Пролетая по трассе М11 по мосту через Волхов и не догадываешься, что внизу, совсем рядом с автомагистралью расположен заросший парк с вековыми липами и вязами. Это всё, что осталось от усадьбы Онег, где провёл раннее детство композитор Сергей Рахманинов. Имением тогда владел дед композитора по материнской линии, Пётр Бутаков, а позже усадьба отошла родителям Рахманинова.
Добраться до усадьбы "Онег" просто: от трассы М-10 в печально известном месте Мясной бор будет поворот на деревню Захарьино, в центре которой стоит указатель "Усадьба Онег - 7 км". Ведёт до усадьбы грунтовка довольно сомнительного качества, проезжаемая, впрочем, на любом автомобиле.
Ещё совсем недавно место усадьбы выглядело просто как заросший лес и дорога туда была доступна только трактористам. В сети наткнулась на рассказ, как почитатели Сергея Рахманинова сначала пытались пробиться эти семь километров на внедорожнике, потом половину пути шли пешком, а придя на место, не смогли найти ничего, что напоминало бы о том, что здесь родился и жил всемирно известный композитор. Было это в 2010 году.
От усадьбы ничего не осталось в 1941 году. Уже в самом начале войны немцы заняли эту территорию. На месте бывшей усадьбы они открыли школу для летчиков люфтваффе. Советское командование узнало об этом и приняло решение разбомбить всю усадьбу, что и было успешно реализовано, вместе с ныне не существующим посёлком "Красный Ударник". От старого дома остались только камни фундамента.
В послевоенные годы Онег неоднократно пытались восстанавливать, однако безрезультатно. Только в 2016 году, во время строительства магистрали М-11 дело сдвинулось с мёртвой точки: через 70 лет после окончания войны было произведено разминирование территории парка, проведены археологические работы. Работники лесного хозяйства тогда успели расчистить примерно половину парка.
В настоящее время расчистка территории и поддержание порядка осуществляется инициативной группой неравнодушных товарищей в рамках проекта «Рахманиновские вечера в усадьбе Онег». К слову, рахманиновские вечера тут тоже проходят.
На территории усадьбы в начале июня было видимо-невидимо цветов земляники. Листья и цветы очень крупные, что даёт основание предположить, что это, скорее всего, и не земляника, а выродившаяся из садовой в лесную клубника.
Неравнодушными товарищами восстановлена аллея от дороги к фундаменту дома, сделана импровизированная сцена и «амфитеатр», расчищена поляна вокруг огромного вяза. Старое дерево стоит над скромной стелой с надписью о том, что здесь 20 марта 1873 года родился великий композитор Сергей Рахманинов.
Да, долгое время считалось, что знаменитый композитор родился именно в усадьбе Онег Старорусского уезда Новгородской губернии, принадлежавшей деду по материнской линии. А совсем недавно выяснилось, что на свет Сергей Рахманинов появился в усадьбе Семеново того же уезда, принадлежащей отцу композитора. Неподалеку от нее, в сельской церкви Космы и Димиана, младенца крестили. Это подтверждено метрическими книгами.
Но зато в Онег маленький Серёжа провёл детство. Жил он здесь до восьмилетнего возраста. Усадьба тогда была немаленькой, кроме дома тут были хозяйственные помещения, скотный двор, дом управляющего, купальня на берегу Волхова.
Имелись парк, пруды, фруктовые сады, были высажены аллеи, которые сохранились до сих пор.
Господский дом был скромен, выкрашен охрой и выглядел небогато. Внутри располагались парадная, жилая и служебная части. Между ними проходил коридор. В парадной было три комнаты, выход из зала вел в холодные сени и далее на улицу. Двери парадной анфилады находились ближе к окнам. Дом обогревался угловыми печами, из-за которых пространство выглядело замкнуто. Кухня, как и другие хозяйственные помещения, были вынесены за пределы дома или располагались в погребном этаже с хорошими каменными стенами, которые служили опорой здания.
В последние годы то и дело возникают идеи о возрождении усадьбы. Например, правнучка Сергея Рахманинова, ныне гражданка США Наталья Волконская-Ванемейкер и её сын Сергей, названный в честь своего великого предка, приезжали в Великий Новгород, посещали Онег и высказывали пожелание восстановить Онег, попросив выделить землю на месте усадьбы. Но вроде как по законам РФ иностранцы не могут быть собственниками земли, не получилось. Существуют и другие проекты по восстановлению усадьбы Онег.
Но пока дело дошло только до расчистки территории и отсыпке грунтовой дороги до усадьбы.
И это, в общем-то неплохо. Ведь до расположенной ниже по течению Волхова Званке, где когда-то была одна из богатейших усадеб своего времени, принадлежавшая Гавриилу Романовичу Державину, до сих пор даже дорог нет и добраться до неё тот ещё квест. Мы, например, шли до Званки семь километров на лыжах по Волхову.
Да и от роскошной усадьбы Аракчеева Грузино, которая тоже находилась на берегу Волхова, после Великой Отечественной войны не осталось камня на камне. По Волхову проходил фронт...
Хочется пожелать этим бывшим усадьбам на Волхове, если не возрождения, то хотя бы не полного забвения.