12 февраля 1900 года родился Василий Иванович Чуйков – прославленный советский военачальник, сыгравший ключевую роль в Сталинградской битве.
Маршал Советского Союза Василий Чуйков был выдающимся военачальником, благодаря усилиям которого одержаны победы во многих сражениях Великой Отечественной войны, в том числе в Сталинградской битве, одной из крупнейших битв Второй мировой войны.
В 19 лет командовал полком и лучше всех танцевал
В 18-летнем возрасте Василий Чуйков завершил обучение на первых московских военно-инструкторских курсах. Сразу после окончания курсов он был направлен на фронт – сначала помощником командира стрелковой роты, а немного позже стал заместителем командира стрелкового полка.
Под Бугурусланом, когда командир полка получил тяжелое ранение в бою, бойцы сами практически назначили на его должность 19-летнего Чуйкова. Задача была непростой: ведь перед ним стояли зрелые мужики лет сорока, для которых он выглядел мальчишкой, зелёным юнцом. Чтобы заслужить уважение сослуживцев, пришлось показывать себя лучшим образом – точнее стрелять, быстрее скакать верхом, искуснее владеть шашкой, демонстрировать отвагу и храбрость.
Военное искусство Василий Чуйков постигал на фронтах Гражданской, где значительное влияние на него оказал командир 2-й сводной дивизии 2-й армии Владимир Азин. Кстати, именно дивизия Азина пленила в Прикамье Леонида Говорова, служившего тогда у белых, ставшим впоследствии маршалом Советского Союза. Однако говоря о ключевом наставнике в военном деле для Чуйкова всегда на первом плане был Александр Васильевич Суворов.
Василий Иванович действительно превосходно танцевал, виртуозно управляя собственным телом. Как вспоминал драматург Всеволод Вишневский, на торжественном банкете после Победы генерал-полковник Чуйков неожиданно выполнил красивое переднее сальто прямо с трибуны, уверенно приземлившись на обе ноги. А ему тогда было сорок пять лет. Говорили, что танцевал он почти наравне с ведущими артистами знаменитого ансамбля имени Александрова. Тогда такое умение весьма и весьма ценилось среди окружающих.
Сломал челюсть комиссару армии
Тихоней Василий Иванович не был. Любил показать себя.
Однажды эти черты характера едва не стали причиной его опалы. Этот случай с ним приключился на Дальнем Востоке. В 1929 году Чуйков возглавил подразделение разведки штаба Особой дальневосточной армии, которой командовал Василий Блюхер. Спустя три года, в 1932-м, именно из этого случая Чуйкова сняли с этой должности и перевели в Москву командовать разведшколой при штабе РККА. Звучит многозначительно. Москва, штаб. В реальности же это означало понижение в должности.
А дело было так. Отмечался какой-то праздник, собрались гости, тихо беседовали, поднимали бокалы. Среди приглашенных находился комиссар армии, член Военного совета и топу подобное. В общем регалий у этого представителя командования хватало.
Так вот он, после нескольких опорожненных рюмочек, вдруг предложил Чуйкову потягаться на руках. Василия Ивановича уговаривать долго не пришлось, хотя сначала он отнекивался. Несколько раз подряд он клал руку комиссара на стол. Настолько крепким и выносливым оказался будущий маршал. Обидчик, распаляясь от спиртного, обиделся и кинулся драться. Чуйков, как он потом объяснял, просто оттолкнул того и как бы нечаянно сломал ему челюсть. Ага, оттолкнул. Удар то, наверное, был неслабый. В общем сломал челюсть не абы кому, а самому комиссару армии.
Представляете, чем бы это все закончилось. Минимум военная карьера полетела бы под откос.
Затем началось разбирательство: обратили внимание на крестьянские корни Чуйкова, учли его героизм во время Гражданской войны, наличие двух орденов Красного Знамени и отличные отзывы. В итоге решили проявить снисхождение – понизили в должности и исключили из партии. Однако позже в партии восстановили. Скорее всего кто-то сверху за Чуйкова заступился. Может быть сам прославленный командарм Василий Блюхер. Тогда он еще был «авторитетным товарищем».
Жуков вычеркнул из списков
Почему на груди маршала Чуйкова отсутствует высшая военная награда – орден «Победа»? Неужели заслуги Василия Ивановича в Победе над нацистской Германией были недооценены?
Ничего подобного. Василий Иванович стал дважды Героем Советского Союза. Существует мнение, будто первую Золотую Звезду он получил именно за Сталинградскую битву. Однако это неверно. Командующий Сталинградским фронтом Андрей Ерёменко представил его и командующего 64-й армией Михаила Шумилова к званию Героя. Но оно так и не было присвоено, ни Чуйкову, ни Шумилину.
Дело в том, что кураторов оборонительной операции по защите Сталинграда, а затем проведенной наступательной операции «Уран» Георгия Жукова и Александра Василевского тогда наградили орденами Суворова 1-й степени. Жуков, который, скорее всего, рассчитывал на получение Героя, взял, да и вычеркнул из списка Чуйкова и Шумилина.
Несправедливо, ведь они находились в совершенно разных условиях: кто-то разрабатывал стратегию вдали от передовой, а вот командарм Чуйков целых двести дней находился среди взрывов и бомбардировок, претворяя эти стратегии в реальность.
Командармы получили свои звания Героев Советского Союза. Михаил Шумилин осенью 43-го за форсирование Днепра, а Василий Чуйков в 44-м за освобождение Украины.
Крестился кулаком
Маршал происходил из обычной многодетной крестьянской семьи. Ему удалось отучиться четыре года в церковно-приходской школе, а потом всего … Работать надо, родителям помогать. Так что он с 12-ти лет работал.
Мать Чуйкова отличалась глубокой религиозностью, а сам Василий Иванович, будучи уже коммунистом, хранил в партийном билете собственноручную записку с текстом молитвы. Этот факт подтвердил его сын Александр Васильевич. Он то и обнаружил спустя годы после кончины отца эту записку с молитвой. А еще он рассказал, что отец имел необычную привычку осенять себя крестным знамением сжатым кулаком.
Была зима 1943-го. Командующий 8-й гвардейской армией, генерал-лейтенант Василий Чуйков объезжал передовые позиции и неожиданно оказался под обстрелом. Маленькую глиняную хибарку, где спрятался уже прославленный генерал, атаковали девять немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87.
«Я выскочил, а кругом поле, спрятаться негде, – вспоминал Василий Иванович. – Тогда просто прижался к стене, даже пригибаться не стал. Весь налёт так и простоял. Отхожу от стены, а на ней ни одного целого места — вся изрешечена осколками. Только моё место целое. Напряжение страшное, рук не могу разомкнуть и тут-то чувствую, что меня Бог спас. Хочу перекреститься, а кулак не разжимается: руки от напряжения сведены судорогой. А может, от волнения. И тогда я кулаком перекрестился. Потом это вошло в привычку – на Днепре, Висле, в Берлине».
Не переваривал Хрущёва
Маршал Чуйков испытывал личную неприязнь к Хрущёву. Он даже принимал в 1964 году участие в отстранении последнего от власти. Между ними давно существовали серьёзные разногласия.
Однажды Хрущёв приехал в Сталинград на торжественное мероприятие, посвящённое очередному юбилею победы в великой битве. Выступали там известные герои Сталинграда – сам Василий Иванович, Яков Павлов, Василий Зайцев, Александр Родимцев и прочие прославленные герои сражения. Обстановка царила весёлая и праздничная.
Никита Сергеевич также не преминул слово сказать. Вскарабкался на трибуну и принялся громко декламировать высокопарные речи о нашей победе на Волге и прочее, прочее. В это время Чуйков находился рядом со своим микрофоном. Когда Хрущёв закончил свою пафосную речь, Чуйков негромко произнёс в микрофон: «Да, победа была наша, только вот твоего присутствия тут никто не заметил». Естественно, публика разразилась смехом. Этого злопамятный Хрущёв не забыл.
Хотите знать больше? Подписывайтесь на сообщество History Empires во "ВКонтакте"!