В Свердловской области есть места, где история звучит громче ветра. Растесс — призрак Бабиновского тракта. Разрытые могилы, распахнутые двери, иконы на стенах и 120 человек, исчезнувших, как утренний туман над болотом. Мистика? Реальность? Правда страшнее легенд.
Четыре века на карте
Растесс не всегда был «деревней-призраком». В XVI веке, когда единственной артерией, связывающей Европейскую Россию с Сибирью, служил Бабиновский тракт, здесь кипела жизнь. Название поселок получил от русского слова «растесывать» — рассекать леса, прокладывать дорогу. Академик Иван Лепехин, посетивший эти места в 1771 году, отмечал: первые жители — «Российские переведенцы», поставленные здесь для удобства проезжающих.
К середине XVII века Растесс насчитывал около 40 дворов — по тем временам солидное поселение. Дорога кормила, ямщики меняли лошадей, служивые охраняли тракт. Но настоящий расцвет пришел в XIX веке, когда окрестности накрыла «золотая лихорадка». Прииски золота и платины преобразили быт. В Растессе появились церковь, волостное правление, церковно-приходская школа, позже — метеостанция.
До 1950-х годов добыча драгметаллов шла активным ходом. Местное кладбище украсили мраморные надгробия — знак достатка, недоступный обычным крестьянам. Именно это богатство, по иронии судьбы, сыграло с Растессом злую шутку.
Легенда: как рождаются страшилки
В начале 1970-х соседи из окрестных сел с удивлением обнаружили, что растессовцев давно не видать. Отправили мужиков на разведку. Вернулись те бледные. Деревня стояла мертвая. Двери нараспашку, в домах — посуда, иконы, на одном крыльце — раскрытая книга, будто хозяин вышел на минуту .
Но настоящий ужас ждал делегацию на погосте. Могилы были вскрыты и разграблены. Оставить иконы — для православных крестьян дело немыслимое. А тут — целое кладбище перерыто .
Народная молва не терпит пустоты. Легенда обросла плотью за считанные годы. Версий родилось четыре, и каждая страшнее предыдущей.
Версия первая: Колдуны. Якобы с XV века, еще до Бабиновского тракта, в здешних лесах обосновалось колдовское племя. Пришлые люди на их территории — лишние свидетели. Старожилы из соседней Павды судачили, что колдуны могли запудрить мысли, и человек, вернувшись к дому, попросту не видел двери.
Версия вторая: Русалки. В лесном пруду близ деревни, по поверьям, водились водяные девы. Заунывное пение, которое будто бы слышали местные за месяц до Великой Отечественной, считалось дурным знаком — русалки «кликали беду». По легенде, они затянули сельчан в омут.
Версия третья: Снежный человек. Таежные глухие места всегда порождали слухи о йети. Третья легенда гласила, что реликтовый гоминид похитил людей для своей популяции.
Версия четвертая: Пришельцы. Советский космический бум породил моду на НЛО. Очевидцы рассказывали, что над деревней зависал странный корабль, а после исчез вместе с жителями. В последние 30 лет сообщения о световых лучах над Растессом поступали неоднократно, хотя документальных подтверждений нет.
Правда: зеки, магазин и 25 км бездорожья
В 2017 году журналисты одного крупного издательства отыскали живых свидетельниц — бывших жительницу Растесса Людмилу Половникову и Веру Попову. Их рассказ разрушил миф, но обнажил правду, которая для оставленных домов страшнее любой чертовщины.
Никто не исчезал. Люди уезжали постепенно, годами. Проблемы начались с инфраструктуры. Школа, где раньше учили до седьмого класса, стала начальной. Родители повезли детей в соседний Тылай. Затем школу закрыли совсем. Потом исчезли клуб и медпункт .
«Точкой кипения», по словам Веры Поповой, стало закрытие единственного магазина. В нем брали все: сахар, муку, конфеты. Когда лавка перестала работать, растессовцам пришлось ходить за продуктами за несколько километров. По бездорожью, которое после дождей превращалось в непролазное месиво, банальный поход за хлебом становился испытанием.
Но была и вторая причина — та, что как раз и объясняет разрытые могилы. Рядом с Растессом находилась колония-поселение. Оттуда регулярно сбегали заключенные. В народе их называли «чертями». Среди зэков прошел слух, что в Растессе при похоронах кладут в гробы золото — поселок же золотодобывающий. Беглые отморозки перерыли кладбище в поисках драгметалла. Кресты, останки, разбитые плиты — эту картину и застали соседи.
Грабежи не ограничивались погостом. Зеки шастали по домам. Люди боялись. Кто мог — продавал избы и уезжал. Те, кто не мог продать, бросали вещи и уходили налегке. Отсюда и миф о «нетронутой утвари» — просто невыгодно было везти скарб за сотни километров при отсутствии дорог.
В 1976 году облисполком официально исключил Растесс из реестра населенных пунктов как «прекративший существование». Сегодня на месте поселка — заболоченное поле, кочкарник, редкие бревна в траве да пара чугунных плит с эпитафиями XIX века, чудом уцелевших после налетов кладоискателей.