Найти в Дзене
Спорт-Экспресс

«Приехали за город — а там три щенка. Мне говорят: «Это подарок от игрока «Зенита». Теплые воспоминания экс-ассистента Спаллетти

Интервью Даниэле Бальдини. Даниэле Бальдини работал ассистентом Лучано Спаллетти в «Зените». Также сотрудничал с ним в «Роме», «Интере», «Наполи» и сборной Италии. Сейчас 61-летний специалист взял паузу в карьере, поэтому не входит в нынешний штаб Спаллетти в «Ювентусе». Зато благодаря этому состоялась наша беседа: во время совместной работы с Лучано Даниэле почти не давал интервью. В разговоре с «СЭ» Бальдини вспомнил Петербург и стадион «Петровский», рассказал о нынешних руководителях «Зенита» — Сергее Семаке и Константине Зырянове. Кроме того, он поделился историями о Романе Широкове, Игоре Денисове, Александре Анюкове и Александре Низелике, а также поблагодарил одного из них за бесценный подарок, полученный в Петербурге. — Даниэле, вы много лет работали в штабе Лучано Спаллетти. Почему вы сейчас не в «Ювентусе»? — Недавно я второй раз стал дедушкой. Наш сын Филиппо за короткое время подарил нам с супругой внука и внучку. Многие годы я жил в напряженном ритме и не мог уделять достат
Оглавление
   Лучано Спаллетти и Даниэле Бальдини. Global Look Press
Лучано Спаллетти и Даниэле Бальдини. Global Look Press

Интервью Даниэле Бальдини.

Даниэле Бальдини работал ассистентом Лучано Спаллетти в «Зените». Также сотрудничал с ним в «Роме», «Интере», «Наполи» и сборной Италии. Сейчас 61-летний специалист взял паузу в карьере, поэтому не входит в нынешний штаб Спаллетти в «Ювентусе».

Зато благодаря этому состоялась наша беседа: во время совместной работы с Лучано Даниэле почти не давал интервью.

В разговоре с «СЭ» Бальдини вспомнил Петербург и стадион «Петровский», рассказал о нынешних руководителях «Зенита» — Сергее Семаке и Константине Зырянове. Кроме того, он поделился историями о Романе Широкове, Игоре Денисове, Александре Анюкове и Александре Низелике, а также поблагодарил одного из них за бесценный подарок, полученный в Петербурге.

Хочу просто побыть дедушкой

— Даниэле, вы много лет работали в штабе Лучано Спаллетти. Почему вы сейчас не в «Ювентусе»?

— Недавно я второй раз стал дедушкой. Наш сын Филиппо за короткое время подарил нам с супругой внука и внучку. Многие годы я жил в напряженном ритме и не мог уделять достаточно времени семье, а теперь захотелось просто побыть дедушкой. Мы с Лучано обсуждали работу в «Ювентусе», но на данный момент я сделал выбор в пользу семьи.

— Спаллетти принял туринскую команду в сложный момент и вывел ее из кризиса. Останется ли он в Турине на будущий сезон?

— Я не готов обсуждать тему текущей работы Лучано: это было бы некорректно по отношению к нему, а я его слишком уважаю. Спаллетти не любит, когда о его делах говорит кто-то другой, а не он сам. Лучано — топ-тренер, что он доказывает и в «Ювентусе». О его дальнейшей судьбе в Турине может говорить либо он сам, либо туринский клуб.

— Я правильно понимаю, что мне повезло: если бы вы и дальше продолжали работу в штабе Лучано, наша беседа не состоялась бы?

— Не знаю, повезло вам или нет, но беседа действительно не состоялась бы. И в «Зените», и в других командах, где я работал с Лучано, именно он всегда публично выступал от имени всего тренерского штаба. Он всегда принимал и принимает все удары на себя, так заведено у него в работе. Спаллетти уважает всех своих ассистентов, стоит за них горой и умеет выслушивать разные точки зрения и советоваться. Лучано — настоящий лидер коллектива и человек, который не боится брать ответственность за себя и за других. В его тренерском штабе заведено так, что любые обсуждения и споры остаются внутри, а все общение с прессой идет через Спаллетти. Сейчас я не работаю в его штабе, поэтому могу говорить публично — но не о нашей совместной работе в Италии, а, например, о «Зените».

   Даниэле Бальдини. архив «СЭ»
Даниэле Бальдини. архив «СЭ»

Петербург и белые ночи

— Тогда вопрос о Петербурге. Какие у вас остались впечатления от работы и жизни там?

— Петербург — великий город, а «Зенит» — топ-клуб. Если совсем кратко, то вот такие.

— А если чуть более развернуто?

— Это один из самых красивых и душевных городов, которые я видел. У нас с семьей остались отличные воспоминания о Петербурге. Сын Филиппо пару лет отучился там в англоязычной школе и в какой-то момент довольно свободно говорил по-русски. Я тоже мог объясняться, хотя многое уже забыл. Впрочем, у меня в любом случае не могло быть никаких проблем в то время, потому что рядом с нами всегда были Игорь Симутенков и Алекс Низелик.

— Сколько раз за те годы вы побывали в Эрмитаже?

— Думаю, Эрмитаж я посещал чаще, чем любой другой музей! Это один из величайших музеев мира. Всех итальянских гостей мы прежде всего вели на Дворцовую площадь и оттуда — в Эрмитаж. Думаю, раз 15-20 я точно там побывал. Еще мне нравилось ходить в Мариинский театр — настоящую жемчужину Петербурга. До работы в «Зените» я не представлял, насколько в России любят оперу.

— Иностранцы традиционно восхищаются белыми ночами. А как вам другие сезоны в городе, который известен изменчивой погодой и капризным климатом?

— Меня больше всего впечатляли белые ночи и снежная зима. Про белые ночи знают все, а зимний Петербург — это исключительная красота, особенно когда замерзают Нева, другие реки и каналы. Понимаю, что снег создает проблемы транспорту, но лично меня зимняя атмосфера восхищала. Я советовал друзьям приезжать не только летом, но и зимой — правда, многие боялись холода и ветра.

   Даниэле Бальдини и Лучано Спаллетти в «Зените».Алексей Иванов архив «СЭ»
Даниэле Бальдини и Лучано Спаллетти в «Зените».Алексей Иванов архив «СЭ»

Стадион «Петровский»

— Ваш дом был на Крестовском острове?

— Да, на набережной Мартынова. Что можно сказать о Крестовском? И так все понятно: красота!

— Вы жили рядом с нынешним стадионом «Зенита». Бывали там?

— Когда мы работали в Петербурге, домашним стадионом был старый добрый «Петровский». Новую арену видели только на этапе строительства. Это современный стадион, но все наши эмоции связаны с «Петровским» — настоящей футбольной ареной с особой атмосферой. Мы всегда ощущали на себе дыхание стадиона, а наши болельщики были всегда рядом.

— Нельзя не вспомнить знаменитый забег всего вашего тренерского штаба с голым торсом 28 ноября 2010 года. Этот перформанс был вами запланирован изначально?

— Нет, все произошло спонтанно. Мы до этого как-то обсуждали между собой тот факт, что самые активные болельщики на стадионе умудряются смотреть наши матчи с голым торсом в холодную погоду. У нас это четко отложилось в памяти. И вот в тот ноябрьский холодный день наше восхищение вылилось в такой забег. Мы тогда сыграли вничью, кажется, с «Крыльями», а чемпионами стали уже заранее. Знали, что будет официальное награждение прямо на поле, но после финального свистка адреналин у нас явно зашкаливал: мы переглянулись и как-то синхронно осознали, что самое время наглядно показать нашим болельщикам, как мы ценим их поддержку. Вот так тренерский штаб в едином порыве и оказался с голым торсом перед болельщиками.

— Получилось, конечно, впечатляюще. Никто из вас не заболел после этого выступления?

— Нет, все обошлось. Я даже и не помню, чтобы нам было холодно в тот момент. Мы были очень рады, что можем отпраздновать вместе с полным стадионом нашу победу в чемпионате, а остальное сделал адреналин. В тот год «Зенит» ведь и Кубок России еще выиграл, так что сезон получился прекрасным и запоминающимся.

   Сергей Семак и Лучано Спаллетти.Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»
Сергей Семак и Лучано Спаллетти.Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»

Семак — неотъемлемая часть истории «Зенита»

— В той золотой команде играли Сергей Семак и Константин Зырянов. Первый уже много лет тренирует «Зенит», второй недавно стал там председателем правления. При этом с Семаком вы успели поработать и в одном тренерском штабе.

— Семак — уникальная фигура. Он был классным футболистом, выигрывал титулы в России с разными клубами, был капитаном сборной на Евро-2008. Затем работал ассистентом у Лучано Спаллетти и Фабио Капелло. Позже стал главным тренером и выиграл с «Зенитом» шесть чемпионских титулов подряд. При этом у Сергея, уверен, впереди еще много интересного, ведь в конце этого месяца ему исполнится всего 50 лет. Можно только снять шляпу перед таким профессионалом. Подчеркну, что Семак хорош не только как профессионал своего дела — он обладает исключительными человеческими качествами. Он уникален во всем!

— Когда Семак только пришел в «Зенит», могли представить, что он выиграет во главе команды в три раза больше чемпионских титулов, чем Лучано Спаллетти?

— Семак — неотъемлемая часть истории «Зенита», самый титулованный тренер в его истории. Тогда, конечно, невозможно было представить себе, что он выиграет столько трофеев, но его незаурядные качества были заметны сразу. Достаточно было поговорить с ним и увидеть его в работе, чтобы понять — это находка для клуба. Как игрок он был опорой для любого тренера и примером для партнеров. Уже тогда было видно, что у него большой тренерский потенциал. Искренне рад его успехам и желаю дальнейших.

   Даниэле Бальдини и Константин Зырянов. архив «СЭ»
Даниэле Бальдини и Константин Зырянов. архив «СЭ»

Зырянов: профессор на поле и открытый человек вне его

— Каким вам запомнился Константин Зырянов?

— Игрок, которого хотел бы иметь в команде любой тренер. В том мощном по составу «Зените» он не был главной звездой, но без него команду представить было невозможно. Профессор на поле и открытый человек вне его — таким я его запомнил. Профессионал до мозга костей, полузащитник, который тонко понимал требования тренерского штаба и часто предугадывал их. Иметь в раздевалке сразу двух таких игроков, как Семак и Зырянов, — большая удача для тренеров.

— Каким вы видите Зырянова в нынешней роли в «Зените»?

— Я помню его как надежного и ответственного человека с безупречной репутацией. Но чтобы объективно оценивать его нынешнюю работу, нужно находиться внутри клуба. Я слишком далек от текущих процессов, чтобы делать серьезные выводы. Но уверен, что Константин относится к делу так же профессионально, как и раньше. Желаю ему успехов в роли топ-менеджера.

Широков — один из наших с Лучано любимых игроков

— Семак и Зырянов не доставляли хлопот штабу, а вот Роман Широков — совсем другое дело. До сих пор вспоминают его конфликт со Спаллетти на первом сборе.

— Широков — один из наших с Лучано любимых игроков в «Зените». Да, сначала он скептически относился к штабу, но позже нашел общий язык с тренером и показывал очень высокий уровень. Скажу больше. Возможно, в нашей с Лучано и Марко (Доменикини — другой итальянский помощник Спаллетти в «Зените». - Прим. «СЭ») карьере не было игрока, который добился бы при нас наибольшего прогресса. Думаю, что Роман тоже вспоминает наш тренерский штаб с симпатией. Во всяком случае, когда он приезжал к нам на тренировочную базу «Интера», он выглядел довольным. Это один из тех русских игроков «Зенита», с которым мы продолжили общение после отъезда из Петербурга.

— Еще один непростой характер — Игорь Денисов.

— Он был ключевым игроком «Зенита» тех лет. Сильный опорный полузащитник, принесший клубу большую пользу. Да, человек с характером, но сильные личности редко бывают мягкими. На поле он был жестким и неуступчивым, но, уверен, под маской суровости скрывается человек, которого близкие ему люди воспринимают по-другому.

— Денисов с конфликтом покинул «Зенит», о чем немало говорилось. Какова ваша версия случившегося?

— Считаю некорректным обсуждать это публично. О ситуации могут говорить сам Игорь, Лучано и руководство клуба того времени. Могу только повторить. что Денисов был заметной фигурой в «Зените» и принес команде много пользы.

   Лучано Спаллетти и Александр Анюков.Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»
Лучано Спаллетти и Александр Анюков.Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»

Анюков — настоящий кремень

— Капитаном вашей команды был Александр Анюков, который сейчас работает в штабе Сергея Семака.

— Трудно представить более молчаливого капитана, но у каждого свой характер. У Анюкова всегда была такая внутренняя сила, которая компенсировала отсутствие красноречия. Очень надежный был игрок, настоящий кремень. Да и в целом нашему тренерскому штабу сильно повезло с теми российскими игроками, которые были в нашем распоряжении. И с коллегами мне повезло, один неповторимый Игорь Симутенков чего стоит и как профессионал, и как человек!

— В «Зените» последних лет нет такого мощного российского костяка, как раньше. Как относитесь к доминированию иностранцев в команде?

— Посмотрите на ведущие европейские клубы. Сегодня сложно найти амбициозную команду, где основу составляют только местные игроки. Футбол стал глобальным. Многие клубы напоминают мини-сборные мира. В идеале хорошо иметь сильный местный костяк, но это непростая задача для спортивного департамента.

   Даниэле Бальдини и Лучано Спаллетти в «Зените». архив «СЭ»
Даниэле Бальдини и Лучано Спаллетти в «Зените». архив «СЭ»

Титулы «Зенита»

— При вашем тренерском штабе «Зенит» выиграл два чемпионата России, Кубок и Суперкубок России. Можно ли было добиться большего?

— Задним числом можно предполагать что угодно. Понятно, что на фоне шести подряд чемпионств Сергея Семака те два титула смотрятся скромно, но давайте вспомним, что до появления Спаллетти в Петербурге «Зенит» никогда не выигрывал золото дважды подряд. Конечно, мы хотели выиграть еще больше титулов, но не получилось. В чем-то из-за наших собственных ошибок, в чем-то из-за того, что конкуренты не дремали, а они ведь тогда были очень серьезными. В любом случае я вспоминаю работу и жизнь в Петербурге только с положительной стороны. Уверен, что Лучано и Марко могут сказать то же самое.

— Переводчиком вашего штаба был Александр Низелик, который позже стал тренером и работал ассистентом Семака — сначала в «Уфе», затем в «Зените». Сейчас он трудится в «Фиорентине». Что скажете о нем?

— Алекс — просто молодчина! Он прекрасно образован, владеет несколькими языками и полностью погружен в футбол. Это было видно с первого дня нашей совместной работы. Ему все было интересно, он набирался знаний и опыта на ходу. Алекс многому научился сначала у Лучано, затем уже у Семака. Его жена Мария (Бурова. - Прим. «СЭ») тоже умничка и классный специалист, недаром она сейчас работает в тренерском штабе женской «Фиорентины». Алекс и Мария немало рисковали, когда решили оставить комфортные условия в «Зените» ради прыжка в неизвестность. Они рискнули, уехав из комфортных условий ради работы в Италии, и добились серьезного шага вперед. Желаю ребятам удачи в их дальнейшей работе!

   Марко Доменикини, Альберто Бартали и Даниэле Бальдини.Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»
Марко Доменикини, Альберто Бартали и Даниэле Бальдини.Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»

Гимн России и самый лучший подарок

— За четыре с лишним года в России у вас было много ярких моментов. Что запомнилось особенно?

— Один эпизод особенно впечатлил нас, итальянцев. Четко отпечаталось в памяти, что в те годы перед матчами чемпионата России исполнялся ваш национальный гимн. Он одновременно и торжественный, и красивый, так что его исполнение производило сильное впечатление. Для нас это было непривычно, потому что в итальянском футболе такой традиции нет.

Ну а напоследок позвольте мне через ваше издание передать отдельное спасибо от всей моей семьи одному игроку того «Зенита», с которым мне посчастливилось работать. От этого человека мы получили самый трогательный и незабываемый подарок.

— Заинтриговали!

— Один из игроков подарил нашей семье лабрадора по кличке Макс. Он стал любимцем семьи и прожил с нами много лет. К сожалению, в прошлом году его не стало, и это большая потеря. Но мы рады, что он был в нашей жизни и подарил всем нам столько счастья!

История была такой. Мы хотели завести собаку, и об этом я рассказал Юрию Гусакову, экс-администратору клуба. Он сказал нам, что среди игроков «Зенита» есть один большой любитель собак. После того разговора прошло какое-то время, и в один прекрасный день Юра сообщил, что должен отвезти меня по важному делу. Мы отправились за город, приехали в дом, а там нас ждали три щенка лабрадора! Юра сказал мне: «Выбирай!» Признаюсь, что растерялся от неожиданности и не знал, что делать. Вспомнил, что моя семья хотела мальчика, а он как раз и был один среди трех щенков. Но я не брал с собой наличные, ведь не знал, куда мы направляемся. Юра мне ответил: «Это подарок от того самого игрока «Зенита». Только он не хочет, чтобы я тебе говорил, от кого подарок». Сперва я действительно молчал, но впоследствии, конечно, не выдержал и поблагодарил Игоря. Теперь хочу сказать ему спасибо еще раз — через ваше издание. Спасибо, Игорь, за самый лучший подарок, который мы получили в России!

Спаллетти возвращает «Ювентус» к жизни. А Ваноли тем временем топит «Фиорентину»

«В «Зените» считал Спаллетти двуличным. Став тренером, полностью пересмотрел свои взгляды». Интервью Кержакова

Кто лучше: «Зенит» — 2010 Спаллетти или «Зенит» — 2020 Семака?

«Зачем мне плетка, если мы добиваемся результата?» Большое интервью Семака

Зырянов — новый председатель правления «Зенита»! Медведев покинул пост, который занимал с 2019 года

Анюков — герой вне софитов. Он уходит без прощального матча

Бывший тренер «Зенита» получит высшую европейскую лицензию в Италии

Георгий Кудинов, «Спорт-Экспресс»