Среди граффити на монетах IX века из Тимерёва обнаружены древнейшие парные знаки, которые, возможно, являются символами правителей Русского каганата, государства, которое предшествовало призванию Рюрика и образованию Руси. Изучение таких рисунков раскрывает нам неизвестные по летописи страницы древнейшей русской истории.
Что означали и как появились эти рисунки?
Рюриковичи и их конкуренты в IX-X веках
Мы привыкли, что в Древней Руси была одна династия, члены которой последовательно сменяли друг друга, укрепляя автократическую власть, фиксируемую письменными источниками уже по итогам правления Владимира Святого (980-1015 годы). Но уже наличие в начале X века "случайного" князя Олега говорит о том, что Рюриковичи были не единственными, кто княжил в русских землях.
На рубеже IX-X веков упоминается "цари" трёх групп русов. В договоре князя Олега с Византией 911 года говорится о "светлых князьях" руси, а в соглашении Игоря 944 года даже называются имена "княжья": племянники великого князя Игорь и Якун, родственник Улеб, жёны князей Ольга, Предслава и Сфанда, а также, вероятно, их дети и другие родственники.
Все эти ветви Рюриковичей и родов, из которых они выбирали супруг, бесследно исчезли из русской истории. Летопись упоминает лишь нескольких князей: киевские князья Аскольд и Дир (последняя треть IX века), древлянский князь Мал (945 год), варяжские - Рогволод Полоцкий и Тур Туровский (978-980 годы). Задолго до Рюрика в славянских землях упоминаются князь Кий, чей род княжил у полян, а также братья-патриархи радимичей и вятичей - Радим и Вятко.
Уже этого количества упоминаний и имён достаточно, чтобы реконструировать наличие нескольких княжеских династий на Руси IX-X века. А практика использования русами геральдических знаков в конце IX и X веках позволяет надеяться на то, что мы сможем обнаружить археологические доказательства деятельности этих конкурентов правящей ветви.
В чём система русских геральдических знаков?
Парные знаки князей
Изучая геральдические рисунки на монетах, подвесках и других вещах, мы обнаружили, что помимо княжеского герба-двузубца в X веке существовали геральдические знаки Олега (стяг), Ольги (сокол с крестом) и их окружения (знамёна, дуга, ладьи, стрела, рог, ключ, мечи, молот-меч, молот-молния). Чаще всего эти знаки изображаются парами, сочетаются друг с другом или с княжеским знаком.
Парные княжеские знаки появляются при Святославе в 962-969 годах и становятся привычными при его детях и внуках. При этом, Ярослав Мудрый в период своего ростовского княжения около 1010 года использовал пару идентичных знаков, формально являющихся знаком его отца, а по факту - его модификацией.
Так вот, мы обнаружили, что на одной из золочёных монет из Тимерёва в X веке была нанесена пара княжеских знаков в виде сдвоенных серпов, которые не являются знаками Рюриковичей. Также из Тимерёва происходит шахматная фигурка X века с руноподобным знаком, который сравнивают со знаками на золочёном дирхеме. Ещё один руноподобный знак в виде профиля "молоточка Тора" изображён на череповецкой геральдической подвеске местного вассала князя Владимира и Ярополка.
Вероятно, культура геральдических знаков, в том числе спаренных, развивалась в X веке в Ростовской земле параллельно с системой знаков Рюриковичей и окружения Олега и Ольги. Руноподобный знак из музея Череповца грубо перечёркивает символ стяга воеводы князя Владимира, что само по себе говорит о жёсткой конкуренции в правящем классе Руси, в том числе и на геральдическом поле.
Рюриковичи были не единственными русскими правителями, кто практиковал систему геральдических знаков, общую для всей руси.
Большой тимерёвский клад, на монетах которого также есть граффити, хорош тем, что содержит дирхемы VIII-IX веков и зарыт в землю в конце 860-х - начале 870-х годов, то есть во времена легендарного Рюрика, так что знаки на монеты клада могли быть нанесены до легендарного призвания варягов.
Скандинавская плетёнка или арабский автограф?
В 1973 году у с. Большое Тимерёво (Ярославское Поволжье) был найден клад из 2763 целых серебряных куфических монет, младшая из которых чеканена в 865 году. Ранее мы считали, что клад связан с вокняжением летописного Рюрика и наведением им своих порядков, но теперь мы пришли к выводу, что тимерёвские клады были зарыты одновременно в результате восстания против варягов в 870-х годах, в котором участвовало и племя ростовской мери.
На дирхеме династии Умаййадов 714 года выпуска параллельно строчкам легенды монеты на двух сторонах прочерчены в технике незамкнутой ломанной линии очень маленькие и почти идентичные рисунки. Обычно эти граффити изображают вертикально и чаще всего относят к "скандинавской плетёнке".
Скандинавские переселенцы иногда рисовали какие-то замысловатые переплетения на монетах и вещах, которые находят на территории Руси и Скандинавии. Чаще всего понять, что означают эти рисунки, невозможно. Но есть примеры, когда из "плетения" формируются фигуры, например, валькирии или дракона.
Дубов с коллегами сравнил тимерёвские рисунки с плетёными элементами на рунических камнях. Мы, например, можем сравнить их с изображением морских волн, которые изображаются попарно под ладьями.
Но к чему на монете изображать с двух сторон волны или другие бессмысленные но одинаковые рисунки? И кто сказал, что граффити скандинавское?
Примерно так рассудил, видимо, и Вячеслав Кулешов, решив недавно рассмотреть их в горизонтальном положении и прочитать с помощью арабской письменности. Он пришёл к выводу, что знаки на самом деле являются арабским именем Йахйа (يحيى,.)
Учитывая, что на монетах есть и другие арабские надписи (например с именем Аллаха), и то, что сами скандинавы в IX веке писали имена на монетах (Убби, Захарис), можно предположить, что двойная надпись имени Яхьи также возможна. Тем более, что мы уже знаем о двойной надписи начала XI века имени Георгия на монете конца X века, которая, вероятно, происходит из Ростовских земель, где правил Ярослав Мудрый (Георгий).
Но последнее обстоятельство заставляет сомневаться в том, что "плетёнка" это арабская надпись. Мы не знаем других парных арабских надписей, а вот русские пары знаков и надписей X-XI веков нам уже хорошо известны. И тут надо признать, что либо русич писал по-арабски, то есть был мусульманином с именем Яхья уже в IX веке, либо эти значки - не надписи, а простые рисунки.
Не совсем, конечно, простые.
Распутываем нить "плетёнки"
Плетёнка была бы бессмысленной, если бы автор не повторил её дважды.
Даже в повторении имени на монете нет особого смысла, если вы не Ярослав Мудрый, который решил измудриться и написать своё имя и имя святого Георгия в качестве своего сюзерена в укор отцу-сюзерену Владимиру. Записи пар имён в формуле патрон-вассал мы встречаем в договоре Игоря с Византией 944 года. Эта же схема записи имён засвидетельствована у волжских русов Ибн-Фадланом уже в 922 году: имя "царя русов" и имя его волжского вассала.
То есть написать дважды имя Яхьи было бы невозможно в логике пары имён русов "патрон-сюзерен", так как в исламе не было святых покровителей, а вот нарисовать две идентичные геральдических "плетёнки" в этой логике вполне возможно.
Так делали князья Святослав, Владимир и Ярослав, но в итоге идентичные парные княжеские знаки у них подразумевали графическое различие. Парные княжеские знаки Рюриковичей, стандарт изображения которых сложился уже при Владимире, всегда отличаются друг от друга.
При этом, пара знаков на золочёном дирхеме из Тимерёва использует ту же логику схожести и различия, но относится к более раннему периоду, чем правление в ростовских землях Рюриковичей, то есть может отражать более раннюю традицию.
И, действительно, на тонкой прорисовке Кулешова граффити с "именем Яхьи" не идентичны, что само по себе ставит под сомнение данную интерпретацию. Более того, "надписи" имеют в обоих случаях нижнюю дугу, которая необъяснима с точки зрения эпиграфики, но хорошо вписывается в технику контурных рисунков с помощью незамкнутой кривой. Так нарисована дуга Вальхалы на монете со знаменем 950-х годов, молот Тора - на монете из Йорка, а также молоточки Тора на череповецкой подвеске.
Скорее всего, перед нами контурные изображения сдвоенных склонившихся ветвей в двух вариантах, на одном из которых ветви завершаются условными "побегами".
Могут ли ветви быть геральдическими символами?
Ветви власти
Изложив факты, подключим генератор творческого бреда, о котором пишут наши комментаторы (не ИИ, оригинальная отечественная советская разработка).
Наша плетёнка имеет скандинавский контекст, однако это не руническая надпись, а символический рисунок, которым помечена принадлежность монеты, что в свою очередь не имеет скандинавских примеров.
Мы предполагаем, что граффити на монетах с геральдическими знаками или именами маркируют долю в добыче, в дани или монеты для иных платежей, в которых участвовал русский князь или его представители, носители знаков. И, так как скандинавские дружинники попадали на Руси в славяноязычную и финоязычную среду, то для окружающих скандинавские руны не имели никакого значения. Для них был смысл использовать для маркировки собственности или дистрибуции власти отдельные знаки или рисунки, как это делали, например, кочевники, используя тамги.
Нам известна схожая контурная "ветка" из Волжской Булгарии, а также знаки-пальметты со строительных блоков донского Маяцкого городища IX-X веков, что указывает на общую символическую культуру или возможные источники вдохновения, которые находятся не только в Скандинавии, но и на востоке от Руси.
Мы знаем, что появление на международной арене русского кагана в 830-х годах совпало с началом размещения на монетах тамги хазарского кагана в виде "лапки" или "веточки" с боковым отростком. И мы предположили, что и русский каган в конкуренции с хазарским коллегой мог перенять моду на хазарские тамги ещё до Рюрика с его хазарско-булгарским двузубцем.
И, так как мы связываем тимерёвский клад с восстанием мери, после которого около 877 года появляются варяги отца Игоря (летописного Рюрика), то можно смело утверждать, что ветвистые символы на монете клада 865 года из Тимерёва современны последнему кагану русов, упоминаемому в переписке как "каган норманнов" в 871 году.
То есть, исходя из установленных нами логических границ, бытование русского геральдического символа в виде ветвей можно датировать 838-865 годами.
Почему в качестве знака выбраны ветви?
Руны ветвей и русский восточный сад
Хазарская "лапка" с "отростком" могла восприниматься русами как растительный побег (у птичьих лапок побеги не образуются), поэтому собственный креатив они облекли в форму ветвей.
Кроме того, скандинавский контекст подсказывал, что хазарская тамга - это руна (у скандинавов - "альгиз"), а её размещение на монетах, приходящих в русские земли, было не просто пропагандой власти хазар, но и магией. А у скандинавов были особые "руны ветвей" (limrunar), которые использовались для магии.
Limrúnar skaltu kunna
ef þú vilt læknir vera
ok kunna sár að sjá;
áberkiskalþærrísta
ok ábaðmi viðar,
þeim er lúta austr limar.
Руны-ветви знать надлежит,
если целителем быть ты желаешь
и раны врачевать уметь;
на коре вырежь их
и на древесных стволах,
чьи ветви к востоку склоняются.
По поводу использования рун на монетах для "врачевания" говорить невозможно, но вот ветви, склоняющиеся на восток, указанные в поэтической "Эдде" - это как раз наш вариант, отражённый в символах из Тимерёва.
О том, что ранние русы знали магию ветвей, говорит еловый стержень из Старой Ладоги, на котором рунами вырезано древнейшее поэтическое произведение в землях Руси, относящееся к рубежу VIII-IX веков, то есть ко времени становления Русского каганата. В ладожских стихах, опять-таки, не говорится о врачевании, но описывается смерть "владыки", а сами стихи являются формой магии.
Так что, можно предположить, что в русском изводе магии "рун ветвей" они выступали и как пожелание продолжения рода умершего. Так, идея защиты потомков умершими конунгами заложена в "Перечне Инглингов" IX века и в русской летописи Ярослава Мудрого. В этом плане изображение ветвей в качестве родового знака русских "владык" было логичным, а выбор восточных ветвей указывало на владык Восточного пути.
Вспомним датскую интерпретацию XI века названия Руси как Острогарда через образ "восточного сада". Адам Бременский писал о Руси:
"Даны-варвары называют Русь Острогардом, потому что она расположена на востоке и, словно орошаемый сад, изобилует всеми благами".
Видимо, часть этого названия - "гард" - понималось скандинавами не как "град", а как "сад/огород". А мы, как и Елена Мельникова, уже реконструировали обозначение словом Гард поселения скандинавов IX века на Рюриковом городище, на месте "града Словенеска" (VII-VIII веков). Так что вполне возможно, что ветвистые знаки обозначали не просто род правителей Восточного пути, а правителей Гарда (Рюрикова городища).
На основе "Географа Баварского" IX века и Новгородской первой летописи мы реконструировали и территорию владений Гарда - это земли "(нов)городстих людей": словен, кривичей, мери и других севернорусских народов. Так что нахождение в Тимерёве, на территории мери, знаков владык из Словенска вполне логично для IX века.
Что мы знаем о владельцах знаков?
Рус и его сын
Перед нами два знака, один из которых имеет весьма условные "побеги", но именно они говорят о его вторичности к знаку без побегов. То есть у нас есть знаки условных "отца" и "сына" из одной династии, имевшей каганские амбиции и правившей между 838 и 865 годами. Знак "сына" мы могли бы связать с "царём славян" и "каганом норманнов", правившим в 854-871 годах и организовавшим поход на Константинополь 860 года.
Но владелец знака без побегов, если использовать систему патрон-вассал, был действующим сюзереном "сына", так что либо рисунки были сделаны до 854 года, либо знак "отца" принадлежит "царю славян", а знак "сына" - его вассалу в Поволжье, который при падении каганата в 870-х годах мог остаться самостоятельным "царём", не подчинившимся отцу Игоря (летописному Рюрику) и участвовавшему в летописной "войне всех против всех".
Чтобы разрешить вопрос с атрибуцией одного из знаков "царю славян" 854-871 годов, нужно вернуться к датировке появления самого знака - не ранее 830-х годов. Таким образом, два поколения правителей может уложиться в 30 лет, что вполне нормально для ранней монархии. По этим соображениям дату нанесения рисунков на дирхем можно отнести ко времени до 854 года, когда ещё был жив "отец" династии.
О Русе и его сыне рассказывается в восточных легендах о ранней русской истории. Это эпизод с дарением меча младенцу, который передан уже ибн Русте в начале X века. Это также эпизод с учреждением кровной мести, когда Рус приказал раненному сыну идти и отомстить обидчику.
Последний рассказ как раз может быть связан с нашими знаками, означающими правление "сына" при главенстве "отца". Мы увидим на Руси X века, что наследник великого князя назначается ещё в детстве на княжение во второй по значению город. Игорь в детстве правил в Ладоге и Киеве, Святослав и Владимир - в Новгороде. Вполне может быть, что "сын" правил в Поволжье, где и возник конфликт, приведший к его обиде и ранению.
Именно по этой причине монета со знаками русского кагана из Хольмгарда и его сына "двигалась" не на запад, а на восток - в противоположном направлении потоку серебра. Двигалась не монета - в Поволжье переехал сын Руса.
Славянское дерево власти
Сохранились ли традиции ветвистой геральдики на Руси?
Мы теперь понимаем, что ряд деяний "царя славян" 854-871 годов приписали в летописи Рюрику (призвание на княжение словенами, постройка нового города) и Олегу с Аскольдом и Диром (поход 860 года на Царьград). Олегу также приписали и "прозвание" руси, в греческой хронике X века он назван Росом, от которого росы получили своё название.
Масштаб деятельности "царя славян", которому, по нашей версии, принадлежит один из ветвистых знаков, был весьма впечатляющим. Он опирался на славянское язычество, поэтому ветви в магическом смысле получали связь со священным деревом Перуна - дубом.
Почитание дуба было распространено у вагров, в Поморье, в Пруссии, на территории Беларуси, на Днепре, в Крыму и на Северном Кавказе, то есть на всём торговом пути из варяг в греки. Уже в IX веке, при взятии Амастриды, русы приносили жертвы по славянскому обычаю. В том числе в X веке описаны и жертвы русов дубу на днепровском острове Хортица.
Дуб часто связывается у славян с царской и королевской властью. На его ветвях растут золотые листья и жёлуди. Дубы часто имеют собственные имена, например, дуб святого Вацлава у чехов, посаженный княгиней Людмилой (начало X века), или священный дуб Александр в Крыму, уничтоженный св. Кириллом в 861 году.
В Радзивилловской летописи есть миниатюра, на которой, как считают, в юмористических целях изображён обнажённый персонаж с щитом и веткой дуба с жёлудем, но без листьев. Некоторые интерпретаторы считают, что на миниатюре изображён Перун (что объясняет его обнажённость и леворукость), который должен был даровать князьям дубовую ветвь как символ власти, но вместо неё дарует кому-то из них голую ветку с фаллическим символом, означающим, что некий князь ничего не получил при разделе владений, описываемого миниатюрой.
Если согласиться с такой сложной интерпретацией, то можно реконструировать дубовую ветвь как символ власти князя на Руси.
Ветвление геральдических знаков затронет и Рюриковичей. Первым знаком с побегом был двузубец неизвестной атрибуции из Пскова времён княгини Ольги. Затем ветви будут характерны именно для владимиро-суздальской части Рюриковичей, что может восходить к местной геральдической традиции Артании, появившейся в результате распада Русского каганата. В Ростово-Суздальской земле дуб также считался священным деревом, использовался в погребальном обряде местных финнов и в XI веке был связан с русскими волхвами.
Так, благодаря открытию на монетах надписей "Георгий-Георгий" и реконструкции пары имён "Яхья-Яхья", имеющих поволжское происхождение, мы распутали давно известную "плетёнку" и свили историю Русского каганата периода его расцвета. Дальнейшее изучение геральдических знаков IX века позволит доказать или опровергнуть нашу версию о первом русском княжеском гербе, а также уточнить, когда правили владельцы "ветвистых" знаков, известных по легендам о Русе и его сыне.
Возможно, это слишком смелые выводы из нескольких чёрточек на одной монете, но проявление в ней системы парных знаков говорит о том, что Рюриковичи придумали эту систему не на пустом месте, как и само Русское государство континентального масштаба, возникшее стараниями предшествующей им как минимум в двух поколениях династии.
Ps
В работе с первым гербом важно понимать, что знак "отца" в виде веток нельзя объяснить через славянскую традицию и мифологию, но можно озвучить через скандинавское austr limar ("восточные ветви") и связать с обрядом жертвоприношения Одину, которой описан в арабской анонимной записке IX века о Русском каганате.
Рисунок первого герба очень схематичен, но точно, что на ветвях нет листьев, которые появятся на гербе "сына". В славянской и русской традиции сухое дерево со склонёнными ветвями выступает символом смерти князя. Так, Владимир Мономах сравнивает вдову князя с горлицей на "сухом дереве", а в "Слове о полку Игореве" дерево склоняется ветвями к земле, горюя по брату Владимира Мономаха - князб Ростиславу:
Плачется мати Ростиславля
по уноши князи Ростиславѣ.
Уныша цвѣты жалобою,
и древо с тугою
къ земли прѣклонилося.
Мы же предполагаем, что нанесение парных знаков на монеты, печати и подвески, дистрибутирует власть действующего князя. Так что Руси и его сын в период нанесения ветвистых знаков на монету из Тимерёва здравствовали и правили как пара "сюзерен и вассал".
#история России #Русь #русы #геральдика #тамги #арабы #хазары #славянское язычество #скандинавское язычество #руны
Оставайтесь на канале. Читайте про раннюю русскую геральдику.