Найти в Дзене
СВО - баланс сил

До конца года ударный дрон Vampire будет на 100% украинским. Интервью с крупнейшим производителем дронов SkyFall.

SkyFall – одна из наименее публичных компаний в украинском оборонном комплексе. Компания производит самый результативный украинский "дрон-бомбер" Vampire, который является главным средством поражения противника с огромным отрывом. Это один из тех дронов, которые россияне называют сборным названием "Баба Яга". Также SkyFall выпускает один из самых распространенных FPV-дронов Shrike и с недавних пор – дроны-перехватчики P1-SUN. Перед компанией сейчас стоит множество вызовов. Дроны нужно переводить на украинские комплектующие из-за рисков поставок из Китая. "Бомберы" все чаще сбивают россияне, поэтому нужно искать методы защиты. FPV должны быть эволюционированы, чтобы оставаться актуальными на поле боя. А развитие технологии и масштабирование дронов-перехватчиков должно происходить быстрее, чем россияне наращивают производство "Шахедов". Все эти вопросы "Оборонка" обсудила с представителем компании с позывным Nirmata у стенда на проходящей в Саудовской Аравии выставке World Defence Show

SkyFall – одна из наименее публичных компаний в украинском оборонном комплексе.

Компания производит самый результативный украинский "дрон-бомбер" Vampire, который является главным средством поражения противника с огромным отрывом. Это один из тех дронов, которые россияне называют сборным названием "Баба Яга".

Также SkyFall выпускает один из самых распространенных FPV-дронов Shrike и с недавних пор – дроны-перехватчики P1-SUN.

Перед компанией сейчас стоит множество вызовов. Дроны нужно переводить на украинские комплектующие из-за рисков поставок из Китая. "Бомберы" все чаще сбивают россияне, поэтому нужно искать методы защиты. FPV должны быть эволюционированы, чтобы оставаться актуальными на поле боя. А развитие технологии и масштабирование дронов-перехватчиков должно происходить быстрее, чем россияне наращивают производство "Шахедов".

Все эти вопросы "Оборонка" обсудила с представителем компании с позывным Nirmata у стенда на проходящей в Саудовской Аравии выставке World Defence Show 2026. Здесь компания ищет технологичных партнеров для производства и предлагает свою продукцию потенциальным клиентам со всего мира с целью получить финансирование для дальнейших инвестиций в развитие технологий.

Сколько людей задействовано в производстве дронов компании?

Сегодня это около 4000 человек.

Расскажите об эволюции дрона Vampire. Как сильно он отличается от собственной начальной версии?

Разница очень сильная. Если бы мы в начале СВО имели "Вампир" в своем текущем виде, мы наверняка вообще не теряли бы территории. Он превосходит первую версию во всем – связь, дальность, стойкость к РЭБ, простоте эксплуатации, по скорости, по design for production. Последнее влияет на возможность делать многое и одинаково качественно – если раньше мы могли делать в год 50 тыс., то сейчас можем смело говорить о 100 тыс.

На сколько процентов Vampire состоит из украинских компонентов?

Связь полностью наша, антенны полностью наши, шасси наши, наземная станция почти вся наша. Есть уже свои моторы, но пока нет их массового производства.

Работаем над нашей камерой, уже есть прототип, а весной будет MVP (ранняя работоспособная версия – ред.). К концу года мы уже будем массово производить камеры для "Вампира".

Сейчас у нас есть версия "Vampire non-China", то есть без китайских компонентов. Но до конца года он будет полностью украинским.

Как изменилась стоимость "Вампира" с 2022 года?

Сейчас мы добрались до цены $8500 за один дрон. А сначала он стоил до $20 000, в зависимости от комплектации.

Есть ли еще потенциал для удешевления?

Есть, но это уже будет посложнее. Когда сделаем свою камеру, то сможем еще немного удешевить, потому что все локализованные компоненты у нас получаются даже дешевле китайских. Но провалиться ниже такой цены будет сложно, потому что мы одновременно улучшаем характеристики, появляются новые модули с современными технологиями, и они стоят денег. Со всем тем даже "навороченный" Vampire сейчас стоит менее $10 000.

-2

Сейчас многие "бомберы" сбивают россияне. Есть ли какой-нибудь технологический выход из этой ситуации?

Наши бомберы сбивают в основном FPV-дронами. У нас сейчас есть R&D команда, занимающаяся сугубо защитой для "Вампира". Туда можно поставить РЭБ, вспышку для ослепления, сеткомет или небольшую турель. Есть вещи, о которых мы не можем рассказать. Пусть это будет сюрпризом, Пока мы еще не решили, будет ли каждый "бомбер" защищать сам себя, или это будет "охотник", который будет защищать группу.

В какую сторону будут технологически эволюционировать "бомберы"? Или с платформы выжали уже все возможное?

Нет, можно еще двигаться по многим направлениям. К примеру, навигация. Если раньше это был GPS, то сейчас мы на это вообще не рассчитываем. Это может быть визуальная ориентировка, инерциальная навигация, использование "маячков" на земле. В версии со "Старлинком" может быть ориентировка на созвездие спутников. Мы делаем все возможное, чтобы, несмотря на подавление, Vampire всегда мог выполнить миссию и вернуться назад. Есть вещи, которые сейчас разрабатываются и станут геймченджерами.

Сколько сегодня стоит FPV-дрон "Шрайк"?

Это зависит от размера и конфигурации. Самый дешевый дневной стоит около 300 дол., самый дорогой "Шрайк" – ночной на оптоволокне, он стоит около 1500 дол. Но это все равно самые дешевые дроны в мире.

Есть ли сегодня совершенная автоматическая наводка на цель у "Шрайка"? Или машинное зрение пока в сыром варианте?

Я считаю, что если бы машинное зрение чаще использовали, то и результатов было бы больше. Очень маленький процент эксплуатации, военные им просто не пользуются. Я думаю, что эта технология недооценена и нужно ее развивать.

Она является частью глобальной системы автоматизированного ведения боя. Без нее существенного прорыва не будет. В будущем все дроны будут оснащены модулем интеллектуальной обработки изображения и аналитическим вычислительным ядром, способным принимать решения в соответствии с поставленными целями. И если сейчас это не очевидно, очень скоро мы не сможем представить себе дрон без всего этого.

Дроны Shrike на выставке World Defence Show 2026
Дроны Shrike на выставке World Defence Show 2026

В какую сторону сейчас эволюционирует технология FPV-дронов? Достигла ли платформа своего технологического пика?

Оптоволокно, размеры, ретрансляторы, дроновые матки. Можно бесконечно играть со связью, роевыми технологиями, mesh-сетями, DroneID. FPV-дроны, как и наш "Шрайк" – это не законченный продукт. Его можно доводить до совершенства без увеличения веса. Эволюционирует все: моторы, пропеллеры, батареи, камеры, искусственный интеллект. Каждый эволюционирующий модуль дает определенный процент к поражению цели. Совершенного FPV-дрона еще никто не видел, до этого еще всем очень далеко.

"Шрайки" производятся из украинских компонентов? Что сейчас на нем украинского и есть ли перспектива углубить эту локализацию до 100%?

У нас уже есть на 100% локализованные "Шрайки", при этом полностью влагозащищенные. И они кратно превосходят по характеристикам мировые аналоги. От массового производства полностью локализованных дронов нас отделяет состояние и количество масштабируемых производственных мощностей.

Вы недавно запустили в серию дрон-перехватчик P1-SUN. Много ли уже производите?

Мы производим его три месяца. Сбили уже более 1000 целей. Среди них 700 – это именно "Шахеды". Все подтверждено на видео.

Сколько стоит ваш перехватчик?

Около $1000. Дальше удешевлять уже некуда. Разве что если мы начнем делать свои термальные сенсоры, но там уже борьба будет идти за считанные доллары, а не сотни.

Куда дальше будут эволюционировать дроны-перехватчики?

Это машинное зрение с автоматическим донаведением до цели. Это автоматизация управления, автоматический старт. На нашем уже есть удаленное управление и донаведение на цель. Но это нужно запустить в массовое производство. Мы должны запускать два перехватчика и получать гарантированное уничтожение цели.

Отдельный вопрос – научить людей, которые будут все это применять. Над этим работает наша Skyfall Academy. В последние два года мы научили 20 тысяч пилотов, техников и инженеров на все наши производимые средства. Что касается перехватчика, то обучение прошло уже почти 1000 пилотов.

Достаточно ли государство контрактует производителей перехватчиков?

Покрывает ли государственный заказ потребности фронта? Мы не знаем. Покрывают ли контракты наши возможности? Мы всегда можем делать больше. Но, по нашему мнению, государство делает сейчас все возможное.

Есть ли на рынке сейчас проблема с кадрами для сбора дронов? Как вы выкручиваетесь и ищете людей?

У нас с поиском сборщиков вообще проблем нет. Люди приходят отовсюду. Швеи приходят собирать дроны, ребята из СТО приходят собирать. Рынка хватает для того, чтобы находить людей. Ну и мы стараемся определенные процессы сборки автоматизировать. Дефицита людей не ощущаем. У нас есть академия, которая позволяет любому получить обучение на ту или иную должность и в кратчайшие сроки приступать к работе.

Зачем вам нужно участие в этой выставке (World Defence Show 2026 в Эр-Рияде)?

Украина уже продемонстрировала всем, что у нас лучшие инженеры в мире. Но чтобы все это превратилось в масштабную индустрию внутри страны и за ее пределами, нужно пройти еще большой путь. Наша цель – не позволить растворить украинские технологические достижения среди множества мировых гигантов по производству оружия.

Конечно, мы смотрим на новые разработки и технологии. Конечно, мы постоянно ищем что-нибудь новое: в том числе и на таких выставках. Но если раньше мы перенимали опыт, то сейчас мы являемся проводником в мир новейших технологий.

Что среди вашей продукции наибольший экспортный потенциал?

Совершенно все. Если она применяется в Украине, она имеет экспортный потенциал для мира. Безусловно, в зависимости от страны, погодных и температурных условий, поставленных перед дронами задач, конфигурации могут изменяться и должны адаптироваться к местным вызовам. Но для украинских инженеров — эта задача не сложная.

Интересуются все: Германия, Франция, США, Индия, Пакистан, Сингапур, Япония и многие другие. Некоторые приходящие к нам страны - я даже не знал об их существовании. Будь у нас открытый экспорт, многие из них уже готовы были бы заключать контракты на определенные небольшие количества прямо сейчас.

Источник: 10.02.2026 https://oboronka.mezha.ua/vampire-shrayk-p1sun-interv-yu-z-naybilshim-virobnikom-droniv-skyfall-308443/