Вчера в телеграмм-канале «Московский кэш» появилась новость:
В Подмосковье выставили на торги усадьбу Быково — бывший туберкулезный санаторий № 5.
На территории 15 построек общей площадью почти 6 000 м². Начальная цена — почти ₽132 млн.
Новость моментально разошлась по лентам с формулировкой: «перспективный актив на фоне роста внутреннего туризма и популярности санаторно-курортного отдыха».
Знаете, и все это звучит логично. Но есть нюанс.
Я была в Быкове дважды, летом 2020 года и летом 2024 года. В последнее посещение я гуляла по парку, заглядывала в отверстия забора, чтобы лучше рассмотреть элементы архитектуры, фотографировала остатки былой роскоши. И потому воспринимаю эту новость не как сухую инвестиционную сделку, а как очень личный и тревожный поворот судьбы одного из самых красивых усадебных ансамблей Подмосковья.
Для кого-то усадьба Быково — это просто «красивая заброшка с готической церковью». А для меня — почти три столетия истории, смена больших фамилий, архитектурных вкусов и даже эпох государства.
История усадьбы — XVII-XVIII века
Село Быково впервые достоверно упоминается в 1614 году, а уже в 1619-м здесь существовал храм. Более ранняя датировка — 1339 год, связанная с духовной грамотой Дмитрия Донского, сегодня считается недостоверной и в научной среде не принимается.
Формирование усадьбы в привычном нам виде начинается в петровскую эпоху. В 1704 году здесь уже стоял первый каменный храм, а само дворцовое село Петр I пожаловал воеводе Иллариону Гавриловичу Воронцову. Именно при нем появляется первая усадьба, а к 1720-м годам складывается в единый ансамбль с храмом.
От этой ранней барочной усадьбы до наших дней почти ничего не сохранилось, но ее планировка читается даже сейчас: регулярный парк с лучевой структурой, круглый пруд и ось, связывавшая дворец с церковью в единый ансамбль.
Настоящий расцвет усадьбы связан с именем Михаила Михайловича Измайлова — камергера и одного из ключевых администраторов екатерининской эпохи. В 1762 году, по воле Петра III, Быково перешло к Измайлову.
В 1768 году Михаила Михайловича перевели на службу в Москву в образованную Экспедицию Кремлевского строения, которую он возглавил. Почти одновременно в Москву приехал архитектор Василий Иванович Баженов, назначенный главным архитектором Экспедиции Кремлевского строения.
Как бы сейчас сказали, Измайлов воспользовался служебным положением и связями для личных целей. Именно в этот период — во второй половине 1760-х годов — формируется дворцово-парковый ансамбль Быкова, и большинство исследователей считают Баженова наиболее вероятным автором проекта усадьбы.
ВАЖНО: распространенное мнение о строительстве главного усадебного дома в Быково в 1780-х годах сегодня считается ошибочным. Межевой план 1767 года (дошел до нас в копии 1843 года и хранится в Российском государственном архиве древних актов - РГАДА) ясно показывает, что ансамбль уже существовал именно тогда. Кстати, и памятная доска, которая висит на усадьбе, отражает некорректную информацию.
Дворец был поставлен на возвышенности, фасады ориентированы строго по сторонам света, а сам дом с флигелями напоминал замок на платформе.
Архитектура дворца уникальна — он сочетает в себе элементы классического стиля с готическими мотивами. Фасад здания украшен изящными башенками и резным декором, что придает ему сказочный вид.
Парк при этом стал одним из первых пейзажных парков в России, где регулярность сочеталась с «естественной» свободой форм.
Важную роль в облике парка занимали пруды, водные сооружения, и малые архитектурные формы. Практически все пруды были объединены между собой каналами, на берегу одного из которых находился павильон Эрмитаж, построенный примерно в 1775 году. Эрмитажем в усадьбах XVIII - XIX века назвали отдельно стоящий, в удаленной части парка небольшой дворец, павильон или загородный дом, предназначенный для отдыха, обедов и приемов друзей ближнего круга. Название переводится с французского как «уединенное место». К сожалению, до наших дней Эрмитаж не сохранился.
Но на острове круглого пруда чудом уцелела ротонда «Павильон трех философов», к которому вел деревянный мост. Свое название беседка получила по числу скульптурных профилей философов в медальонах на внутренних сторонах пилонов, которые сейчас, к сожалению, пустые.
Еще на территории усадьбы были оранжереи, грот, кухонный флигель, ледник и швейцарская ферма. Многие из построек не дошли до наших дней. Но дошло до нас здание великолепной церкви, построенной в 1782-1788-х годах при участии Матвея Казакова. Владимирская церковь в неоготическом стиле — единственная в России овальной формы. Функционирует исключительно за счет средств прихожан. Эту церковь я посещала в 2020 году, и по хорошему счету, ей надо уделить должное внимание и написать отдельную статью об этом.
История усадьбы — XIX век
После смерти Измайлова в 1800 году усадьба перешла к Воронцовым-Дашковым, но долгое время новые хозяева не уделяли усадьбе внимания. Ситуация усугубилась событиями 1812 года: в Быкове шесть недель стояли французские войска Иохима Мюрата.
Он командовал резервной кавалерией Великой армии Наполеона — тремя корпусами, насчитывавшими в начале кампании свыше 30 000 всадников. Село было разорено, а крестьяне прятались в лесах.
Новый этап начинается в 1840–1850-х годах, когда усадьбой занялся Иван Илларионович Воронцов-Дашков, близкий ко двору Николая I.
Реконструкцию поручили швейцарскому архитектору Бернхарду Симону.
Именно он придает дворцу тот облик, который мы узнаем сегодня:
— винтовая парадная лестница
— часовая башня с комнатой для астрономических наблюдений
— портик с кариатидами на южном фасаде
— въездную группу парадный вход
На декоративной стенке южного и северного фасадов архитектор расположил изображение герба Воронцовых-Дашковых с девизом — SEMPER IMMOTA FIDES (Всегда непоколебимая верность). Архитектура Быкова этого времени — редкий для Подмосковья пример немецкого неоренессанса, связанного с модой эпохи и династическими связями России и Пруссии. Проект настолько высоко оценивают, что в 1853 году Симон получает звание академика архитектуры Императорской Академии художеств.
В 1874 году усадьбу покупает семья Ильиных. Новый владелец, Николай Иванович Ильин, инженер-железнодорожник и крупный акционер Московско-Казанской железной дороги.
Он начинает новую главу усадьбы:
— часть земель отдает под дачи
— усадебные постройки электрифицируются
— по проекту Гущина строится колокольня храма
Быково живет, адаптируется и зарабатывает.
История усадьбы — XX век
После революции 1918 года усадьбу национализируют. Дальше — типичная и трагичная судьба: мебель, произведения искусства, ценности — утрачены,
детская колония, спецшкола НКВД, затем туберкулезный санаторий Минздрава СССР.
Большая часть интерьеров, оранжереи, павильон Эрмитаж и парковые сооружения, как я писала ранее, были утрачены именно в этот период.
В 1960 году усадьба получает статус памятника республиканского значения, но полноценное восстановление так и не было завершено.
Усадьба сегодня
В 2015 года в Быкова по инициативе аспирантки РГУС Марии Мариной возникло движение «Усадьба Быково — Проект возрождения». Волонтеры проводят субботники, ухаживают за парком, организуют лекции, концерты, мастер-классы, возвращают усадьбу в публичное поле. В 2019 году усадьба перешла в федеральную собственность и управление АУИПИК (Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры). Во дворце впервые за долгие годы прошли концерты и лекции.
И вот 2026 год — усадьба выставлена на торги. Формально — это шанс: на инвестиции, на реставрацию, на туристический кластер. Но вот будет ли у этого места хозяин — или только собственник?
***
Друзья, спасибо, что дочитали до конца. С Вами была я — Ольга. А я продолжаю свой путь — Куда глаза глядят.
Складываю статью в подборку: