Посетители рынка начали оглядываться. Среди ящиков с яблоками, морковью и капустой стояла рыжая женщина с красными от начавшихся холодов руками и носом. По другую сторону прилавка гоготал высокий мужчина в длинном пальто чёрного цвета.
По его настроению и обрывкам фраз было понятно: посетитель рынка встретил бывшую жену в качестве продавца в овощном отделе. Чувствуя собственное превосходство, мужчина оказался очень доволен увиденным и начал входить в раж.
Игорь подошёл 5 минут назад.
— Клубники. Самой сладкой. Цена не интересует. Давайте сразу килограмм!
Мужчина вынул из кармана кошелёк, достал из него купюру и, поигрывая ей между пальцами, даже не поднимал глаза на продавщицу.
— Клубника в закрытом зале, где вывеска «Овощи-Фрукты», — Вера сразу же узнала бывшего мужа, но разговаривать с ним не хотелось.
— Ой, Верочка! — но Игорь узнал голос и поднял голову, — ничего себе! Какая приятная встреча...
— Мужчина, не задерживайте очередь, — продавщица кивнула женщине, стоявшей за его спиной.
Игорь завис на несколько секунд, оценивая ситуацию, ехидно улыбнулся и начал говорить, постепенно повышая голос.
— Я ещё никогда не был настолько рад тебя видеть! А тебя что, в закрытый зал торговать не взяли? На улице под дверью оставили? Правда говорят: жизнь всё расставит по своим местам!
Мужчина наклонился через прилавок и взял Веру за локоть, якобы выражая поддержку. Она резко сбросила его руку.
— Уходи, говорю! Тебе какое до меня дело. Мы уже полгода разведены!
— Да. Разведены. Но мне стыдно, что даже бывшая жена стоит на рынке. А тебе как? Вдруг кто из знакомых, соседей увидит? Не думаешь об этом? Тебя наконец уволили из твоей любимой лаборатории, где за три копейки можно весь день стул полировать и сплетни собирать?
— Во-первых, нет смысла оправдываться перед тобой. Потому что не вижу в работе на рынке ничего плохого. Во-вторых, я подрабатываю здесь в свои выходные, чтобы наш сын мог учиться в институте. Потому что ты уже второй месяц не переводишь ему деньги. Алёша, кстати, заказы в ресторане быстрого питания выдаёт, чтобы помочь нам с оплатой, — за сына тебе тоже стыдно?
А ведь Вере было, что сказать.
Она могла бы припомнить времена, когда Игорь по несколько месяцев мог сидеть дома без работы. Получив образование врача благодаря бдительному надзору и тяжёлой руке строгой матери, он и года не проработал по специальности и потом перепрыгивал грузной белкой с места на место в поисках лучшей жизни.
Вера могла бы и напомнить, что сегодняшнюю работу Игорь получил благодаря её знакомому. И именно с того момента, как муж стал получать зарплату выше Вериной и той, что привык, его отношение к супруге стало портиться.
Подруги говорили: «Вот, теперь твой Игорёк будет приносить в дом больше денег!». Но всё оказалось наоборот. Первым делом мужчина взял себе в рассрочку дорогой костюм и туфли, чтобы «соответствовать статусу компании». В следующем месяце ему из тех же соображений понадобился яблочный телефон, потому что «на фирме все с таким ходят».
Дальше — хуже.
У Веры отвисла челюсть, когда ей позвонила её сестра и стала за что-то извиняться:
— Вера, я долго думала над предложением Игоря. Мы посоветовались с мужем и решили, что нам такой вариант не подходит. Передай ему, самой неудобно отказывать. Надеюсь, это не повлияет на наши отношения.
— Погоди. Ты о чём?
— Игорь попросил стать поручителем по его кредиту. Ладно бы, если небольшой. Но несколько миллионов на долгий срок… Мы не уверены, что готовы к такой ответственности.
В тот день в квартире полетели тарелки. Вера выяснила, что муж решил купить новый автомобиль и «по мелочи». Естественно, чтобы его машина не стояла на парковке около офисного здания самой бюджетной.
Игорь парировал тем, что теперь получает намного больше и сможет без труда выплачивать нужную сумму каждый месяц. Вера наконец сказала то, о чём бережно молчала: знакомый, устроивший Игоря, недавно намекнул ей, что начальство недовольно его работой и карьера в фирме висит на честном слове.
— Ты выдумываешь, чтобы принизить меня! — Игорь не на шутку разозлился.
— Я не хочу быть причастной к твоему кредиту и завтра же иду подавать на развод, чтобы потом тоже не остаться должной!
— Ну наконец-то! Мне больше достанется. Можешь уходить прямо сейчас!
Вера, собрав чемоданы, отправилась жить с сыном к маме. Упрямство Игоря сыграло ей на руку. Он решил, что им действительно нужно развестись как можно быстрее, чтобы купить машину в статусе холостяка и потом не делить её с супругой в суде; поэтому сложностей не устраивал и через месяц стал свободной, довольной собой птицей.
И вот теперь Игорь взял яблоко из ящика и бросил на снег.
— Игорёк! Ты где? Я устала тебя в машине ждать, — вдруг раздался женский голосок.
К Игорю подошла дама в длинной шубе и взяла мужчину под локоть.
— Алиса, извини, солнышко. Я задержался. Встретил бывшую одноклассницу, которая из неблагополучной семьи, а она опять деньги клянчить начала. Вон, у неё весь нос красный. Пошли отсюда!
Но карие глаза незнакомки начали сверлить продавщицу.
— Вер, ты что ли?
— Извините, мы знакомы? — Вера стала вглядываться в лицо спутницы Игоря, и с каждой секундой в голове вырисовывались новые детали знакомого образа из далёкого прошлого.
— Игорь, какая неблагополучная семья? Я к Вериным родителям на дачу летом ездила. Мы ещё на веранде чай из самовара пили. Ну, Вер, я Алиса! Да, подправила греческий носик себе немного, — женщина хихикнула и протянула к продавщице руки.
— Лиска! Смирнова!
Вера выскочила из прилавка. Женщины крепко обнялись. Вера подметила, что от волос Алисы, как и во времена их весёлого студенчества, пахнет дорогими духами. Они вместе проучились в университете на химическом факультете, пока Алиса не перевелась в Санкт-Петербург.
— Видела? — Алиса кивнула на своего спутника и лукаво защебетала, — какого поклонника я себе отхватила? Ух, скоро увезу из вашего города ведущего хирурга!
—Это Игорь — хирург? — тут уже Вера не смогла сдержать громкий смех, — да у него право работать врачом закончилось раньше, чем наш сын ходить начал. Он на новогодний утренник снежинки ровно вырезать не мог!
— Ваш сын? Повтори, что ты сказала?
— Не переживай, мы с ряженым хирургом уже разведены.
— Это надо было попасть в такую нелепую ситуацию, — Алиса действительно расстроилась.
Игорь стоял бледным и растерянным, пока женщины договаривались встретиться через два часа и пойти в кафе. В его голове лихорадочно прокручивались мысли, как убедить Алису не верить тому, что о нём расскажет бывшая жена. Но было уже поздно — его спутница предпочла покинуть рынок без него, а вечером женщины встретились в уютной кофейне на тихом бульваре.
— Вер, ты меня извини, что я с твоим бывшим гуляла. Клянусь, не знала вообще, кто это! Я к нему больше не подойду! Чувствовала же, что что-то с ним не так. И думала, как соскочить. А тут и предлог нашёлся, и тебя встретила. Двух зайцев, получается.
— Ой, да брось. Я вижу перед собой шикарную женщину и… как бы это примитивно не звучало от бывшей… не понимаю, что ты в нём нашла.
Алиса охотно рассказала короткую историю романа. Как однажды в социальной сети ей написал импозантный мужчина из её родного города. Слово за слово, Игорь вызвался приехать к ней в Санкт-Петербург познакомиться лично. Он красиво ухаживал: с ресторанами и вечерними прогулками на арендованной маленькой яхте по Финскому заливу. Теперь, когда уже Алиса приехала в родной город навестить бабушку, они встретились снова.
— Игорь сказал, что его пригласили сюда работать ведущим хирургом. Ну я и повелась: врач, при деньгах, галантный...
— Неужели ты в интернете не могла пробить?
— Смотрела! Он сказал, что работал за границей и только-только вернулся, поэтому данных о нём нет. Мне сейчас так смешно, что я оказалась такая наивная. Но говорю же — чувствовала подвох! — Алиса снова захохотала.
— Сейчас я тебе расскажу, как всё на самом деле было.
Посмеявшись, женщины ещё долго сидели в кафе. Они говорили сначала о детях, потом о работе. Вера рассказала, что по-прежнему работает по профессии в химической лаборатории на местном предприятии. Алиса же тоже осталась верна формулам и колбам, став ведущим специалистом в Научно-исследовательском институте.
— Вер, а перебирайся в Санкт-Петербург? Я тебя к себе устрою. Ты же одной из самых «сильных» на факультете была. Знаешь, сколько у нас профессоров холостых? Давай, зарплата хорошая. И сына твоего в университет переведём, как меня родители отправили.
— Лис, спасибо тебе большое. Я обещаю подумать, — Вера притихла, потому что в её голове боролось желание начать жизнь с чистого листа и страх перед неизвестным будущим, — а, чуть не забыла. Зря Игорь всё-таки не зашёл в павильон за клубникой!
Вера достала из сумки и поставила на стол перед подругой юности коробку с ароматными ягодами.