Озеро слева покрылось льдом от берега до берега. Озеро справа осталось синей гладью с волнами, которые плещутся и смеются над тибетскими холодами. Расстояние между водоёмами – 4 км.
Оба водоёма находятся в одинаковых стартовых условиях Тибетского плоскогорья на 4500-4600 метрах над уровнем моря. Воздух разрежен. Летними прохладными днями температура редко поднимается выше +15 °C. Зимой ощущение морозных -10...-30 °C усиливает свистящий ветер, который продувает котловину между горами.
Природе было бы сложно придумать более достойное обрамление чем то, что окружает пару соседних озёр. На юге – сплошной частокол из заснеженных пиков Гималаев, самых высоких гор на планете. На севере – параллельно им тянется горная цепь Гангдисе, в которой аккурат над озёрами выделяется пирамида Кайласа.
В буро-сером районе озёр берут начало крупные реки Южной Азии. Тонкие ручьи талой воды снегов и ледников скачут по скалам, чтобы в камнях и щебёнке собраться в Брахмапутру и Сатледж.
Местность, реки и соседний Кайлас имеют религиозную и культурную ценность для индуистов и буддистов. Да и сами озёра окутаны флёром мифов, легенд, почитания и трепета.
Водоёмы, тесно прижатые друг к другу, резко отличаются по своей сущности. Это нашло отражение в их восприятии человеком. Левый идентифицируется с Луной и тьмой. Правый – с солнцем.
На берегах сложены пирамидки из камней и развешаны яркие флаги, которые колышутся на ветру и уносят куда нужно молитвы паломников. На окрестных холмах возвышаются древние монастыри – сторожа, свысока наблюдающие за игрой льда и волн.
Правое озеро – Манасаровар, или Мапам-Юмцо
Пресноводный водоём округлой формы без островов.
Озеро выделяется размерами. Синяя гладь раскинулась сплошным блюдцем с окружностью 88 километров и площадью 412 кв. километров. Глубина доходит до 90 метров. Это как мурманское Умбозеро, только в горах на 4600 метрах.
Пресная вода и большой объём – не самые типичные характеристики для водоёма на таких высотах Тибета. Манасаровар заслуженно носит титул одного из самых высоких пресных озёр в Азии. В ясные дни его можно разглядеть с горного перевала Лапча-Ла (5600 метров), соединяющего Непал и Китай в 20 км к юго-восток от водоёма.
Оба озера питаются сезонными водотоками, спадающими в их котловины после дождей, таяния снега и льдов на окружающих горах.
Когда Манасаровар получает ощутимую прибавку и уровень воды поднимается, у него появляется сток – небольшая река Ганга Чху длиной 10 км. Рядом с ней находятся горячие подземные источники.
В последние годы озёра мелеют. Манасаровар всё чаще не достигает нужного уровня воды, чтобы открыть протоку в соседа. И русло Ганга Чху раз за разом простаивает, ведь по каменистому дну струится только нить остывающей воды из родников.
Левое озеро – Ракшастал, или Ланга-Цо
Ныне бессточное, а потому солёное озеро с 4 островами. Когда Ракшастал замерзает, местные жители используют их как место для зимнего выпаса яков.
Водоём имеет более изогнутую форму и изрезанную береговую линию. Площадь зависима от осадков, в среднем – 250 кв. километров. Глубина тоже меньше, чем у соседа.
Есть гипотеза, что раньше из северо-западной точки Ракшастала вытекал ручей, который входил в бассейн верхнего течения Сатледжа, важного притока Инда. После тектонического поднятия исток сместился на 17 км, и теперь находится на южных склонах Кайласа.
Сегодня у озера нет стока. После испарения в чаше водоёма остаются минеральные вещества, поэтому его вода становится солёной. Тибетцы называют озеро "тёмным", приписывают ему ядовитость и относятся к Ракшасталу с опаской.
Почему же озеро-луна покрылось льдом, когда соседнее озеро-солнце ещё стоит с открытой водой?
На скорость замерзания водоёмов влияет много факторов. В случае с Манасароваром и Ракшасталом главным критерием становится размер. Чем больше объём воды – тем дольше она сохраняет тепло. Если бы водоёмы были одинакового размера, то всё оказалось бы по-другому: первым бы покрылся льдом пресный Манасаровар, потому что солёная вода замерзает при более низкой температуре.