Найти в Дзене

Научный полк. Валентин Александрович Степанов

С июля 1941 года мне пришлось быть на Ленинградском фронте. Полчища фашистов рвались к городу. Наши войска, ведя тяжелые оборонительные бои, были вынуждены отступать под натиском превосходящих сил противника. Фашисты давили техникой: на наши позиции обрушивалась лавина снарядов и мин; после артобстрела бомбили самолеты, количество которых иногда было трудно сосчитать; а потом «утюжили» танки, за которыми шли автоматчики. В это время в наших руках основным оружием были винтовки, гранаты и бутылки с горючей смесью. Артиллерии не хватало; лишь изредка в небе появлялись «МИГи»; танков вообще не было видно. Военная промышленность переводилась в восточные районы страны. Однако и тем оружием, которое имелось, помноженным на массовый героизм, советские солдаты наносили огромный урон противнику. Особенно боялись немцы «черных дьяволов» – так они называли матросов из бригад морской пехоты, в одной из которых был и я. Нередко матросы шли в атаки с песней о Катюше. И в большинстве случаев немцы н

С июля 1941 года мне пришлось быть на Ленинградском фронте. Полчища фашистов рвались к городу. Наши войска, ведя тяжелые оборонительные бои, были вынуждены отступать под натиском превосходящих сил противника. Фашисты давили техникой: на наши позиции обрушивалась лавина снарядов и мин; после артобстрела бомбили самолеты, количество которых иногда было трудно сосчитать; а потом «утюжили» танки, за которыми шли автоматчики.

В это время в наших руках основным оружием были винтовки, гранаты и бутылки с горючей смесью. Артиллерии не хватало; лишь изредка в небе появлялись «МИГи»; танков вообще не было видно. Военная промышленность переводилась в восточные районы страны. Однако и тем оружием, которое имелось, помноженным на массовый героизм, советские солдаты наносили огромный урон противнику. Особенно боялись немцы «черных дьяволов» – так они называли матросов из бригад морской пехоты, в одной из которых был и я. Нередко матросы шли в атаки с песней о Катюше. И в большинстве случаев немцы не выдерживали. А уж если до фашистов доносилось мощное матросское: «Полундра!», они обращались в бегство.

Осенью 1942 года я был на левом фланге Сталинградского фронта. Здесь мы ощутили плоды героического труда работников артиллерийской и авиационной промышленности. Новые артиллерийские орудия, большое количество минометов различных калибров и штурмовики «ИЛ-2» были хорошей поддержкой в наступлении. Однако в воздухе еще преобладала немецкая авиация. Пикирующие бомбардировщики «Юнкерс-87» армадами висели над нашими частями и часто задерживали их наступление, действуя почти безнаказанно.

Летом 1943 года наступил коренной перелом в соотношении военно-технической мощи. В воздухе господствовала советская авиация. Мы стояли на реке Миус под Таганрогом. Над линией фронта шли ожесточенные воздушные бои, в которых наши лётчики отлично расправлялись с немецкими самолетами. Теперь только над нашим участком фронта ежедневно проходили десятки советских бомбардировщиков, направляясь на бомбежку объектов в тылу противника. А по вечерам для немцев устраивались «концерты», в которых участвовала артиллерия от полковой до Резерва Главного командования, а также знаменитые «Катюши».

Огневая мощь наших частей по сравнению с начальным периодом войны возросла во много раз. В июле 1943 года советские войска прорвали сильно укрепленный Миус-фронт и без остановок погнали врага на Запад. Успех этого наступления, как и других, был боевой заслугой и тружеников тыла. Единство фронта и тыла, направлявшееся Коммунистической партией на одну цель, явилось одним из решающих условий нашей победы в Великой Отечественной войне.

«Полет», февраль 1968 года

#НаучныйПолк2026 #НаучныйПолк #НаучныйПолкСамарскийУниверситет