Найти в Дзене

Как это было. Указ Ельцина «О свободе торговли»

29 января 1992 года Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли». Если коротко, то этот документ разрешал торговать где угодно, кому угодно и чем угодно. Так выполнение ельцинского указа «О свободе торговли» выглядело на практике
Что, антисанитария? А, неважно. Мясо и колбаска с трихинами, сальмонеллой и всякой всячиной где угодно, хоть посреди грязной лужи? Да ради бога! Угощайтесь краковской! Рекомендована ведущими собаководами самим проф. Ф.Ф. Преображенским! Перепродавать то, что только что куплено в ближайшем магазине? Это уж само собой разумеется.
В СССР такое вообще-то осуждалось, считалось «спекуляцией». 1956. Юлий Ганф (1898—1973). «Филиал универмага». Карикатура на перекупщика, который торгует из-под полы
Но теперь все прежние запреты отпали!
Ведь главное — свобода! Некоторые «романтики рынка» (такие уникумы до сих пор изредка встречаются) и сейчас с ностальгией вспоминают тот короткий период, как «нормальный капитализм», именно тот, о котором они так долго и страстно

29 января 1992 года Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли». Если коротко, то этот документ разрешал торговать где угодно, кому угодно и чем угодно.

Так выполнение ельцинского указа «О свободе торговли» выглядело на практике

Что, антисанитария? А, неважно.

-2

Мясо и колбаска с трихинами, сальмонеллой и всякой всячиной где угодно, хоть посреди грязной лужи? Да ради бога!

-3

Угощайтесь краковской! Рекомендована ведущими собаководами самим проф. Ф.Ф. Преображенским!

-4

Перепродавать то, что только что куплено в ближайшем магазине? Это уж само собой разумеется.

В СССР такое вообще-то осуждалось, считалось «спекуляцией».

-5

1956. Юлий Ганф (1898—1973). «Филиал универмага». Карикатура на перекупщика, который торгует из-под полы

Но теперь все прежние запреты отпали!

Ведь главное — свобода! Некоторые «романтики рынка» (такие уникумы до сих пор изредка встречаются) и сейчас с ностальгией вспоминают тот короткий период, как «нормальный капитализм», именно тот, о котором они так долго и страстно мечтали в советское время.

Сам автор этой политики Егор Гайдар описывал эффект этого указа: «Проезжая через Лубянскую площадь, увидел что-то вроде длинной очереди, вытянувшейся вдоль магазина «Детский мир». Все предыдущие дни здесь было довольно безлюдно. «Очередь, — привычно решил я. — Видимо, какой-то товар выкинули». Каково же было моё изумление, когда узнал, что это вовсе не покупатели! Зажав в руках несколько пачек сигарет или пару банок консервов, шерстяные носки и варежки, бутылку водки или детскую кофточку, прикрепив булавочкой к своей одежде вырезанный из газеты Указ о свободе торговли, люди предлагали всяческий мелкий товар… Если у меня и были сомнения — выжил ли после семидесяти лет коммунизма дух предпринимательства в российском народе, то с этого дня они исчезли».

Но весь фокус заключался в том, что и «свобода» от ельцинского указа была сугубо мимолётная. Почти мгновенно за совершенно свободных мелких торговцев принялись рэкетиры. Типичные рисунки начала «святых девяностых»:

Виктор Луговкин (1950 г.р.). «— Сейчас начнётся фильм ужасов!»
Виктор Луговкин (1950 г.р.). «— Сейчас начнётся фильм ужасов!»
Валерий Чмырёв (1944 г.р.) «— А помнишь, как скромно мы начинали в годы застоя?». Журнал «Перец» (Киев)
Валерий Чмырёв (1944 г.р.) «— А помнишь, как скромно мы начинали в годы застоя?». Журнал «Перец» (Киев)

В конечном итоге оказалось, что действие ельцинского указа точнее и дальновиднее всего описал вот этот советский рисунок ещё 1977 года:

Лев Самойлов (1918—1988). Из серии «Капитализм без маски». 1977
Лев Самойлов (1918—1988). Из серии «Капитализм без маски». 1977

Занятно, что пасти у хищных рыб открываются и защёлкиваются на манер тогдашних кошельков.
Рисунок Льва Самойлова был в 1977 году выпущен в виде отдельного плаката и сопровождался такими стихами:
Нечем обществу гордиться,
Где закон жестокий есть:
Сильный слабого стремится
С потрохами съесть.


Вот что следовало бы внимательно изучать будущим участникам свободного рынка святых девяностых. Ведь именно им предстояло в эти годы быть скушанными расцветавшим свободным рэкетом или, по меньшей мере, быть обчищенными им до нитки. Чтобы единицы из сотен и тысяч смогли подняться вверх...

И самая-самая мелкая рыбёшка из той, которая изображена на плакате, мечтала в 1992-м о какой-то «рыночной свободе» для себя! O, sancta simplicitas!..

Как выяснилось, «всё, что в СССР нам врали о капитализме, оказалось чистой правдой». Но скажите, разве кто-то мог в 1992-м предвидеть такой пердимонокль?.. :)