Всю свою историю марка Фольксваген была известна как производитель относительно недорогих, качественных и массовых автомобилей. Однако на рубеже тысячелетия немцы предприняли попытку войти в люксовый сегмент и представили миру Volkswagen Phaeton. Это был весьма привлекательный, хорошо оснащенный автомобиль со множеством прогрессивных технических решений, но, несмотря на это, Phaeton так и не смог закрепиться на рынке. Сегодня мы разберем историю появления самого престижного Фольксвагена и причины его провала.
К концу 1990-х годов позиции бренда Volkswagen были сильны как никогда. Успех обеспечивали четвертое поколение Golf и Passat B5, а на подходе находился эпохальный Touareg. На этом фоне мысль о создании автомобиля представительского класса казалась вполне закономерной, тем более что и мировой авторынок, и конкретно F-сегмент переживали бурный рост.
С одной стороны, само название Volkswagen - «народный автомобиль» - плохо сочеталось с образом седана высшего класса. Однако, с другой, подобный «скромный» седан идеально подходил для чиновников и бизнесменов, ценящих высокий комфорт, но не желающих выделяться. Кроме того, внук легендарного Фердинанда Порше, Фердинанд Пиех, возглавлявший тогда Volkswagen, мечтал о бескомпромиссном флагмане, и ему было плевать, что в данном сегменте от концерна VW выступает родственный Audi A8.
В общем, звезды сошлись, и в 2002 году на свет появился серийный Volkswagen Phaeton. На реализацию мечты ресурсов не пожалели. Бюджет проекта составил колоссальные 1,4 миллиарда евро. Для сравнения, создание Lexus LS400 обошлось японцам в 1 миллиард, а конкуренты из BMW сотворили свою «семерку» E65 за «скромные» 950 миллионов. Почему же столь дорогой проект стал первым и единственным для марки Фольксваген?
Стремясь создать достойного конкурента Mercedes, Пиех категорически не хотел копировать его дизайн. Если Lexus на первых порах не стеснялся цитировать штутгартский стиль, то Phaeton вышел весьма самобытным. Крупная оптика, огромное остекление, мощная решетка радиатора и обилие хрома делали внешний вид весьма тяжеловесным. При этом, стремясь сохранить преемственность, дизайнеры Фаэтона во многом полагались на образ Пассата B5.
Так или иначе, пресыщенной клиентуре «народный» флагман оказался не по душе, хотя в техническом отношении автомобиль был великолепен. Базовым силовым агрегатом стал 3,2-литровый бензиновый V6 (241 л.с.), который с 2009 года заменили на 3,6-литровый V6 (280 л.с.). Для более требовательных клиентов предлагался V8 объемом 4,2 л (335 л.с.). Венцом творения стал могучий 6-литровый W12. Этот топовый мотор выдавал 420 л.с. В паре с 5-ступенчатым «автоматом» и полным приводом на основе дифференциала Torsen, он разгонял тяжелый седан до 100 км/ч менее чем за 6 сек.!
Естественно, Phaeton оснащался пневмоподвеской с регулировкой жесткости и клиренса, ксеноном, рулевым управлением с переменным усилием Servotronic, всевозможными электроприводами и отделкой из дорогой кожи и дерева. По уровню комфорта, энерговооруженности и оснащению он ничуть не уступал Mercedes. Но все равно проиграл. Причина была единственной - престиж, а точнее, его отсутствие. Автомобильная пресса восхищалась инженерией, но признавала: потенциал машины разбился о ее же логотип.
В битве за покупателя, фольксвагеновцы сделали свой флагман немного доступнее конкурентов. Разница в цене с Mercedes составляла порядка 10-15%. Базовый Phaeton стоил около 55 тыс. евро (против 60 тыс. у конкурента), а топовый W12 - почти 100 тыс. евро, всего лишь на 15 тыс. дешевле 600-го Мерседеса W220.
Тем не менее итог вышел неутешительным. За 15 лет удалось реализовать всего лишь 84 тыс. Фаэтонов. Для сравнения, первый Лексус со своим LS имел такой же объем ежегодно. Причина проста. Японцы детально изучили рынок и создали под него новый престижный бренд, а Пиех сделал прекрасный автомобиль, но ошибся с неймингом и, подобно Генри Форду с его провальным Edsel, промахнулся с рыночным позиционированием.
Почти полтора миллиарда инвестиций не окупились. Более того, по слухам, концерн терял около 30 тысяч евро на каждом проданном автомобиле, что суммарно привело к убыткам еще в два миллиарда евро. В конце концов, промучившись с убыточным проектом, Volkswagen тихо свернул производство в 2016 году, отказавшись от идеи собственного представительского седана.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Больше материалов в моем телеграм!
Читайте также: