Нынешний сезон для Хоккейного клуба «Сибирь» - невероятный. Команда пережила тринадцать поражений подряд, уверенно прописалась на нижней строчке турнирной таблицы. Но после этого стала побеждать. Да так побеждать, что дух захватывает.
Уступая в игре нижегородскому «Торпедо», новосибирские спортсмены забросили три шайбы за полминуты и победили. Сойдясь на льду с «Сочи», разгромили соперника со счетом «10:1». А нападающий Тэйлор Бек установил исторический рекорд Континентальной хоккейной лиги, набрав в матче семь очков.
Второе дыхание у клуба открылось с назначением нового главного тренера – Ярослава Люзенкова.
12 февраля у него – день рождения. Мы поздравляем Ярослава, а в качестве подарка для фанатов – это интервью с тренером.
- Ярослав, вы ведь начинали не с хоккея… Каким спортом занимались в детстве?
- Первое, чем я начал заниматься, была акробатика, которую нам преподавали еще в детском саду. Потом в школе, в первом классе к нам приходил тренер по борьбе, и я записался тоже. Ходил, наверное, месяца два на греко-римскую борьбу. Были какие-то мелкие соревнования, но все равно грезил хоккеем, потому что всегда смотрел и с отцом, и с братом трансляции всех чемпионатов. Очень хотел заниматься хоккеем, и открылась секция прямо у нас во дворе. Я тут же побежал записываться. Брат занимался хоккеем тоже. Потом - призыв в армию, и, соответственно, два года пропустил, а потом не стал продолжать. Любительским хоккеем он до сих пор занимается, играет, — рассказал КП-Новосибирск Ярослав Люзенков.
- В секции у вас сразу все стало получаться?
- Да нет, конечно. И мы не только тренировались. А тогда еще чистили снег, заливали лёд. Для нынешнего поколения, наверное, это будет в диковинку. А раньше, пока не почистишь, не зальёшь — не поиграешь.
- Был у вас свой спортивный фаворит?
- Конечно. И в хоккее, и в футболе. Посмотришь - в майке, как у Марадоны, как у Пеле все бегают. А в хоккее, когда у нас была великолепная пятерка - Макаров, Крутов, Ларионов, Фетисов и Касатонов, все мечтали только ими, наверное, стать. Потом дальше пошла тройка знаменитая – Федоров, Буре, Могильный. Естественно, за ними наблюдали и даже коньки завязывали так, как завязывали они. Увидишь, как они клюшку обматывают – делали также. Когда смотришь за великими, смотришь за людьми, которые на вершине, хочется что-то повторить за ними, а может быть, даже больше сделать. Но у каждого - своя дорога.
- Давайте поговорим теперь о вашей дороге в Хоккейном клубе «Сибирь». В этом сезоне был период серьезной турбулентности. Смена тренеров (Вадима Епанчинцева, Вячеслава Буцаева), череда поражений… Почему так сложно давались игры?
- Вадим Сергеевич, можно так сказать, человек добрый, мягкий. В тот момент, наверное, надо было закрутить гайки. А Вячеслав Геннадьевич, может быть, сильно их перекрутил. Ну, не мне решать. И плюс еще календарь такой тяжелый был, выездов много с сильным соперником. И как-то это все вместе наложилось. Просто, знаете, стечение обстоятельств, как какой-то снежный ком накатился, — заявил тренер на Радио «Комсомольская правда».
- Морально-психологически сложно было?
- Конечно, тяжело. В какие-то моменты мы просто сидели и думали: «Ну, что еще сделать нам?» Нужна была даже не мотивация. А что-то такое внести в коллектив, чтобы ребята просто в себя поверили, в то, что они могут играть.
- Они не верили?
- Иногда смотришь в глаза, и они все расскажут. Не действия, а глаза. И по глазам видно было, что какая-то в них опустошенность.
- Кто-то говорил из ребят, что уже нет шансов выйти в плей-офф?
- Внутри команды? Нет, такого не было. Вообще таких моментов не было. Даже когда мы проигрывали десять, одиннадцать, тринадцать раз подряд, не было таких людей, чтобы сказали: «Ну все, сезон потерян».
- А со стороны болельщиков было то, что зовется хейтом?
- Болельщики нас поддерживали, постоянно. Была только поддержка. Знаете, это важный фактор, который не дал нас сломить - наши болельщики.
- Ярослав, как вас назначили главным тренером клуба?
- Мы сидели в тренерской, зашёл Лев Игоревич (Крутохвостов – генеральный директор ХК «Сибирь») и говорит: «Сейчас будет собрание». Ну, хорошо, собрание. И прямо перед выходом, буквально за пять секунд, он говорит: «Ты»! Это было прямо неожиданно. Но, как говорится, дали в руки штурвал, надо было держать. Пару дней не поспал, конечно. Одни сутки были такие, что реально 30 минут всего сна было. А потом потихоньку-потихоньку вработалось.
- Почему не спали? Нервно было?
- В принципе, работа спокойная была: готовились, смотрели видео, планировали тренировку, всё нормально. Как только ложишься отдохнуть, закрываешь глаза, у тебя мысли бегут всякие-разные, ты заснуть вообще не можешь, накручиваешь себя сам. Потом как-то все немножко отпустило, начал уже там два часа спать, три, четыре, пять, побольше.
- Что нужно было сделать в первую очередь, чтобы переломить ситуацию и начать побеждать?
- Хотелось просто донести коллективу, что ничего не потеряно. Ребята, дайте одну-две игры, зацепимся, вы сами в себя поверите.
- Что было после первой победы?
- Первая победа была в Москве с «Динамо». Никаких там гуляний не было. Просто, знаете, после игры момент такой - у многих пусть не слезы, но глаза мокрые были. Это была радость мужская.
И команда потихоньку начала в себя верить. Самое главное, она верит в то, что она делает. Есть поражения, есть победы, но мы продолжаем верить и делать то, что приносит результат.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
ИИ, биотехнологии, беспилотные системы: как будет развиваться наука в Новосибирске
Новосибирский ХК «Сибирь» отмечает 63-летие