Имя молодого режиссёра Сарика Андреасяна невольно ассоциируется с феноменальной творческой плодовитостью. Уроженец солнечного Еревана, начинавший в 2000-х гг. с розыгрышей КВН и музыкальных клипов, ныне занимает одну из самых внушительных ниш российского кинопроката. В минувшем году зритель едва успевал отслеживать названия снятых им фильмов. При том, ведущие роли у Сарика, как правило, исполняли одни и те же артисты из его избранного пула.
Так, супруга преуспевающего режиссёра, Лиза Моряк, еще недавно блиставшая в роли Татьяны Лариной («Онегин», 2024), успела пополнить своё портфолио ролями фронтовой медсестры Риты («Война и музыка», 2025) и мамы Дяди Фёдора («Простоквашино», 2026)
А известный Павел Прилучный сыграл бывалого майора Ильина («Война и музыка», 2025) и папу Дяди Фёдора («Простоквашино», 2026).
Они же удостоились главных ролей в новом фильме Сарика Андреасяна «Сказка о царе Салтане». На сей раз Лиза Моряк предстала в образе Царицы, приглянувшейся грозному царю Салтану. А роль последнего, соответственно, исполнил Павел Прилучный.
Сегодня вряд ли кого-то удивишь тем фактом, что режиссёры любят снимать своих жён в главных ролях. Ещё Григорий Александров снимал в своих фильмах Любовь Орлову, Сергей Герасимов – Тамару Макарову, Иван Пырьев – Марину Ладынину, Сергей Бондарчук – Ирину Скобцеву, Николай Губенко – Жанну Болотову, Глеб Панфилов – Инну Чурикову, Владимир Меньшов – Веру Алентову и т.д.
И что ни говори, названные семейные творческие союзы были успешными. Актрисы в статусе жен заслуженных маэстро создали целую череду образов, вошедших в золотой фонд отечественного кино.
По впечатлениям, творческий союз Сарика и Лизы ещё не достиг своего идеала. Спору нет, супруга режиссёра женщина красивая, и наверно, могла бы украсить обложки журналов мод. Но, как-то не показалось, чтобы актриса обогатила характер своей героини новыми яркими красками, блеснула тонким лиризмом и подкупающей глубиной чувств.
Несколько разочаровал и визуальный ряд новой картины. Помнится, в недавнем фильме «Война и музыка» (2025) Сарик Андреасян, надо признать, основательно поработал над натурными эпизодами. Немецкие танки Т-3 внятно отличались в кадре от «панцеров» Т-4, а наши тридцатьчетвёрки от устаревших Т-26. Финальная сцена у поверженного рейхстага была снята весьма масштабно и достоверно.
В новой «Сказке о царе Салтане» хорошо выглядел натурный рубленый городок, специально возведенный в Троицком округе столицы.
Неплохо смотрелись и виды морских просторов, снятые в Геленджике.
Но по большей части в фильме властвовала рисованная 3D графика, будь то призрачный абрис замка князя Гвидона или Царевна-Лебедь в образе птицы. Все это выглядело броско и красочно, но придавало действию оттенок некой «картонной» буффонады.
И наверно, потому особенно трогательно смотрелась в кадре более-менее живая белочка, распевающая озорные частушки.
Так уж повелось, что каждый творец, коснувшийся пушкинской темы, возлагает на себя особую ответственность. Известно, что Тарковский был одержим идеей снять «Бориса Годунова». К экранизации он шел долго и мучительно. Но увы, ему так и не удалось осуществить свой честолюбивый замысел.
«Сказка о царе Салтане» также является достоянием глубоко национальным, бесконечно дорогим сердцу каждого русского человека. Чарующие пушкинские строки сопутствуют нам с детства, согревают душу наряду со спелой рожью с обложки «Родной речи» и «Половецкими плясками» из оперы Александра Бородина. Лирическая мелодия великого композитора звучит и в новой экранизации, но как-то не в лад шутливо-ироничному строю пушкинской поэмы.
И дело тут даже не в подмене окрылённых пушкинских рифм прозаическими тирадами героев. Создаётся впечатление, что для освоения поэтической классики Сарик выработал собственный универсальный алгоритм. Подобно «Онегину», лента снята красочно, с размахом, с роскошными нарядами и изобилием зрелищных эффектов.
Но какими, собственно, побудительными мотивами, руководствовался режиссёр, отправляясь на штурм творческих высот? Вдохновлялся ли величием пушкинского гения, как Тарковский? Или же тщеславным желанием озарить Лизу Моряк лучами пушкинской славы, и заодно превратить в триумфальный бенефис очередную свою премьеру ?
Что и говорить, при активной рекламе обращение к бессмертному пушкинскому наследию способно привлечь миллионы людей: как детей, так и взрослых, в равной степени жаждущих чуда. И соответственно, обеспечить вожделенный кассовый успех.
И вроде бы, на поверку все главные сюжетные линии в фильме соблюдены, персонажи носят подобающие пушкинские имена. Колоритны в передаче Сарика злостные интриганки - «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой». Дерзок и неуловим кошмарящий их комар (затем муха, шмель). Грозен вид тридцати трёх богатырей, выступающих из моря под началом сурового Дядьки Чёрномора.
Но как-то не озарено всё это светом пушкинского вдохновения, волшебной аурой его поэзии. И право, как-то не получается при просмотре: «Упиться радостью, блаженство испытав»
Можно добавить, что Алексей Онежен, исполнивший главную роль князя Гвидона, показался похожим на рафинированного мальчика-мажора. У Пушкина он выглядит парнем более крутым и решительным: «выбил дно и вышел вон».
А юная Алиса Кот, исполнительница роли Царевны-Лебедь блеснула манерами модной топ-модели. Понравились оба корабельщика, особенно прикольный Иван Кокорин в роли Луки.
В принципе, не вызвала отторжения игра Павла Прилучного - царь у него получился солидный, где-то - рассудительный, а где надо – гневный. И в тоже время, не чуждый искренних чувств и душевных порывов.
Удачей фильма можно назвать сватью бабу Бабариху в исполнении Ольги Тумайкиной. Созданный ей образ изощрённой злодейки выглядел весьма убедительно.
Завершается фильм зажигательным брейк-дансом под хит Димы Билана «Невозможное возможно». Танцуют все, включая царя, царицу и корабельщиков. Из аналогий можно припомнить, разве что, массовый «индийский» танец в финале голливудского фильма «Белоснежка: Месть гномов».
Можно предположить, что по критерию кассового успеха новый фильм Сарика Андреасяна достигнет наивысших показателей. Но ознаменует ли это новую веху нашего кинематографа в плане художественном, судить не берусь. Наверно, избранные профессионалы, такие как Константин Юрьевич Богомолов, дадут ему высокую оценку.
Сейчас Сарик Андреасян работает над новой экранизацией романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Премьера фильма запланирована на февраль 2027 года.