Во Владивостоке разворачивается громкий скандал вокруг рядового ремонта подъездов многоквартирного дома. И повод для него поистине неожиданный.
Все дело в том, что МКД по улице Ивановской, 2 посчастливилось попасть в программу частичной компенсации расходов от муниципалитета. Казалось бы, выигрывают все. Однако ситуация неожиданно накалилась до предела — дошло до яростных претензий, судебных исков и даже проверок контролирующих органов.
От Станюковича до Ивановской
В 2025 году панельный дом по Ивановской, 2, построенный еще в 1990 году, попал в муниципальную программу «Жилье и городская среда». Она помогает проводить капитальный ремонт подъездов: входных групп, лестничных пролетов и лееров. По сути основательно обновлять пространства, которые жильцы видят каждый день при выходе из квартиры или по дороге домой.
Программа подразумевает софинансирование от властей. Жильцам таких домов не придется оплачивать ремонт полностью — только 50% от стоимости работ и материалов. Остальную половину берут на себя власти, которые выделяют средства в качестве субсидии.
Попадают в такую программу далеко не все. С инициативой должно выступить товарищество собственников жилья или управляющая компания по итогам собрания собственников, собрать необходимые для заявки документы и провести оценку стоимости работ. Проще говоря, нужно учесть все бюрократические проволочки.
Во Владивостоке, кстати, по программе уже есть успешные кейсы. Например, девятиэтажка по улице Станюковича, 10. Ремонт этого двухподъездного дома подразумевал окрашивание стен, укладку кафеля, обновление почтовых ящиков. И даже несмотря на то, что с участием в программе согласились не все (удалось собрать только 75% голосов «за»), ремонт успешно завершили. Больше того, жители дома еще и лестничные перила дополнительно заменили — полностью за свой счет.
В общем-то, инструмент рабочий: помогает не только красоту наводить, но и повышать ликвидность имущества, если собственники задумываются о продаже. Однако в случае с домом по Ивановской, 2 вышло все совсем иначе. Скандал разразился из-за группы жильцов, которые не хотят оплачивать увеличившиеся счета и даже вышли с требованиями в суд.
Арифметика скандала
Скандал закрутился в основном из-за размера платежей. Группа всего из семи жителей (двое из них изначально голосовали «за» участие в программе) подала исковое заявление в суд, а затем обращалась и в правоохранительные органы. По их мнению, размер оплаты завышен, как завышена и доля поддержавших ремонт голосов собственников.
При этом ситуация изначально разворачивалась совершенно рядовым образом.
Так, в августе 2025 года состоялось очно-заочное собрание собственников жилья шестиподъездного дома по Ивановской. Такое голосование — с помощью распечатанных бюллетеней, без собрания с обязательным присутствием — часто проводят в больших домах, жильцов которых трудно собрать в одном пространстве. Этот дом — как раз такой случай, всего собственников, по некоторым данным, больше 600 человек.
По итогам голосования большинство приняло несколько решений, в том числе об участии в программе, утверждении плана работ и источников их оплаты. «За» высказалось подавляющее большинство — 76,96% голосов от общего количества участников собрания, а необходимый кворум в 50% был пройден с огромным запасом.
Уже в конце августа начались и сами работы. Предстояло полностью снять старую штукатурку, заполнить пустоты, выровнять стены, покрасить их, леера и щитки в новый цвет. Не обошлось и без скрытых дефектов — пришлось исправлять уже в процессе.
Стоимость работ в большом шестиподъездном доме составила 6,2 млн рублей, смету составляли на основе экспертизы. Ее готовила сторонняя организация, которую мэрия рекомендует привлекать к подобной оценке, — ООО «ДВ Экспертиза Проект». После было получено и официальное заключение о правильности ценообразования. В пересчете на каждую квартиру выходило, по некоторым данным от 9 до 15 тысяч рублей. Цифры уже учитывают субсидию от властей.
И действительно, суммы немаленькие. Однако вносить платежи единовременно было необязательно — жильцам предоставили возможность «рассрочки», оплачивать можно было в течение трех месяцев. И большая часть платежей вносилась: в первый месяц — 50%, во второй — 68%, а в декабре неоплата составляла уже 10%.
Работы проводили без аванса и по жестким условиям оплаты без рисков для собственников — по договору стоимость была закреплена, инфляция или другие факторы, как это часто бывает, не смогли бы ее раздуть, согласно договору.
Издержки демократии?
Но только после старта работ и первых платежей инициативная группа начала выступать против ремонта. Указывали на то, что собрать кворум летом, в период отпусков — невозможно, а расчет для шестиподъездного дома «не отвечает требованиям разумности». О голосовании якобы вообще недостаточно известили — и это несмотря на то, что часть истцов свой голос все-таки оставила, а уведомления размещали в информационных уголках каждого подъезда.
По большей части ситуация похожа на типичный конфликт коллективного интереса с индивидуальным несогласием. Когда даже самая благая муниципальная программа в своей реализации зависит от банального человеческого фактора. Где-то жильцы не только активно включаются в процесс, но и инициируют дополнительные работы. А где-то несогласие группы ставит под угрозу проект, одобренный и оплаченный большинством.
Однако за любым «типичным» конфликтом всегда стоят конкретные персоналии, которыми движат определенные мотивы — далеко не всегда благостные и учитывающие интересы жильцов. «Кто же все эти люди» нам ещё предстоит детально разобраться, а также понять, что же стало первопричиной конфликта.