Найти в Дзене
Алексей-зоо

КАРАБАШ

Алексей Калашников, фото автора За 1990-е в Россию было привезено огромное количество собак самых разных пород. И здесь, если рассматривать декоративную часть из них, все более или менее понятно. Сложнее обстоят дела в груп­пе пользовательных животных: охотничьих и служебных. Среди последних в Россию поступили бразильские филы, аргентинские и разные европейские доги, а также достаточно экзотические породы наподобие кане­-корсо. В качестве рекламы этих пород почти всегда превозносились неподражаемые охранные качества. Жизнь не очень быстро, но внесла свои коррективы: в одном случае собаки оказались чересчур уж стороже­выми, поедая время от времени даже своих нерасторопных владельцев, а чаще трусоватыми с неустойчивой психикой. Так или иначе, но позиции традиционных, отечественных караульных пород остались непоколеби­мы. Что касается интересных импортных пород, до сих пор оставшихся почти неизвестными в России, нужно отме­тить овчарку из Турции – анатолийского карабаша. По сути, это хор

Алексей Калашников, фото автора

За 1990-е в Россию было привезено огромное количество собак самых разных пород. И здесь, если рассматривать декоративную часть из них, все более или менее понятно. Сложнее обстоят дела в груп­пе пользовательных животных: охотничьих и служебных. Среди последних в Россию поступили бразильские филы, аргентинские и разные европейские доги, а также достаточно экзотические породы наподобие кане­-корсо. В качестве рекламы этих пород почти всегда превозносились неподражаемые охранные качества. Жизнь не очень быстро, но внесла свои коррективы: в одном случае собаки оказались чересчур уж стороже­выми, поедая время от времени даже своих нерасторопных владельцев, а чаще трусоватыми с неустойчивой психикой. Так или иначе, но позиции традиционных, отечественных караульных пород остались непоколеби­мы. Что касается интересных импортных пород, до сих пор оставшихся почти неизвестными в России, нужно отме­тить овчарку из Турции – анатолийского карабаша. По сути, это хорошо знакомая отечественным любителям среднеазиатская овчарка, но ведущая свое происхож­дение из относительно небольшого района Турции. Что интересно, в ходе становления порода имела примерно такие же проблемы, как и ее среднеазиат­ский родственник в России. Также заводчики страдали от неопределенностей стандарта, соответственно разнотипности и разношерстности собак. Но возмож­но, в силу большего опыта или способно­сти приходить к единому мнению, английским и аме­риканским заводчикам удалось выработать единые требования к предпочтительному типу собак.

Пожалуй, самым главным критерием стало то, что лучшим признан тип, который не имеет каких-либо экстремальных проявлений, и таким образом собаки не несут потерь по своим рабочим качествам и здо­ровью. Не случайно такой тип совпадает с исходным, который признан на роди­не породы наилучшим и наиболее ценным: крупная мощная собака палевого окраса с черной маской. Сегодня в Интернете появилось множество видео с турецкими овчарками - кангалами. Собаки очень разные по экстерьеру и среди них встречаются очень эффектные: крупные, сильные и, вместе с тем, подвижные. История сродни появлению аляскинских хаски, которых выводят заводчики скрещивая хаски и легавых собак для улучшения рабочих качеств, прежде всего, выносливости и скорости. Правда, делают это американские заводчики целенаправленно. Кстати, родословные у таких метисов имеются. В Турции все немного иначе, и кангалов трудно отнести к породистым животным.

Стандарт породы, принятый в Англии и США описывает карабаша как крупную мощную собаку и предусматривает больший диапазон по окрасу, но на практике других собак (кроме палевых) на английских и американских выставках не встречается, так как судят породу специалисты, сами заводчики, хорошо понимаю­щие жизненные реалии. На самом деле из Турции вывози­лись разные пастушьи собаки. Среди них были и тигровые, и черные и пят­нистые. Более или менее массив­ные, высокорослые и, напротив, приземистые. Если их выпустить в ринг одновременно, то они, очевидно, будут выглядеть как собаки совершенно разных пород. Этого удалось избежать и нужно отме­тить, что помимо сильного окраса у палевых собак с черной маской есть известное эстетическое преимуще­ство. Их окрас близок к окрасу, который у кошек и кро­ликов называется гималайским: животное светлого окраса имеет притемненную шерсть на конечностях (сиамские кошки). Если же говорить о силе окраса, то здесь подразумевается, что в ходе племенной работы заводчикам не приходится по этому признаку отбраковывать собак с хоро­шей анатомией.

Что еще интересно применительно к карабашу? Вполне вероятно, что именно эти собаки стали послед­ним связующим звеном в цепочке, которая привела к появлению современных догообразных собак, и преж­де всего больших датчан (Great Dane) – немецких догов. В самом деле, если оглянуться назад и посмо­треть, как выглядели мастифы и датские доги в конце XIX века, сходство с карабашем очевидно. Что к тому же подкрепляется песочным окрасом и темной маской. Версия происхождения догов именно от турецких овчарок вполне корректна и с точки зрения исторических событий, которые про­исходили в Древней Ассирии и Южной Европе больше 2000 лет назад. Недаром один из известных производителей уже в наше время был приобретен в городе Гордион, где Александр Македонский в 334 г. до н.э. решил проблему узла, завязанного царем Фригии.

Сегодня анатолийский карабаш одна из самых популярных сторожевых собак Англии и США. И пусть их частень­ко называют собаками-компаньонами (что, в общем-то, соответствует дей­ствительности), но пепел далеких пред­ков в нужный момент всегда постучится в их сердца, и карабаш встанет на защиту семьи своего хозяина. Конечно, годы берут свое, характер собак стал значительно мягче, карабашей даже снимают в детских сериалах, где они мирно соседствуют с детьми, собаками и самыми разными мелкими зверюшками.

В истории карабашей есть еще один примечатель­ный момент. Появление этих собак в Европе связано с именем известной английской писательницы Агаты Кристи, и вот каким образом. Несколько лет вместе со своим мужем профессором археологии Максом Мэллоуэном (Max Mallowan) писательница провела на раскопках столицы древней Ассирии Нимруда. Там она подружилась с Чармиан Хасси (Charmian Hussey), кото­рая работала в составе экспедиции и первой обратила внимание на интересную местную породу собак. Конеч­но, эти собаки живо обсуждались дамами. Кроме того, под влиянием Агаты Кристи Чармиан Хасси попробова­ла себя на литературном поприще, и весьма успешно. Ее перу принадлежит известный роман “Долина тайн”.

Жизнь Чармиан Хасси сложилась так, что практиче­ски все, к чему прикасались ее руки, сопутствовал успех. Ее взрослая жизнь начиналась с мира высокой моды, где она про­явила себя в качестве модельера, но, несмотря на успешную карьеру в мире моды, спустя несколько лет Хасси Чармиан решила, «что надо заняться чем-нибудь, требующим больших мыслительных нагрузок, и вспомнила о своем увлечении архео­логией». Она поступила в Лондонский уни­верситет, и вскоре ее пригласили принять участие в археологических раскопках города Нимруда на севере Ирака. Раскопки в Нимруде продолжались в течение нескольких лет, и там Хасси познакоми­лась с Агатой Кристи, но, понятное дело, занимались они разными вещами. Агата Кристи написала в Нимруде свои самые известные детективы, а Хасси Чармиан помимо исполнения своих прямых обязанно­стей по работе увлеклась собаковод­ством, и здесь ее заслуги отнюдь не меньшие, чем в археологии. После того как раскопки переместились в Турцию, Хасси наконец решилась приобрести нескольких местных собак и вывезти их в Англию.

Спустя годы Хасси Чармиан приз­навалась, что с детства очень любила животных. Особенно лошадей и кру­пных собак. Но ее семья жила в небольшом двухквартирном домике на севере от Лондона, и они не могли позволить себе содержание таких животных. Так что Хасси оставалось с замиранием сердца рассматривать настенные барельефы в Британском музее со сценами битв, где были изо­бражены огромные догообразные собаки-воины, шествующие на коротких поводках с гордо подняты­ми хвостами.

«Вообразите мое волнение, – говорит Чармиан, – когда спустя много лет во время археологической экспедиции я увидела на равнинах Северного Ирака собак, очень похо­жих на изображения с ассирийских барельефов. Неуже­ли это потомки тех древних собак? А теперь вообразите моё еще большее волнение, когда я обнаружила анало­гичную породу собак и в Анатолии. Эти крупные догооб­разные собаки, неизвестные до того за пределами Тур­ции (здесь Хасси заблуждается, так как еще в 1930-е годы турецкое правительство подарило несколько собак сельскохозяйственному департаменту США. – Прим. ред.), имели мощное телосложение, короткую шерсть, олений или тигровый окрас с черной маской на морде. Местные жители называли эту породу «кара­баш» (Karabafl) или «кангал», что означает «собака из Кангала». Город, который всегда считался в Турции главным центром разведения этих собак.

Прожив два года в Турции, я могла убедиться, что карабаш весьма популярная порода у местных жите­лей. Собак ценят за прекрасные сторожевые качества и разводят только в определенных районах Турции. Ко мне вновь вернулись детские мечты, и я начала тоско­вать по собаке. Теперь я уже твердо знала, какую имен­но собаку я хочу завести, но все оказалось не так про­сто. Приобрести хороший экземпляр карабаша оказа­лось непростой задачей, особенно для иностранки».

Так или иначе, но Хасси Чармиан удалось осуще­ствить свою мечту, и в 1965 году она привезла первую пару собак в Великобританию. Кеннел-клуб зареги­стрировал их в разделе редких пород (Rare Breed files), и спустя некоторое время порода получила свое совре­менное название – анатолийский карабаш. Вскоре появился и стандарт породы.

Клуб любителей анатолийских карабашей был осно­ван в Англии в 1968 году. К сожалению, спустя некото­рое время из Турции были импортированы другие соба­ки с менее выраженными породными признаками, но Английский кеннел-клуб также зарегистрировал их как анатолийских пастушьих собак. Чармиан с грустью констатировала: «Неверное тол­кование турецкого выражения, означающего «собака пастуха» и относящегося к любой пастушьей собаке, было интерпретировано как название породы. Реги­страция собак, существенно различающихся по экстерьеру, а также появление альтернативного клуба пастушьих собак привели к полной неразберихе в поро­де. Эта путаница послужила причиной войны Клуба любителей анатолийского карабаша с Английским кен­нел-клубом. При этом Клуб любителей анатолийских карабашей привлек кеннел-клуб к суду, намереваясь добиться того, чтобы термин «анатолийский карабаш» обозначал породу собак со строго определенными признаками. Но все пошло по абсурдному сценарию, и сегодня всех крупных турецких собак, используемых для охраны стад, включая карабаша, объединили в одну породу. В родословных и племенных книгах их регистрируют как «анатолийская овчарка» (Anatolian Shepherd Dog), причем стандарт породы составлен таким образом, чтобы охватить все типы турецких пастушьих собак. Разве это хоть как-то кор­респондируется со здравым смыслом? – эмоционально восклицает Чармиан. – Прошло уже 40 лет, как я при­везла и стала разводить эту замечательную породу в нашей стране. В качестве главы Клуба любителей ана­толийского карабаша я буду добиваться признания наших собак как отдельной породы вопреки мнению британских властей предержащих».

Параллельно с британ­ской развивалась амери­канская история кара­башей. В США первые анатолийские овчарки появились в конце 1930-х годов. Это доподлинно извест­но, так как они поступили в каче­стве подарка прези­дента Турции Мустафы Ататюрка сельскохозяйствен­ному департаменту США. Еще несколько собак уже в 1950-е годы вывез археолог Родни Янг (Rodney Young), кото­рый изучал город Гордиум. Но серьезная работа с породой в США началась только в 1970-е годы, когда лейтенант Роберт Баллард вернулся в родную Калифорнию после службы в Турции. Он приобрел собак в Карапинаре, поселении на западе Турции (Turk Taciri). Это был палевый кобель Зорба и светло-кремовая сука Пеки. Спустя положен­ное время от них был получен первый помет карабашей в США.

Роберт Баллард заинтересовался породой, когда увидел этих собак в экспозиции зоопарка Анкары. Желая приобрести лучших животных, он отправился в глубинку страны в сопровождении своего турецкого приятеля. Спустя годы он вспоминал, что фермеры так характеризовали настоящего карабаша: «Собака круп­ная и быстрая, как борзая, с силой и мощью сенберна­ра. Карабаш должен преодолевать двухметровую изго­родь и догонять лошадь».

Вернувшись домой, Баллард занялся организацией национального клуба любителей карабашей, а первыми его членами стали владельцы щенков из первого поме­та от Зорба и Пеки. В течение последующего десятиле­тия в США поступило еще некоторое количество собак из Турции. В 1979 году Клуб любителей карабашей был включен в программу по изучению охранных собак сельскохозяйственным колледжем в Хемпшире (Новая Англия). Затем была достигнута официальная догово­ренность с турецкими властями о приобретении партии животных, и в Турцию отправилась экспедиция, в составе которой находились специалисты, изучавшие породу на протяжении нескольких лет. После продол­жительных поездок по стране членам экспедиции уда­лось отобрать 13 самых сильных производителей, в полной мере отвечающих требованиям, которые предъявляются к охранным собакам, и обладающим отличным экстерьером. Так, под лозунгом «Разводить только лучших из лучших» в США была заложена серьезная племенная база.

В Американском клубе анатолийских карабашей (ASDCA) и сегодня сохраняется очень серьезное отно­шение к разведению. Президент ASDCA Хари Джакоби, ссылаясь на исторические данные, утверждал: «В Тур­ции только самые здоровые, самые быстрые, самые сильные собаки выживают. Современный анатолийский карабаш – результат естественной селекции в самом экстремальном виде. Члены клуба должны пускать в разведение только лучших из лучших животных, и поэ­тому, например, разрешены только вязки животных достигших двух­летнего возраста. Также это означает, что нельзя скре­щивать собак, находящихся в родстве ближе двух гене­раций в обе стороны родословной».

Сегодня в США анатолийский карабаш, признанная и популярная порода. Их использование уже давно перевалило рамки караульной службы. Часть из них даже нашли себя в качестве собак-терапевтов. Есть карабаши-телезвезды, например в популярном телесе­риале «Симон и Симон». Все заметнее становятся карабаши и в шоу-рингах. Они уже занимают места в BIS не только среди редких пород, но и на общих выставках. Оценивая популярность карабашей в Америке, нужно отметить, что они обгоняют такие извест­ные породы, как пойнтер, керри-блю-терьер, фокстерь­ер и многие другие, их рейтинг выше, чем у аналогичных по функциям пород: тибетских мастифов, бриаров, кува­сов, босеронов, комондоров.