Найти в Дзене
Пишу, читаю

МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНО СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА

и стоит ли к этому стремиться Братья Стругацкие "ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ" Я давно уже не читала фантастику. Не фэнтези — этот жанр не мой. О единственном произведении в этом жанре, которое я прочла с огромным удовольствием (все семь частей — вы же поняли, о чём я?), я обещала написать одной коллеге — и я напишу обязательно. Так, вернёмся к научной фантастике, которую я больше не читаю и не перечитываю, потому что… мне страшно. Я не понимаю, как они делали это, как видели то, что уже случилось с нами. Ещё тогда, когда и предпосылок простые люди не замечали, а фантасты видели, развивали, облекали в сюжет. Пророчествовали. Предупреждали. Предостерегали. А читатели не слушали, думали, что это фантазии, смеялись над абсурдностью ситуаций, а следовало плакать — сейчас уже поздно. В детстве моя старшая сестра старалась приобщить меня ко взрослой литературе, отбирая неподобающие, по её мнению, книги: какие‑нибудь «Приключения юнги», перечитываемые в пятый раз, или «Робинзона Крузо»;

и стоит ли к этому стремиться

Братья Стругацкие "ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ"

Аркадий и Борис Стругацкие, 1965г
Аркадий и Борис Стругацкие, 1965г

Я давно уже не читала фантастику. Не фэнтези — этот жанр не мой. О единственном произведении в этом жанре, которое я прочла с огромным удовольствием (все семь частей — вы же поняли, о чём я?), я обещала написать одной коллеге — и я напишу обязательно.

Так, вернёмся к научной фантастике, которую я больше не читаю и не перечитываю, потому что… мне страшно. Я не понимаю, как они делали это, как видели то, что уже случилось с нами. Ещё тогда, когда и предпосылок простые люди не замечали, а фантасты видели, развивали, облекали в сюжет. Пророчествовали. Предупреждали. Предостерегали. А читатели не слушали, думали, что это фантазии, смеялись над абсурдностью ситуаций, а следовало плакать — сейчас уже поздно.

В детстве моя старшая сестра старалась приобщить меня ко взрослой литературе, отбирая неподобающие, по её мнению, книги: какие‑нибудь «Приключения юнги», перечитываемые в пятый раз, или «Робинзона Крузо»; или, скорее, это уже были Хэрриот и Даррелл с Акимушкиным и Сетоном‑Томпсоном — не важно. Сестра читала мне отдельные главы, и навсегда эти книги стали моими любимыми. Теми, которые я перечитываю (привычка), когда мне нужно просто отдохнуть или подпитаться позитивом.

Такими «позитивными» книгами для меня были «Трое в лодке, не считая собаки», «Двенадцать стульев» и «Понедельник начинается в субботу», с которого и началась моя любовь, переходящая в обожание и почитание братьев Стругацких. «Понедельник» в детстве читался как сказка: забавные фрагменты пересказывались подругам как анекдоты. Я многого тогда не понимала. И позже я перечитывала Стругацких и всё пыталась уловить интонацию реального голоса авторов, который они грациозно камуфлировали сатирой или оригинальным сеттингом вымышленного мира.

Забавно, что повесть выпускалась издательством "Детская литература", но аудитория у повести очень даже взрослая
Забавно, что повесть выпускалась издательством "Детская литература", но аудитория у повести очень даже взрослая

«Понедельник начинается в субботу» — это совсем не сказка и не комедия. Это глубокое, сложное произведение, в котором авторы мастерски запрятали реальный смысл. Это магия, которая «открывается в самом конце» для тех, кто способен понять.

Заметили? Снова аналогия! Точно назрел пост по «Гарри Поттеру»: ведь если разобраться, именно Джоан Роулинг также сумела заложить множество важных смыслов в сказку для подростков!

Но "Понедельник начинается в субботу" совершенно недетская книга! Шутят ли Стругацкие, отправляют ли читателя на сотни лет вперёд или на далёкие планеты — пишут они о жителях Земли, о своём реальном времени, о серьёзных проблемах общества. В некоторых произведениях аналогии даже не сильно прикрываются фантастическим вымыслом, мысли для того времени прямо-таки крамольные, но они печатались!

Читать Стругацких нужно в контексте времени: тот период истории надо пережить, понять. Но кое‑что можно уловить и с позиции современного читателя. Да, это литература, которую нельзя проглотить за вечерок: над текстами Стругацких надо думать.

«Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Улитка на склоне», «Хищные вещи века» — придётся перечитать их снова. Я тоже ещё не всё осмыслила, кажется, не до конца разобралась, о чём хотели нас предостеречь авторы, на какие выводы натолкнуть. Впрочем, даже и в «Понедельнике», который более утопичен, нежели фантастичен, найдётся пророчество.

Помните про модель человека, полностью удовлетворённого? Идеальный человек — «гигант потребностей и способностей», вобрав в себя все материальные ценности, до которых смог дотянуться, нашёл своё потребительское счастье.
Не считаясь ни с чем.

Иллюстрации Евгения Мигунова
Иллюстрации Евгения Мигунова

©Мария Тропинина, 2026г.