Forbes | США
Миф о том, что FPV-дроны полезны только на коротких дистанциях, разбит, пишет Forbes. Россия начала применять "Герберы" в качестве средств доставки, запуская малые ударные коптеры глубоко за линией фронта, что позволяет точечно атаковать стратегические объекты
Дэвид Хэмблинг (David Hambling)
Россия использует крупные беспилотники в качестве средств доставки FPV-дронов для нанесения высокоточных ударов на удалении в несколько сотен километров. "Герберы", которые чаще всего появляются в качестве ложных целей при нанесении ударов "Геранями", доставляют и запускают маленькие ударные FPV-дроны вглубь украинской территории.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
В этом конфликте беспилотники-носители используются не впервые, но в связи с этим возникает масса новых вопросов, причем не только для Украины. Один из главных аргументов против применения FPV — это их ограниченная дальность, не позволяющая добиваться большого стратегического эффекта. Теперь этот аргумент разбит вдребезги. Россия может наносить удары с высокой точностью где угодно.
"Одной ногой в тюрьме". Украинцы пришли в ярость от новой уловки Зеленского
Смертоносный дрон-ромашка
Беспилотник "Гербера" носит название цветка, который на Западе известен как африканская ромашка. Размах крыла у него составляет около двух с половиной метров. Он примерно такой же, как у "Герани", но "Гербера" весит всего 18 килограммов, в то время как "Герань" — 180. Конструкция аппарата намного дешевле, рама делается из фанеры, а корпус из пенопласта. "Гербера" оснащена двигателем DLE60 и имеющейся в открытой продаже стандартной электроникой. Максимальная дальность оценивается в 600 с лишним километров. Некоторые источники утверждают, что стоимость "Герберы" — всего 2 000 долларов.
Первые "Герберы" были замечены в 2024 году, когда они применялись исключительно в качестве ложных целей. Некоторые дроны имели радиолокационные отражатели, чтобы казаться больше и отвлекать вражеские средства ПВО от "Гераней". Позднее появились версии с вооружением, доставлявшие к цели кумулятивный заряд или осколочную боевую часть весом в несколько килограммов, что существенно сокращало их дальность. Опять же, первые версии управлялись со спутника, но затем на "Герберы" начали устанавливать камеры, и управлять ими стали операторы.
"Гербера" — это удобная, недорогая платформа, способная выполнять и другие задачи, такие как постановка помех и ретрансляция радиосигнала.
3 февраля эксперт по радиоэлектронной борьбе Сергей "Флеш" Бескрестнов, ныне работающий советником украинского министра обороны, разместил в сети снимок упавшей "Герберы" с креплением для одного FPV-дрона и ретранслятором. Дрон не нашли. Бескрестнов посоветовал украинским военным внимательно следить, не появятся ли новые "Герберы"-носители FPV-дронов. Спустя два дня была сфотографирована вторая "Гербера" с прикрепленным к ней FPV. А 9 февраля появилось видео, на котором "Гербера" в полете запускает FPV-дрон.
Комбинация "Гербера" — FPV может быть экспериментальной, но поскольку таких случаев было уже три, это может указывать на начало серийного производства.
Сетевая радиосвязь
Раньше русские пользовались терминалами спутниковой связи Starlink, чтобы связываться с беспилотниками большой дальности. Компания SpaceX заблокировала им доступ к таким терминалам, из-за чего у России возникли проблемы. Но есть и другие варианты.
Некоторые "Герберы" были оснащены Mesh-модемами радиосвязи XK-F358. Это дает дрону возможность сформировать сотовую сеть радиосвязи прямо в полете, чтобы оператор мог связываться с удаленным дроном в несколько шагов. При этом промежуточные дроны выполняют функции опорного узла. Это не самый дешевый вариант. На сайте поставщиков такой аппаратуры розничная цена составляет более 8 000 долларов. Но узлы сети могут находиться на удалении 300 километров друг от друга при условии наличия прямой видимости.
Применение радиосети Mesh с сотовой структурой подтвердил 5 февраля в интервью российскому государственному агентству ТАСС главный конструктор Центра комплексных беспилотных решений (ЦКБР) Дмитрий Кузякин. Он также объяснил логику такого решения, отвечая на вопрос о том, зачем доставлять FPV, если можно вместо него поставить более мощный заряд взрывчатки, а потом направить "Герберу" на цель.
"Большой дрон летит далеко, но он менее маневренный и не может уничтожать противника, например, в блиндажах, — сказал Кузякин. — Ему труднее поразить движущуюся цель. Между тем, FPV-дрон может попасть в конкретное окно дома либо поймать одиночную цель в поле или на дороге".
Это разумно. Операторы докладывают, что даже маленькие беспилотники самолетного типа менее проворны, чем FPV-квадрокоптеры, и они требуют больше навыков. А поразить цель "Герберой", чья аэродинамика настроена на дальность, а не на маневренность, еще сложнее.
Наверное, есть и другая причина. "Гербера" с ее ограниченной полезной нагрузкой может взять на борт всего один FPV, но возможно, что это пробный прогон, цель которого — в будущем использовать таким же образом "Герани", способные нести восемь и более дронов. Так можно существенно повысить шансы на поражение цели, и поражать несколько целей одновременно.
"Дрон-матка дает пилоту ударного БПЛА возможность поражать несколько целей, и при этом у него остается право на ошибку. Если не попал первым дроном, запускай с носителя следующий", — говорит Кузякин.
США заинтересовались этой новинкой. В прошлом месяце мы писали, как дочерняя компания Lockheed Martin Skunk Works устроила демонстрационный полет дрона-носителя. Но Россия уже применяет их, нанося удары на большие расстояния. Те же самые беспилотники-носители можно использовать для сброса квадрокоптеров, ведущих разведку в ближнем бою. Они могут даже залетать внутрь зданий.
Российская "Паутина"?
Критики FPV также неизменно указывают на то, что эти дроны несут меньше боевой нагрузки по сравнению с другими беспилотниками. Зачастую это всего 1-2 килограмма. Ну как можно наносить стратегические удары в глубину с таким небольшим количеством взрывчатки?
Исчерпывающий ответ на этот вопрос может дать проведенная в июне прошлого года операция "Паутина". 112 украинских FPV-дронов, провезенных в Россию в грузовиках, нанесли удар по четырем российским авиабазам, повредив или уничтожив десятки стратегических бомбардировщиков и других самолетов. Украинские FPV уничтожали российские вертолеты и самолеты и в других местах.
FPV могут выводить из строя радиолокационные станции, зенитно-ракетные комплексы, ракетные установки большой дальности и прочие стратегические средства поражения, а также уничтожать склады боеприпасов и топливные хранилища. Это основное средство борьбы с танками. Носители и FPV-дроны недороги по сравнению с ПТРК "Джавелин" за 200 тысяч долларов и с дальностью стрельбы семь километров. А теперь задумайтесь о последствиях удара по танковым колоннам с расстояния в сотни километров.
Маленькие дроны также можно применять против отдельных солдат. FPV — это идеальное орудие убийства, способное выбирать вполне конкретную цель в группе людей. А когда FPV-дронов много, они могут подтвердить поражение цели, а при необходимости выполнить последующие действия.
Есть множество проблем практического свойства при проведении операций с применением беспилотников-носителей, на что указывает демонстрация Skunk Works. В частности, это задержка по времени между дроном и оператором, затрудняющая управление. В интервью ТАСС эксперт по БПЛА Александр Степанов предположил, что у сбрасываемых с носителей FPV будет повышенный уровень искусственного интеллекта, и они станут все чаще принимать решения самостоятельно, в связи с чем отпадет необходимость в постоянном поддержании связи.
Наиболее очевидный способ борьбы с беспилотниками-носителями — сбивать их задолго до того, как они приблизятся на расстояние запуска полезной нагрузки. Обычно это 15 километров и меньше. Украина уже стала мировым лидером в данной области. Она сбивает более 80% запущенных беспилотников типа "Герань"/"Гербера" и намерена улучшить этот показатель. А остальному миру есть о чем тревожиться.
Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>