Составляя список лучших книг 2025 года, я не могла не включить в него роман французского искусствоведа Тома Шлессера «Глаза Моны». В этой книге слилось для меня всё самое важное в литературе и жизни: гуманистический взгляд на жизнь, потребность в глубоком чувствовании людей и событий, остро ощутимое осознание связи поколений, любовь к искусству, понимание важности искусства для людей.
Мне близок философский посыл этой книги настолько, насколько это вообще возможно. На мой взгляд, Шлессер сотворил чудо. Только будучи глубоко наполненным любовью человеком можно написать такое произведение. Уверена, что у автора очень любящие родители, бабушки-дедушки и что он очень тонкий человек.
Ни одну книгу в своей жизни я не читала так, как «Глаза Моны». Бумажной книги у меня не было. Начала читать её в электронном виде. Потом узнала, что очень хороша начитка Вадима Прохорова. Нашла аудиокнигу на ЛитРесе, послушала и была поражена. Так уж сложилось, что я категорически не дружу с аудиокнигами, но только не в этом случае. Правда, в этом случае тоже получилось необычно. Я слушала книгу и одновременно бегала по строчкам глазами. Мне очень важен визуал. Так я лучше воспринимаю и запоминаю текст. Но начитка помогала мне читать размереннее, понимать глубже. Учитывая специфику книги, это важно.
Дедушка водит внучку, которой грозит полная слепота, по парижским музеям. 52 недели, 52 произведения искусства, 52 жизненных урока. Первые два дня я читала примерно по 100 электронных страниц в день (сколько это бумажных, я не знаю, но меньше), потом замедлилась. Такую книгу не получается читать быстро. Я читала глазами, слушала, параллельно детально рассматривала картину на мониторе ноутбука и по завершении каждой главы читала дополнительную информацию об авторе и событиях в других источниках. Каждая картина — урок. Не столько урок живописи, сколько урок жизни. Его надо прожить, переосмыслить. Иначе читать эту книгу бессмысленно.
Роман «Глаза Моны» называют уникальным. С этим трудно не согласиться. Второго такого, документально-художественного, полотна, я не знаю. Читая эту книгу, не только растёшь культурно, а каждую минуту прорабатываешь свои внутренние установки и принципы на предмет отношения к людям и жизни. Если говорить совсем просто — становишься лучше, добрее.
Да, подобное сочетание художественного и документального в книге неожиданно. По объёму художественно-философская часть преобладает над сюжетной (история Моны и её семьи). И, безусловно, эта книга может не понравиться, если, например, ожидать какого-то особенного сюжета. Я далеко не каждый нон-фикшн люблю. А кому-то не понравятся «Глаза Моны», потому что не хватит сюжетной линии. Человек возьмёт их читать как обычный роман, а это, как вы уже поняли, необычная книга.
Хватило ли мне в ней сюжета и интриги? Более чем! Скажу больше — большего количества семейных или школьных сцен, углубления в трагическую историю бабушки или дедушки Моны я бы и не хотела. Автор сказал всё, что хотел сказать. Больше было бы лишним. Я воспринимаю историю Моны как форму для передачи автором определённых идей. Ну, или другими словами, как оправу. «Глаза Моны» — роман идей. Сюжетная часть здесь на втором плане.
Что доставило особенное удовольствие, так это описание картин и рассказ о художниках. Какие картины из описанных больше всего понравились, запомнились? Да в общем все не перечислить. Сандро Боттичелли «Венера и три Грации делают подарки невесте», Леонардо да Винчи «Мона Лиза», Рафаэль Санти «Прекрасная садовница», Тициан «Сельский концерт», Рембрандт «Автопортрет», Ян Вермеер «Астроном», Антонио Каналетто «Дворец дожей», Томас Гейнсборо «Беседа в парке», Маргарита Жерар «Интересная ученица», Джеймс Уистлер «Мать Уистлера» и др.
Последние 8-9 глав с интересом прослушала/прочитала, но некоторые из произведений, в том числе перформансы, вызвали во мне если не отвращение, то неприятие или равнодушие точно. Моя осознанная нелюбовь к современному искусству началась почти 15 лет назад, после посещения Музея современного искусства в Москве. Чувства были такие: посмотреть любопытно, иногда даже смешно, но не более.
Конечно, некоторые картины, о которых пишет в своей книге Тома Шлессер, мне известны. Но даже о «Моне Лизе» я читала с интересом. Некоторые авторы и картины оказались мне не знакомы, интересно было о них узнать. Но дело даже не в этом. Самое главное, чему учит Шлессер, — умение читать картины, искать к ним ключ, видеть детали, интерпретировать посыл автора, думать, извлекать урок. Убеждена, что после этой книги каждый будет воспринимать произведения искусства иначе. И в этом огромная мощь и ценность книги.
А ещё «Глаза Моны» — гениальный пример того, как и на чём надо воспитывать детей. Брать и вести их в музей, рассказывать о людях и исторических событиях, учить видеть прекрасное, анализировать, мечтать, вдохновляться. Это ж чудо — вот так формировать мировоззрение на мировых шедеврах.
Книга маркирована как 18+, что в общем-то понятно. Даже Анри в походах по музеям рассказывал внучке не всё, потому что есть темы, которые не для детей. Так и в этой книге. Главы, посвящённые классике, можно читать и обсуждать с детьми. А о некоторых бунтующих творцах XX века они могут прочитать сами, когда вырастут. Что касается маркировки, то я бы скорее всего понизила её до 16+ (это вполне сознательный возраст, не имеет смысла держать детей «под колбой», лучше о некоторых вещах предупреждать заранее). Полагаю, издательство просто перестраховалось.
Самые сильные моменты в книге. Их несколько. Например, момент, когда Мона читает доклад в классе. Ей кажется, что это провал, что она бездарность по сравнению с дедом; но звучат овации, одноклассники в восторге. Сильный момент, когда Мона узнаёт, что мама прочитала её дневник. Девочка потрясена и возмущена. Да, маму можно понять, но делать этого было категорически нельзя. Моне личное пространство жизненно важно. Дедушку в него она готова впускать, а родителей — нет (тут тоже есть о чём подумать). Дед, как и бабушка, для Моны люди «другого порядка», она ассоциирует их с самой собой.
И очень сильна сцена в финале. Читала и думала: какой же Анри всё же молодец. Настоящий мудрец. Смелый мудрец. Это то, что в родителях Моны не было и чего ей в них не хватало.
Мне в этой книге понравилось всё — язык, стиль, смысл, необычность. Возможно, сложность в оценке книги может возникать потому, что это не просто роман и, имея привычку всё сравнивать, нет той книги, с которой было бы корректно «Глаза Моны» сравнить. Ну нет такой книги. И всё. Поэтому, как мне кажется, роман Тома Шлессера читатели будут принимать полностью или не принимать совсем. Что тоже будет вполне логично. Кто-то не читает книги о рыбалке, автомобилях и охоте, а кто-то — о философии и искусстве. И это нормально.
Читали этот роман?
Приглашаю всех на свой канал на Boosty. Там вас ждут увлекательные совместные чтения, отзывы о книгах, отчёты о путешествиях, мои дневники. Ну и, конечно, присоединяйтесь к моему Телеграму.