненных работ об установке и т. д.).
В ИП сообщили, что нужно будет подождать еще два-три дня, пока они сделают запрос в страховую компанию. В назначенный день за деньгами отправился Анатолий.
- Дождался я Максима, он завел меня в кабинет, достал из сейфа пачку денег, положил: посчитайте. Я посчитал - оказалось, не 66 тысяч, а 44 тысячи. «Ой, что-то я запутался!» - восклицает этот самый Максим, достает из сейфа недостающие купюры и протягивает мне. Я забрал и ушел. Ни расписки, ни приходно-расходного чека - ни-че-го! Как они сотрудничают со страховыми компаниями, ума не приложу.
Комментарий юриста:
- Никакого сотрудничества, повторюсь, нет. Решение страховщика и факт перечисления денежных средств подтверждаются документами. Дальнейшие отношения между аваркомом и собственником ТС не связаны со страховой компанией. Если комиссар не оформляет факт передачи денег владельцу машины – это исключительно его риск негативных последствий.
Вместо заключения
Ремонтировать машину наши герои думают все-таки за свой счет, удовлетворившись полученными 66 тысячами рублей.
- Конечно, можно было бы настоять на независимой экспертизе, а затем действовать через суд, - говорят Мария и Анатолий. – Но даже если в итоге удастся что-то дополнительно отсудить, вряд ли это покроет расходы на тяжбу. Не говоря уже о потраченном времени и нервах. Думаю, что мы далеко не первые попавшие в такую ситуацию.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru