Найти в Дзене
Фонд "Ясное дело"

Больной ребенок лежал под одеялами, а сверху его согревал пес

Когда мы зашли в комнату, изо рта шел пар. В заледеневшем бараке под несколькими одеялами лежал больной Ваня, в сверху его согревал своим телом черный Бим - единственный источник тепла. Мама плакала, а ребенок кричал и хватался за мать, не хотел уезжать в больницу, потому что знал - дальше будет детский дом. В своей работе мы сталкиваемся с очень разными семьями, которые по разным причинам оказались на грани разлуки с детьми. Эта история - одна из самых непростых. Семью сложно назвать "нормальной", она в бедственном положении, у мамы и у обоих детей отставание в развитии. НО, все трое любят друг друга, заботятся друг о друге и очень скучают в разлуке. Мы будем честно рассказывать историю этой семьи и постараемся ответить на вопрос, почему ребенку лучше в "ненормальной семье", чем в детском доме.
Елене 46, старшему сыне Гене 11, младшему Ванечка 9 лет. С этой семьей мы познакомились летом 2025-го, после того, как детей однажды уже забирали в детский дом. Формальная причина - отсутств
Оглавление

Когда мы зашли в комнату, изо рта шел пар. В заледеневшем бараке под несколькими одеялами лежал больной Ваня, в сверху его согревал своим телом черный Бим - единственный источник тепла. Мама плакала, а ребенок кричал и хватался за мать, не хотел уезжать в больницу, потому что знал - дальше будет детский дом.

В своей работе мы сталкиваемся с очень разными семьями, которые по разным причинам оказались на грани разлуки с детьми. Эта история - одна из самых непростых. Семью сложно назвать "нормальной", она в бедственном положении, у мамы и у обоих детей отставание в развитии. НО, все трое любят друг друга, заботятся друг о друге и очень скучают в разлуке. Мы будем честно рассказывать историю этой семьи и постараемся ответить на вопрос, почему ребенку лучше в "ненормальной семье", чем в детском доме.

Елене 46, старшему сыне Гене 11, младшему Ванечка 9 лет. С этой семьей мы познакомились летом 2025-го, после того, как детей однажды уже забирали в детский дом. Формальная причина -
отсутствие ремонта в доме.

Домом барак, в котором жила семья, назвать можно с очень большой натяжкой. Он достался Елене от первого мужа, который пропил все, что только мог, пока она была в роддоме. Елена вернулась домой с младенцем на руках и увидела голые стены - муж снял даже батареи.

В этом доме-бараке она осталась жить после развода с мужем, начав жизнь с нуля, без родных, поддержки, вообще одна на руках с малышом. Документов на барак ни у Лены, ни у мужа не было. Оттуда их никто не выгонял, но и идти было совсем некуда. В доме не было туалета, тепла и воды, но было электричество, с которым можно согреться, приготовить еду и помыться.

Вход в барак, в котором жила семья
Вход в барак, в котором жила семья

Барак ветшал, жизнь шла своим чередом, у Лены появился новый супруг и второй ребенок. В первый раз опека забрала детей из-за недочетов в ремонте. Поэтому Лена постаралась исправить все так, как могла. Купила 10 литров краски и покрасила все, что можно было покрасить - полы, потолки, стены, табуретки и тумбочки. Вставила пластиковые окна в долг и повесила шторы. А трещины в стенах - заклеила скотчем. Очень старалась, чтобы детей скорее вернули.

Если треснувшие стены заклеить скотчем и можно, то треснувшую жизнь - нет. Ремонт проблемы семьи никак не решил. Крыша протекла, проводку замкнуло, в бараке ресурсоснабжающая организация отключила свет.

Так дети оказались в детском доме во второй раз. Младший Ваня - через больницу, потому что сильно заболел и не мог поправиться. Заболевшего ребенка в заледеневшем бараке грел своим телом любимый пес Бим, других источников тепла не было. Мы вызвали скорую и отправили ребенка в больницу, откуда его должны были забрать в детский дом. То, чего Ваня так боялся. "Мама, как же я без тебя?" - кричал Ванечка и хватался за мать.

Почему мама оказалась беспомощна перед трудностями, а ситуация стала патовой?


Потому что Елена сама выросла в детском доме, она не знает родителей и не получила нужного опыта жизни в семье. У нее нет навыка решения жизненных трудностей, изучения документов. Если Елене сложно и она не может в чем-то разобраться, а помочь некому, она разворачивается и уходит. Всё равно над ней будут смеяться и издеваться - она привыкла к такому обращению за много лет.

Елена, к примеру, не знала, что существует материнский капитал и его можно использовать для покупки дома. И никто ей этого не объяснил.

Чтобы иметь деньги на жизнь, Лене нужно было идти на работу. На доступную работу нужно проходить медкомиссию, а ее не пройти, потому что... негде помыться. Без документов на дом решить вопрос с подачей электроэнергии невозможно. Света больше нет и не будет, воду, даже если натаскать, не погреть. От Лены пахнет грязным телом и ей за это очень стыдно. Замкнутый круг, выбраться из которого может помочь только поддержка со стороны.
Не наказание в виде разлуки с детьми, ни формальный ремонт из скотча и краски, а именно поддержка - сопроводить сделку по покупке жилья, чтобы не обманули, помочь организовать быт.

-3

Единственное, о чем сейчас мечтает Лена - вернуть детей домой. О том же, о чем мечтают мальчишки.

В следующем материале мы подробно расскажем про детей Лены, как они относятся к маме, дому и окружающему миру.