Найти в Дзене
nashgorod.ru

«Обязательства растут быстрее доходов»: тюменцы не справляются с выплатами по ипотеке

Просрочки по ипотеке в Тюменской области бьют рекорды: за год объем проблемных долгов на вторичном рынке почти удвоился. Люди не тянут выплаты, а продать жилье, чтобы закрыть кредиты, мешают высокие ставки и отсутствие господдержки. В какую сторону пойдет рынок недвижимости дальше? В Тюменской области резко выросла просроченная ипотечная задолженность на вторичном рынке жилья. По итогам 11 месяцев 2025 года объем просрочки достиг 7,3 млрд рублей — это почти в два раза больше, чем годом ранее. Такие данные «Нашему Городу» предоставили аналитики компании «Долговой Консультант». По сравнению с началом 2025 года просроченная задолженность в Тюменской области без учета ХМАО и ЯНАО ситуация выросла на 159% — до 2,54 млрд руб. За год показатель увеличился более чем в четыре раза, а доля просрочки в ипотечном портфеле региона достигла 0,94% от суммы всех кредитов в регионе. Эксперты отмечают, что рост просрочек связан не только с ипотекой, но и с общей кредитной нагрузкой населения. Председате

Просрочки по ипотеке в Тюменской области бьют рекорды: за год объем проблемных долгов на вторичном рынке почти удвоился. Люди не тянут выплаты, а продать жилье, чтобы закрыть кредиты, мешают высокие ставки и отсутствие господдержки. В какую сторону пойдет рынок недвижимости дальше?

  1MI
1MI

В Тюменской области резко выросла просроченная ипотечная задолженность на вторичном рынке жилья. По итогам 11 месяцев 2025 года объем просрочки достиг 7,3 млрд рублей — это почти в два раза больше, чем годом ранее. Такие данные «Нашему Городу» предоставили аналитики компании «Долговой Консультант».

По сравнению с началом 2025 года просроченная задолженность в Тюменской области без учета ХМАО и ЯНАО ситуация выросла на 159% — до 2,54 млрд руб. За год показатель увеличился более чем в четыре раза, а доля просрочки в ипотечном портфеле региона достигла 0,94% от суммы всех кредитов в регионе.

Эксперты отмечают, что рост просрочек связан не только с ипотекой, но и с общей кредитной нагрузкой населения. Председатель Объединения риелторов Тюменской области Светлана Власова поясняет, что многие заемщики столкнулись с ситуацией, когда обязательства растут быстрее доходов, а выйти из долговой нагрузки через продажу жилья стало практически невозможно.

«Сегодня вторичный рынок фактически зажат высокими ставками. Огромный объем недвижимости находится в залоге у банков, но реализовать его невозможно. Люди до последнего старались выплачивать ипотеку, рассчитывая продать жилье и закрыть долги, но рынок не позволил этого сделать. Поддержка сейчас направлена почти исключительно на новостройки, а программ для вторичного жилья практически нет, хотя они крайне необходимы», — отмечает Светлана Власова.

По ее словам, люди, которые раньше не справлялись с выплатами, пытались реструктурировать долги или уходили в банкротство, но сейчас таких возможностей стало меньше. Основная причина — отсутствие роста доходов населения на фоне ужесточения кредитной политики банков. Особенно остро это ударило по вторичному рынку жилья. Эксперт подчеркивает, что многие семьи готовы сознательно ухудшить жилищные условия, переехать в более скромное жилье и тем самым снизить долговую нагрузку. Однако при ставках 18–20% годовых по ипотеке на вторичном рынке такая стратегия становится недоступной для большинства заемщиков.

«Раньше люди активно покупали жилье, находящееся в залоге у банков, условия были понятными и рабочими. Сегодня этого нет. В итоге мы видим рост просрочек. По потребительским кредитам ситуация еще жестче: люди зачастую не рассчитывают свои возможности, а на фоне сокращений, оптимизаций и отсутствия роста зарплат с середины прошлого года этот тренд только усилился», — добавляет Власова.

Отвечая на вопрос о перспективах на 2026 год, эксперт отмечает, что дальнейшее развитие ситуации будет напрямую зависеть от решений Центрального банка по ключевой ставке и от того, какую политику регулятор выберет дальше.

Чего ждать от рынка дальше?

Рост ипотечной просрочки в Тюменской области стал отражением более широкой проблемы — сжатия доходов и ограниченного доступа к кредитам на вторичном рынке жилья. С большой вероятностью, без смягчения денежно-кредитной политики и появления программ поддержки вторичного сегмента долговая нагрузка на домохозяйства может продолжить расти, а объем проблемной ипотеки — увеличиваться и в 2026 году.

Еще одним испытанием для рынка недвижимости стал резкий рост стоимости ипотеки и сжатие спроса на фоне ужесточения условий кредитования. Рыночные варианты все еще остаются малодоступными для большинства семей, вторичный рынок фактически замер, а льготные программы все больше концентрируются вокруг новостроек. В этих условиях семейная ипотека стала ключевым инструментом, от которого напрямую зависит динамика сделок и устойчивость рынка в регионах. Однако недавно и в ней произошли серьезные изменения.