The Wall Street Journal | США
Украина отправляет молодых новобранцев на самые опасные участки передовой, пишет WSJ. Из-за острого кадрового дефицита ВСУ набирают солдат по особой программе для молодежи. Однако неопытные контрактники зачастую не готовы к ожесточенным боям, а семьи погибших даже не получают выплат от государства.
Мэтью Лаксмор (Matthew Luxmoore), Никита Николаенко
Самар [Новомосковск], Украина — Кирилл Горбенко олицетворял будущее украинской армии.
Как только ему исполнилось 18, он записался на программу ускоренной военной карьеры для самых юных новобранцев Украины, рассчитывая, что фронтовой опыт обеспечит ему место в военной академии, на обучение в которой у него не было денег.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
"Я хочу посвятить свою жизнь воинской службе", — заявил долговязый подросток газете The Wall Street Journal прошлой весной, готовясь к присяге на военной базе на востоке Украины.
Менее чем через полгода Горбенко погиб. Брошенный в бой в качестве подкрепления на самом опасном участке фронта в октябре, он был ранен российской артиллерией по дороге на позиции ВСУ в Красноармейске.
В первые годы конфликта Украина старалась держать молодежь подальше от фронта, рассчитывая, что она понадобится для восстановления страны по окончании боевых действий.
Судьба Горбенко — по отзывам товарищей, ярого патриота и идеального будущего командира — подчеркивает всю остроту кадрового голода на Украине на фоне неустанного наступления России, чьи подразделения подчас имеют десятикратное превосходство.
А еще это воплощает немыслимый выбор, вставший перед Украиной через четыре года боевых действий, уничтоживших ее профессиональную армию: как сберечь и воспитать подрастающее поколение и в то же время обеспечить постоянный приток свежей крови на фронт?
Большинство желающих воевать давно записались в армию добровольцами. В пехотных подразделениях полно возрастных мужчин, не способных выполнять тяжелые боевые задачи. Командировки на передовую длятся намного дольше, чем раньше, что лишь усугубляет усталость и изнеможение. Многие мужчины либо скрываются, либо откупились и покинули страну нелегально.
Новый министр обороны Михаил Федоров заявил 14 января, что два миллиона его соотечественников уклоняются от призыва и более 200 тысяч солдат (почти пятая часть ВСУ) дезертировали. Правда, он не уточнил, за какой период времени.
"Живая сила наверняка станет важнейшим фактором, который определит, каким станет 2026 год для Украины на поле боя, — сказал старший научный сотрудник Института исследований внешней политики Роб Ли, который регулярно посещает украинские рубежи. — А также то, как далеко сможет продвинуться Россия".
Горбенко еще в шестом классе заявил, что пойдет служить. В Новомосковске — пригороде Днепропетровска, где он жил в ветхом доме с матерью-кассиршей Татьяной Горбенко, отчимом-автомехаником и младшим братом Егором — служба в армии слывет социальным лифтом.
По словам матери, учеба в военном училище семье была не по карману, и все последующие годы Горбенко запоем изучал вооруженные силы Украины и прошлые конфликты, а также советовался с дядьями-военнослужащими о том, в какой род войск лучше поступить.
Летом 2023 года, когда российская кампания на Украине была в самом разгаре, Горбенко прочитал в интернете недостоверный репортаж о якобы снижении призывного возраста. Он привел два десятка друзей в местный военкомат и объявил, что они хотят воевать. Дежурные чиновники лишь посмеялись, велев им возвращаться, когда вырастут.
Вернулся из них только Горбенко. В следующем году, когда ему исполнилось 18, противостояние с Россией длилось уже более десяти лет. Он записался в 25-ю отдельную воздушно-десантной бригаде ВСУ по новой программе "Контракт 18-24", которая предлагает молодым новобранцам высокое жалованье и различные льготы, включая гарантированные места в университете, за полгода обучения и полгода службы на передовой в пехоте. Сам запуск программы стал молчаливым признанием истощения в рядах ВСУ.
Перед отъездом в учебную часть у Горбенко было еще одно дело: он сделал предложение Лере, с которой встречался четыре года, и они вместе выбрали место и наряды для свадьбы, которую планировали по завершении его годичного контракта. Поcле этого он поступил бы в военную академию, стал офицером, и они завели бы детей.
"Наше поколение было воспитано защищать родину, — заявил Горбенко корреспонденту The Wall Steet Journal в прошлом году по прибытии на базу 25-й бригады, где он коротал вечера за видеозаписями украинских военных операций и таскал тяжести. — Это наш долг перед государством и народом".
С прошлого года сотни юных украинцев подписали "Контракт 18-24" и отправились служить в различные бригады. Из-за нехватки пехоты командование отправило многих из них в самое пекло наступления России.
Восемнадцатилетний Вячеслав Малец в прошлом году наперекор родителям вернулся из Германии воевать за родину, став первым новобранцем по программе. В сентябре Владимир Зеленский наградил его медалью за службу на передовой.
Малец погиб в октябре, подорвавшись на противопехотной мине под Красноармейском. Другие юные новобранцы получили увечья и остались инвалидами на всю жизнь. Многие дезертировали. С тех пор украинские подразделения разрешили новобранцам по программе "18-24" отслужить свои полгода в беспилотных частях, вдали от передовой.
Друживший с Горбенко священник из Новомосковска Николай Капралик сообщил, что потерял на фронте около ста человек из своей паствы. Недавно он присутствовал на похоронах 19-летнего солдата, собравших сотни скорбящих. Капралик похвалил мужество добровольцев, но вместе с тем попенял таким, как Горбенко, за запальчивость и самоуверенность. "Он посмотрел несколько роликов и возомнил себя неуязвимым", — сказал он.
Приехав в Новомосковск в середине обучения, Горбенко рассказывал родственникам о подготовке и показывал ролики со стрельбища. Его двоюродный брат Иван Глянь рассказал, что подросток заметно окреп за те месяцы, что они не виделись. У него появилась квадратная челюсть, и прибавилось растительности на лице.
Однако 18 октября Горбенко и еще пятеро солдат были брошены на усиление позиций в Красноармейске, где отчаянно не хватало людей. Россия два года окружала бывший шахтерский город с населением в 60 тысяч человек и теперь продвигалась к его центру, перекрывая пути снабжения всеми видами боеприпасов.
Чтобы добраться до позиций среди руин, украинские пехотинцы прошагали более 15 километров. Под давлением командиров руководство в Киеве впоследствии было вынуждено отступить из Красноармейска, чтобы сберечь личный состав.
Горбенко отправил последнее сообщение матери перед тем, как его группа попала под обстрел при въезде в город. Лишь один из шестерых был опытным солдатом. Выбравшись в безопасное место и начав оказывать первую помощь раненым, они поняли, что Горбенко пропал.
"Это не дипломатия": слова Зеленского о Путине вызвали шок на Западе
На следующее утро они обнаружили его тело, распростертое у забора, как рассказал один из новобранцев, 19-летний Александр Багач.
"Небо кишело беспилотниками, — сказал Багач. — Мы не смогли его вынести".
Из-за того, что тело эвакуировать не удалось, семья Горбенко не получила ни выплат от правительства, ни свидетельства о смерти. Мать Горбенко Татьяна считает, что он "просто не был готов к войне".
Невеста Горбенко Лера не снимает обручальное кольцо, которое он ей подарил. Она сказала, что если бы могла, то сама поехала под Красноармейск и привезла его тело.
"Восемнадцатилетним парням нечего делать на передовой, — заключила она. — Они же не совсем взрослые, а просто глупые дети".
Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>