Найти в Дзене

Третий «блин» Питера Гэбриела. «Тающее» лицо, легендарные барабаны, паранойя

Во время тура в поддержку второго сольного альбома обритый наголо Питер Гэбриел и его группа выступали на престижных фестивалях в рабочих комбинезонах. Всё ради того, чтобы дистанцироваться от прошлого. Экс-вокалист Genesis стремился во что бы то ни стало найти свой путь: «Некоторые уходят из группы и делают упрощённые версии того, что было в группе. Я был полон решимости этого избежать. Мне хотелось найти новую аудиторию. Только на третьем альбоме я нашёл себя». После ухода из Genesis в 1975 году Питер Гэбриел взял перерыв, во время которого, по его словам, выращивал капусту и заводил детей. Но продолжал при этом писать песни. После периода разочарований, связанного с попытками сочинять музыку для других исполнителей, он выпустил дебютный сольный альбом, названный просто «Peter Gabriel». Второй он назвал так же. И третий. И даже четвёртый. В течение следующих трёх лет Питеру Гэбриелу удалось вновь утвердиться в качестве солидного автора песен, студийного новатора и исполнителя с уника

Во время тура в поддержку второго сольного альбома обритый наголо Питер Гэбриел и его группа выступали на престижных фестивалях в рабочих комбинезонах. Всё ради того, чтобы дистанцироваться от прошлого. Экс-вокалист Genesis стремился во что бы то ни стало найти свой путь: «Некоторые уходят из группы и делают упрощённые версии того, что было в группе. Я был полон решимости этого избежать. Мне хотелось найти новую аудиторию. Только на третьем альбоме я нашёл себя».

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

После ухода из Genesis в 1975 году Питер Гэбриел взял перерыв, во время которого, по его словам, выращивал капусту и заводил детей. Но продолжал при этом писать песни. После периода разочарований, связанного с попытками сочинять музыку для других исполнителей, он выпустил дебютный сольный альбом, названный просто «Peter Gabriel».

Второй он назвал так же. И третий. И даже четвёртый.

-2

В течение следующих трёх лет Питеру Гэбриелу удалось вновь утвердиться в качестве солидного автора песен, студийного новатора и исполнителя с уникальной харизмой. Что ещё важнее, он сохранил за собой авторитет, которому, должно быть, удивлялись его современники.

Этот авторитет был как никогда высок, когда рецензент Ник Кент из NME посвятил третьему альбому Гэбриела целую полосу, на которой говорилось: «Я не ожидаю услышать ничего лучше за весь год».

-3

Третий альбом, как и его предшественники, назывался просто «Peter Gabriel». Чтобы отличать его от других пластинок с тем же названием, его прозвали «Melt» («Тающий») по ассоциации с обложкой, на которой половина портрета музыканта словно размягчилась и стекает вниз.

Серьёзная работа над альбомом началась после того, как Питер Гэбриел, записав демо-версии треков в Бате, переехал в студию The Townhouse в Лондоне. Выбор продюсера Стива Лиллиуайта и звукорежиссёра Хью Пэдхама сыграл решающую роль: благодаря молодой команде идеи рождались и воплощались легко и непринуждённо.

Явно политически ориентированный и новаторский с художественной точки зрения, альбом существенно укрепил репутацию Стива Лиллиуайта, который ранее работал над несколькими известными записями в стиле новой волны и постпанк, а впоследствии продюсировал U2 и другие известные рок-группы.

Преемник Гэбриэла в Genesis — Фил Коллинз — сыграл на барабанах в нескольких треках. В ответ на просьбу не использовать тарелки Лиллиуайт, Коллинз, Гэбриел и Пэдхам пытались найти студийное решение, которое бы «усилило» звучание барабанов и сделало его более мощным в отсутствие резких ударов по меди.

Когда Фил Коллинз оттачивал агрессивный ритм на томах и малом барабане, а Пэдхам крутил ручки приборов, Питер Гэбриел прямо на месте написал песню «Intruder». Разработанная ими для трека техника реверберации впоследствии стала одной из барабанных «фишек» Фила Коллинза во время его поп-карьеры 1980-х (такой звук барабанов можно услышать в той же «In the Air Tonight»).

Питер Гэбриел: «Я был уверен, что это знаковое барабанное звучание. Теперь меня раздражает, когда люди говорят, что я скопировал звучание Фила».

Помимо Фила Коллинза, в записи альбома приняли участие известные гости. Гитарист Роберт Фрипп (King Crimson) украсил изогнутым, зыбким соло песню «I Don't Remember». Агрессивный гитарный стиль Пола Уэллера (The Jam) вписался в «And Through the Wire».

Девиз Питера Гэбриела при записи альбома был прост: никаких компромиссов. «No Self Control» — беспощадное изображению шизофрении и паранойи. Маньяческий шепот Гэбриела поддержала своим призрачным вокалом его новая подруга и соавтор Кейт Буш, которая также исполнила вокальные партии в завораживающем хите «Games Without Frontiers».

Питер Гэбриел всегда умел чувствовать, что другие музыканты могут привнести в его работу, не теряя при этом самодостаточности и стиля. Этот дар феноменально проявился в работе над третьей пластинкой.

К тому же, песня «I Don’t Remember» продемонстрировала возможности новой игрушки — купленного в Австралии синтезатора Fairlight CMI за 10 тысяч фунтов, способного сэмплировать любые звуки и воспроизводить их в различных тональностях. Звуки бьющегося кирпича и звона бутылок придали музыке потусторонний оттенок.

Самыми крупным хитом из альбома стала «Games Without Frontiers» — печальная и ироничная песня о международных отношениях. Гениальная вещь декорирована тревожными, пронзительными текстурами и необыкновенной барабанной партией без тарелок. На её создание песни Питера Гэбриела вдохновило телешоу, в котором в шутливой форме соревновались команды из разных стран якобы ради мира во всём мире. За фасадом весёлых стартов музыкант разглядел тлеющее раздражение и политическое соперничество. И написал песню о тщетности националистических амбиций.

А ещё есть «Biko» — трек, посвящённый активисту борьбы против апартеида. Песня задала прецедент и тон для всей дальнейшей карьеры Питера Гэбриеля, в которой значительное место было отведено политическому активизму и совершенно искренней борьбе за гражданские права.

В поисках вдохновения Гэбриел обратился к гипнотическому ритму африканской музыки. В «Biko» он описал смерть студента Стивена Бико от рук южноафриканских полицейских в сентябре 1977 года. Гэбриел был шокирован событиями в Южной Африке, связанными с жестокостью и последующим сокрытием преступлений со стороны полиции, и решил выразить свои мысли в песне.

Музыкальное сопровождение «Biko» поражает зловещим вступительным ритмом ударных и гитарой Дэвида Роудса. Эта песня сильно отличалась от всего, что Гэбриел записывал до этого.

«Peter Gabriel» вышел 30 мая 1980 года. Для его обложки знаменитое дизайнерское бюро Hipgnosis создало один из самых запоминающихся образов Питера Гэбриела, обработав снимки с камеры Polaroid, пока чернила ещё не высохли. Кажется, лицо плавится прямо на глазах, словно свеча.

Альбом был встречен публикой тепло. В июне он занял первое место в Британии и продержался на вершине две недели. Для Питера Гэбриэла это было первое подобное достижение.

В США дело застопорилось. Услышав запись впервые, отдел артистов и репертуара Atlantic Records посчитал его слишком экспериментальным и отказался выпускать. Основатель лейбла Ахмет Эртегюн предположил, что у звезды случился нервный срыв во время работы над альбомом.

Тогда Питер Гэбриел обратился в Mercury Records, и не зря: пластинка с «тающим» лицом на конверте доказала своё право называться выдающимся образцом интеллектуальной рок-музыки. Вскоре её создатель достиг известности во всем мире, с большим мастерством и достоинством исполняя роль рок-звезды, обременённой совестью и чувством ответственности.

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!