В России официально вводится в обращение цифровой рубль.
Как это скажется на работе автотранспортных предприятий, логистических компаний?
В России официально вводится в обращение цифровой рубль, который станет новым средством платежа наряду с наличными деньгами и привычными безналичными расчетами. Уже с 1января цифровые рубли стали доступны для операций между бюджетами и федеральными учреждениями, а с сентября 2026 года крупнейшие российские банки обязаны обеспечить возможность расчетов цифровыми рублями своим клиентам.
Цифровой рубль представляет собой уникальную форму денежных единиц, представленных в виде цифрового кода, хранящегося в специальных электронных кошельках на платформе Центрального Банка.
Цифровой рубль аналогичен традиционным средствам расчета, однако имеет важные особенности:
— нельзя положить средства на депозит или оформить кредит в цифровых рублях;
— не предусмотрено начисление процентов на остатки средств в цифровых кошельках.
По сути, цифровой рубль функционирует исключительно как средство оплаты и хранения. Его эмитентом выступает только ЦБ России, а стоимость обеспечивается государственными золотовалютными резервами.
Безналичные расчеты сегодня осуществляются через счета коммерческих банков, а цифровые рубли находятся непосредственно на платформе Банка России. Это повышает прозрачность транзакций и снижает риски потерь вследствие финансовых проблем отдельных банков.
Государство намерено активно применять цифровой рубль для контроля над целевым использованием бюджетных средств, минимизируя риск коррупции и злоупотребления финансами.
Сергей Конон, управляющий партнер юридической компании Vita Liberta
Для автотранспортных и логистических компаний введение цифрового рубля (ЦР) предвещает изменения в трех ключевых процессах: расчетах, управлении цепочками поставок и налоговом администрировании. Какие именно — рассмотрим по порядку…
Итак, расчеты и операционная деятельность. Нельзя воспринимать ЦР только как новый платежный инструмент. Являясь обязательством Банка России, этот цифровой актив имеет высокую ликвидность и максимально защищен. Такие преимущества, как программируемость (возможность закладывать условия использования) и прямое взаимодействие с платформой ЦБ без посредников, делают ЦР идеальным платежным инструментом для «умных сделок» в виде программного кода. Например, при оплате в ЦР можно настроить автоматическую разблокировку средств, предназначенных перевозчику не в момент подписания акта, а при одновременном выполнении условий: 1) GPS-датчик подтвердил прибытие груза в геолокацию склада получателя; 2) получатель при помощи электронного сигнала подтвердил целостность пломбы; 3) данные электронной накладной (ТТН) были внесены в систему «Честный ЗНАК». Такой формат сделок радикально снизит конфликты и потребность в аккредитивах.
Теперь о налогах… Цифровой рубль формирует непрерывную криптографически защищенную и контролируемую ЦБ цепочку движения средств. Это так называемая мечта ФНС, когда почти в режиме реального времени можно видеть не только факт оплаты, но и ее условия. Это убьет обнальные схемы в отрасли и сделает рискованными любые «серые» расчеты. Автоматическое перечисление НДС или налога на прибыль с платежей, полученных за перевозку, станет технически возможным. Это потребует изменений в налоговом законодательстве, но вектор движения именно таков. Для бизнеса это означает снижение административной нагрузки, но лишь при условии безупречной первичной документации, так как каждое налоговое обязательство будет привязано к конкретной цифровой операции.
Конечно, цифровизация принесет и технические риски. Ошибка в программировании смарт-контракта, сбой платформы ЦБ или кибератака могут парализовать все расчеты компании. Появятся и правовые риски, связанные с определением грани перехода права собственности при оплате ЦР и статуса программного кода как договора.
Вот, как я вижу подготовку компаний при переходе на ЦР по конкретным сферам.
Аудит и оцифровка процессов. Все финансовые потоки необходимо привести к цифровому формату. Процессы, которые не оцифрованы сегодня (например, приемка работ от субподрядчика), станут критическим узким местом.
Технологическая готовность. Интеграция платформы цифрового рубля с API потребует обновления или замены существующих ERP- и CRM-систем, софта для диспетчеризации.
Юридическая экспертиза. Необходимо пересмотреть типовые договоры перевозки, аренды, снабжения, закладывая в них условия расчетов в ЦР, порядок подтверждения исполнения обязательств для смарт-контрактов и распределение рисков технических сбоев.
Кадровая подготовка. Финансовым директорам, логистам и ИТ-специалистам потребуется обучение. Это новая дисциплина на стыке финансов, права и программирования.
Кирилл Текшин, генеральный директор юридической компании «ТКВ Групп»
Введение цифрового рубля прежде всего затронет отрасли с высокой долей безналичных расчетов и госфинансирования — транспорт и логистика как раз в их числе. Бизнесу в данном случае не нужно готовиться к резкой смене финансовой модели, но понимание новых правил работы с цифровыми денежными средствами и некоторая адаптация процессов, безусловно, понадобятся. Обращение цифрового рубля происходит непосредственно на платформе ЦБ, что усилит госконтроль за целевым использованием средств. Все платежные операции, особенно в части государственных контрактов, субсидий и лизинга, будут детально отслеживаться, а любые нарушения — оперативно выявляться. Расчеты через платформу ЦБ более надежны и снижают риски задержек платежей из-за проблем у отдельных банков. И это очень выгодно для логистического бизнеса, где каждый день простоя – критичен и приводит к немалым издержкам. С использованием цифрового рубля перевозчики могут серьезно упростить расчеты по цепочкам поставок, осуществляемым при участии государства, крупных холдингов и корпораций.
При этом цифровой рубль не заменит безналичные расчеты через банки. Его нельзя использовать для кредитования, размещения на депозитах или управления ликвидностью. Поэтому для логистических компаний, где важны оборотные средства, кредитные линии и овердрафты, привычные банковские инструменты сохранят свой функционал. Цифровой рубль не источник финансирования, а удобный платежный инструмент. Однако на остаток «цифровых средств» не начисляются проценты, что делает их невыгодными для длительного хранения. Наиболее вероятен в данном случае сценарий, при котором компании будут использовать цифровой рубль преимущественно как транзитный инструмент – для расчетов, а не накопления.
И напоследок хочу напомнить, что для успешной интеграции и использования цифрового рубля без издержек бизнесу необходимо в кратчайшие сроки адаптировать бухгалтерию, договоры и ИТ-системы под новую форму расчетов.
Дмитрий Говоров, генеральный директор компании «АСТ Плюс»
С прикладной точки зрения, для логистической отрасли цифровой рубль представляет интерес как инструмент, способный сделать расчеты более управляемыми, особенно в цепочках поставок с крупными заказчиками и госучастием. В первую очередь это касается спецсчетов, комплаенса и прослеживаемости всей цепочки. Логистические компании регулярно работают с крупными госпредприятиями и заводами, где требования к прозрачности высоки. Уже сейчас нормой является документальное подтверждение всей цепочки владения и использования техники: от договоров лизинга и аренды транспорта до полного пакета разрешений.
Если цифровой рубль действительно будет использоваться в бюджетных и около государственных расчетах как более прозрачный контур, это потенциально сократит количество спорных ситуаций и ручной переписки на тему «а куда ушли деньги и за что». В то же время это потребует большей дисциплины в документообороте, поскольку платежи будут еще сильнее привязаны к договору и факту оказания услуги. Важны скорость и предсказуемость расчетов. Это особенно острая проблема для отрасли, так как отсрочки платежей заметно выросли. В нефтегазовом секторе они могут достигать 90 дней, а по госпредприятиям — порядка 60 дней. При этом перевозчик не может «отложить» свои затраты. Расходы на топливо, зарплаты водителей, спецразрешения и привлечение сторонних организаций для обеспечения безопасности дорожного движения закрываются сразу, в процессе выполнения рейса или после него. Если оплата от заказчика задерживается, у компании мгновенно возникает кассовый разрыв. Поэтому любой механизм, который сделает платежи стабильнее и менее зависимыми от операционных сбоев, будет для перевозчика прямым способом снижения финансовых рисков.
Наконец, цифровой рубль поможет снизить долю наличных в обороте и сократить объемы бумажной рутины у водителей. Сейчас водитель тратит аванс, а затем приносит в бухгалтерию пачку чеков, которые нужно сверять и контролировать. Частично эта проблема уже решается через агрегаторы, позволяющие проводить безналичные расчеты за заправки, стоянки и гостиницы, например, через систему от ООО «Передовые Платёжные Решения» (ППР). Если со временем цифровой рубль предложит рынку более удобные и стандартизированные инструменты для таких услуг, можно будет еще сильнее сократить оборот наличных, упростить контроль расходов в рейсе и ускорить закрытие документов. Ценность здесь заключается не в самом формате рубля, а в снижении операционного трения: меньше ручной сверки, потерь времени и рисков, связанных с дисциплиной расходов.
Владислав Айрапетов, президент и председатель правления группы компаний MRT
Цифровой рубль для логистики и автоперевозок — это вопрос не формы денег, а скорости и прозрачности расчетов. Главный эффект — возможность быстрее закрывать рейсы и получать оплату по факту выполненной доставки, снижая кассовые разрывы и зависимость от банковских операционных окон. Для компаний, работающих с госконтрактами и крупными заказчиками, цифровой рубль усилит контроль за целевым использованием средств, но при этом упростит и сделает более предсказуемым процесс оплаты. При этом бизнесу (перевозчикам и операторам) придется адаптировать учетные системы и более внимательно управлять ликвидностью: цифровой рубль нельзя размещать на депозитах, и он не приносит процентного дохода. Поэтому выиграют те, у кого уже выстроены цифровые процессы: электронные накладные, автоматизированный документооборот и интеграция с ERP. В целом цифровой рубль не меняет физическую суть перевозок, но меняет финансовую архитектуру отрасли: расчеты становятся быстрее, прозрачнее и управляемее.
Андрей Варнавский, директор по работе с цифровыми активами УК «Ингосстрах — Инвестиции»
В части логистических компаний никаких особенностей не будет, ровно так же, как и для остальных компаний России — нужно будет научиться принимать платежи в цифровом рубле. А вот транспортные компании, которые оказывают услуги физическим лиц, должны будут скорее всего доработать технические средства, которые позволяют вносить деньги на проездные билеты. И должна будет появиться возможность, к примеру, в Москве пополнять карту «Тройка» цифровым рублём.
Читайте также: