Убытки российских компаний за 11 месяцев прошлого года составили 7,5 трлн рублей — это рекорд за всё время наблюдения. В 2024-м потери бизнеса были меньше 7 трлн, а в 2023-м — 4 трлн, следует из данных Росстата, которые проанализировали «Известия». Сильнее прочих просели обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых и торговля. Убыточными оказались, например, КамАЗ, «Т Плюс» (электроэнергетика и теплоснабжение) и судоходная компания ДВМП. Среди причин — дорогие кредиты, слабый спрос, санкции и рост издержек. Что может изменить ситуацию и кто вышел в плюс — в материале «Известий».
Почему растет ущерб компаний в России
За январь – ноябрь 2025 года 18,2 тыс. компаний получили убытки. Их общие потери достигли 7,5 трлн рублей, следует из доклада «Социально-экономическое положение России», который публикует Росстат («Известия» его проанализировали). Это самая большая сумма за всё время ведения статистики. Для сравнения: годом ранее этот показатель был на 7% меньше — около 7 трлн. А за 11 месяцев 2023-го составил примерно 4 трлн.
Доля убыточных компаний в прошлом году составила 28,8% — это максимум с пандемийного 2020-го (тогда было 32,1%).
Как уточнили «Известиям» в Минэке, оперативные данные отображают информацию не по всему кругу предприятий — сейчас стоит дождаться поступления бухгалтерской отчетности. Кроме того, что касается ситуации в конкретных отраслях, то ведомства на площадке специальной комиссии на регулярной основе вырабатывают оперативные меры, добавили в ведомстве.
Одним из ключевых факторов стало удорожание кредитов, достигшее пика в начале прошлого года. С октября 2024-го по июнь 2025-го Банк России держал ключевую на рекордно высоком уровне в 21% годовых — лишь летом регулятор начал постепенно ее снижать. Ожидается, что на заседании 13 февраля ЦБ оставит ставку без изменений — 16%.
На экспортно-ориентированные отрасли влияет сжатие спроса, продолжили в Минэке. Также факторами выступают давление цен и усиление конкуренции на большинстве рынков в результате замедления мировой, и частности, китайской экономики, а также роста геополитической неопределенности.
В пресс-службе добавили: для отраслей, ориентированных на внутренний рынок, наиболее значимым фактором стало охлаждение внутреннего спроса на фоне снижения инвестиций в развитие производств.
Для многих компаний значительная часть прибыли уходит на обслуживание долга, а некоторые и вовсе не могут привлечь новое финансирование, отметил старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ Президентской академии Владимир Еремкин. В результате бизнес сталкивается с нехваткой оборотных средств, а планы по развитию оказываются под угрозой, уточнил он.
Большую роль также сыграло замедление экономики. Если в 2024-м ВВП вырос на 4,3%, то в 2025 году — на 1%, напомнила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Кроме того, немаловажными факторами стали санкционные ограничения, а также подорожание логистики и аренды недвижимости, уточнил управляющий партнер BBNP Максим Барашев.
— В международной практике доля убыточных компаний в периоды замедления экономики также может приближаться к 25–30%, однако для устойчивого роста такой уровень считается тревожным, поскольку он напрямую влияет на инвестиции и налоговую базу: падение прибыли означает сокращение поступлений по налогу на прибыль, рост долговой нагрузки и более осторожную инвестиционную политику бизнеса, — пояснил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
Он добавил: уже сейчас финансовые результаты некоторых крупных сырьевых и инфраструктурных компаний ухудшились, что отражает общий тренд снижения рентабельности в капиталоемких секторах.
У каких компаний самые большие убытки и прибыли
По данным Росстата, наибольшие убытки фиксируются в обрабатывающем производстве (в частности, при выпуске нефтепродуктов, в металлургии), в оптовой торговле и добыче полезных ископаемых (особенно нефти и природного газа, угля). Это не значит, что все компании в этих сферах ушли в минус, но затраты у них самые крупные. В то же время их прибыль может быть высокой. По словам Максима Барашева, эти сегменты всё равно наиболее чувствительны.
Так, финансовая устойчивость российских обрабатывающих отраслей в 2025 году снизилась из-за сокращения внутреннего спроса и высокой ключевой ставки, пояснил он. Наиболее острые трудности также испытывают застройщики и предприятия транспортного машиностроения. Кроме того, страдает легкая промышленность — на производителей давят высокая себестоимость и налоговая нагрузка, тогда как рынок одновременно заполняет более дешевая продукция из Китая и Турции.
В сфере торговли спад вызван высокой инфляцией, которая привела к сокращению потребительского спроса, особенно в первой половине 2025 года, подчеркнула Наталья Мильчакова из Freedom Finance Global. Низкая активность, переход населения на сберегательную модель поведения приводят к тому, что в этом секторе больше всего закрытий предприятий, добавил Владимир Еремкин из ИПЭИ Президентской академии.
Добыча полезных ископаемых, в свою очередь, страдает от санкций. К этому добавилось и укрепление рубля (почти на четверть), которое ударило по экспортерам, заявил экономист, партнер коммуникационного агентства Goldman Agency Ахмед Юсупов. По его словам, нефтяные компании ХМАО столкнулись с убытками на фоне сокращения демпферных выплат (компенсации от государства, смягчающие финансовые потери компаний) и снижения валютной выручки. Кроме того, продолжил Владимир Еремкин, около трех четвертей угольных компаний убыточны.
«Известия» изучили по открытым источникам финансовые отчетности компаний. Так, чистый убыток КамАЗа по РСБУ за девять месяцев прошлого года года вырос в 7,6 раза и составил 29,1 млрд. Кроме того, в «Т Плюс» (компания в сфере электроэнергетики и теплоснабжения) по РСБУ за январь – сентябрь он достиг почти 2,5 млрд рублей против прибыли в 7,19 млрд рублей 12 месяцами ранее. А «Дальневосточное морское пароходство» (головная компания транспортной группы FESCO) потеряло 1,9 млрд. Редакция направила запросы в компании.
В «Т Плюс» ситуацию связали с высокой ключевой. Однако там добавили, что по итогам 2025 года чистая прибыль ожидается в размере 2 млрд — это связано с началом отопительного периода в IV квартале, а также снижением ставки ЦБ.
При этом за 11 месяцев прибыль в размере около 33 трлн получили почти 45 тыс. организаций. У Сбербанка по РСБУ в 2025 году она достигла 1,69 трлн рублей, превысив показатель 2024-го на 8,4%. Кроме того, у «Норникеля» прибыль выросла на 15% — до 142 млрд. А в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) показатель составил почти 7 млрд против убытка свыше 24 млрд годом ранее.
Как стабилизировать ситуацию
Главным негативным последствием роста убытков предприятий становится торможение экономического развития, полагает Владимир Еремкин. В таком случае инвестиционный климат ухудшается, инновационная активность снижается, а конкурентная среда становится уже — всё большую роль начинают играть крупные компании с государственной поддержкой.
— Массовая убыточность предприятий чревата углублением отраслевого спада, ростом числа дефолтов по долговым обязательствам и даже банкротств. На этом фоне может ухудшаться качество продукции и снижаться ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешних рынках, — подчеркнула Наталья Мильчакова из Freedom Finance Global.
Одновременно падают поступления по налогу на прибыль. Наиболее чувствительно это в регионах, поскольку основная часть этого налога зачисляется по месту регистрации компаний, пояснила эксперт. В результате у властей остается меньше ресурсов для финансирования нацпроектов и социальных обязательств, инвестиций в строительство и ремонт инфраструктуры, развитие здравоохранения и образования.
Впрочем, ситуацию можно стабилизировать. По словам Ахмеда Юсупова из Goldman Agency, снижение ключевой ставки способно улучшить финансовые показатели компаний, при этом налоговые поступления не рухнут. Кроме того, продолжила Наталья Мильчакова, если государство поможет сократить задолженность крупных предприятий и восстановить темпы роста экономики, то доля убыточных компаний снизится.