Найти в Дзене
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Александр Щеголев, полярный десантник: «В высоких широтах без коллектива не выжить»

Александр Николаевич Щеголев – сотрудник ООО «Передовые технологии и сервис», компании, которая занимается авиационной доставкой грузов в экстремальных условиях. Специалист по парашютному десантированию грузов в труднодоступные районы планеты. Инженер воздушно-десантной службы, ветеран боевых действий. По гражданскому образованию – теплофизик. Занимался десантированием грузов в Арктике и Антарктике. Участвовал в гуманитарных миссиях ООН по авиационной доставке грузов в Африку, Азию и на Ближний Восток. Совершил более 12 тысяч прыжков с парашютом, в том числе на Северном и на Южном полюсах. Детство и юность Александра Николаевича прошли на Кольском полуострове в небольшом посёлке Мурманской области, поэтому арктический климат ему был близок с детства. В 16 лет он совершил свой первый прыжок с парашютом, а потом проходил срочную службу в воздушно-десантных войсках. Это и определило всю его дальнейшую жизнь. После армии Александр окончил Ленинградский политехнический институт, получил спе
Оглавление

Полгода – работа в Арктике, полгода – в Антарктике, а в перерывах по всему миру

А.Н. Щеголев
А.Н. Щеголев
Александр Николаевич Щеголев – сотрудник ООО «Передовые технологии и сервис», компании, которая занимается авиационной доставкой грузов в экстремальных условиях. Специалист по парашютному десантированию грузов в труднодоступные районы планеты. Инженер воздушно-десантной службы, ветеран боевых действий. По гражданскому образованию – теплофизик. Занимался десантированием грузов в Арктике и Антарктике. Участвовал в гуманитарных миссиях ООН по авиационной доставке грузов в Африку, Азию и на Ближний Восток. Совершил более 12 тысяч прыжков с парашютом, в том числе на Северном и на Южном полюсах.

Работа в небе

Детство и юность Александра Николаевича прошли на Кольском полуострове в небольшом посёлке Мурманской области, поэтому арктический климат ему был близок с детства. В 16 лет он совершил свой первый прыжок с парашютом, а потом проходил срочную службу в воздушно-десантных войсках. Это и определило всю его дальнейшую жизнь. После армии Александр окончил Ленинградский политехнический институт, получил специальность теплофизика, но всё равно вернулся в небо.

«Ещё в советские времена была такая организация, называлась “ЭКСПАРК” – экспедиция парашютная арктическая. Я и по службе, и до службы занимался парашютными делами, поэтому попал в «ЭКСПАРК» и дальше всё так и пошло. “ЭКСПАРК”, потом в Чернобыле работали, потом в Арктике, в Антарктике».

Десантирование грузов – это сложный технологический процесс. Люди, которые этим занимаются, должны быть специалистами сразу в нескольких областях.

«Я и инженер, и парашютист, и механик, и инструктор. То есть, занимался техникой, десантированием и парашютными прыжками. Это работа большого объема, которая требует знаний одновременно и парашютной техники, и колесной, и гусеничной – любой. То есть, на все руки мастер. А куда деваться – в армии этому и учили».

В Арктике десантники доставляли грузы на островные научные базы и на дрейфующие станции «Северный полюс». Помогали учёным, которые изучали Северный Ледовитый океан.

А.Н. Щеголев
А.Н. Щеголев

«Был институт Севморгеология. Мы много с ними работали, в высокоширотные экспедиции возили учёных, гидрографов, океанологов. Там были военные и гражданские специалисты. В то время мы доказывали, что Арктический шельф – наш. Работали на хребтах Ломоносова, Менделеева – по тем районам. Очень интересная была работа, познавательная даже в общеобразовательном смысле. Там было огромное количество очень умных серьезных людей. Бестолковые там не задерживаются, поэтому было у кого поучиться».

Воздушные грузоперевозки

Авиационная доставка грузов в труднодоступные районы – очень востребованная услуга, и с годами объёмы работы десантников только увеличиваются.

«Наша компания за 20 предыдущих лет, только в этом тысячелетии, уже больше миллиона тонн десантировала. Всего за 20 лет».

Помимо полярных регионов, десантники выполняют работы и в других частях света. Часто участвуют в международных проектах.

Сброс груза в Судане
Сброс груза в Судане

«Это гуманитарная помощь в труднодоступных районах. Это Африка, Азия, Ближний Восток. Программы ООН, наши государственные программы. Работы много, хватает на всех. Арктика, Антарктика – это, естественно, приоритетные, так сказать, исторические районы, которые всегда тянули к себе молодёжь и активных людей».

Десантники не просто сбрасывают контейнеры с самолёта. Зачастую им приходится самим прыгать следом, чтобы оценить поведение грузовых парашютных систем и результаты десантирования в целом.

«Мы прыгали в районе Северного полюса, в районе Южного полюса. Район Южного полюса вообще был долгое время запретным. Потому что, это технологически сложный вопрос, ответственный. Поэтому, когда первый прыжок там сделали – это был в моей жизни самый длинный прыжок. Три минуты лететь, потом три недели оттуда выбираться своим ходом».

Александр Николаевич принимал участие в жизненно важном проекте Российской Антарктической экспедиции по доставке топлива на антарктическую станцию Восток в 2005 году. Тогда, по стечению обстоятельств, сломались все вездеходы, на которых доставляли грузы на станцию. Было принято решение использовать авиацию антарктического логистического центра ALCI, который возглавлял Алексей Турчин.

Топливо для антарктической станции Восток
Топливо для антарктической станции Восток

«Возникла проблема – доставка топлива на станцию Восток. Необходимо было доставить топливо, чтобы станция продолжила существование еще один сезон. Топливо не завезли, поэтому привлекли нас, как имеющих опыт данных операций, именно в высоких широтах, именно с подобного рода техникой. У нас компания занимается разработкой и эксплуатацией своей техники. Поэтому нас пригласили».

Со своей задачей десантники справились отлично.

«Было очень много мнений, что это невозможно сделать, но получилось “на ура” – доставка 100%, всё в сохранности. Все были счастливы и довольны».

С тех пор десантирование грузов на антарктические станции и топливные базы началось на постоянной основе. Нередко это было единственным доступным способом доставки. А в других случаях доставка по воздуху оказывалось дешевле, чем по суше, ведь караван из вездеходов за время пути иногда тратил топлива больше, чем мог привезти для нужд полярников. Как правило, такие десантные работы выполняются только днём. Благо, полярные дни длятся по нескольку месяцев.

«Полгода в Арктике идет работа, потом там наступает полярная ночь, начинается полярный день в Антарктике. Такие вот переходы циклические. Полгода работаем в Арктике, полгода в Антарктике, а в перерывах работаем по всему миру».

Российские технологии

Кроме традиционного десантирования, российские специалисты используют и беспарашютную доставку грузов. Это наша отечественная технология, которую зарубежные коллеги повторить пока не могут. Её секрет в специальной упаковке груза и в точном расчёте его вертикальной и горизонтальной скоростей, при уравнивании которых повреждения груза становятся минимальными.

-5

«Возможность доставки груза без применения парашютов на малых высотах – это разработка Валерия Ильича Сметанникова, нашего генерального конструктора. Груз уходит за борт самолета без парашюта и достигает земли. В момент уравнения всех режимов у него скорость приземления получает такая, что груз сохраняется. Где-то порядка 97-98% сохранности груза».

К каждой доставке груза у десантников индивидуальный подход. Всё зависит от его характера, массы и объема. При проведении расчётов учитываются абсолютно все параметры, которые могут повлиять на десантирование. Это помогает обеспечить сохранность грузов на 98%. Но такой процент боя допустим даже при обычной разгрузке автомобиля.

Испытания грузовых систем
Испытания грузовых систем

«На каждый вид груза это всё рассчитывается. Есть специально обученные люди, которые занимаются этими расчётами – прочностная нагрузка на систему, условия приземления, температура, влажность. Там куча параметров, каждый рассчитается по-новому. Никогда ничего не делается просто так. Температурный режим может быть и минус 50, и плюс 50 – это температура разная, это должно просчитываться каждый раз по- новому».

Уникальные специалисты

Александр Николаевич давно перестал считать количество своих прыжков, потому что их у него порядка 12-13 тысяч. В общей сложности на его счету более 10-ти экспедиций в Антарктиду и порядка 25-ти в Арктику. Особенно заполнилось ему участие в обеспечении дрейфа шхуны «Тара». Эта международная экспедиция была вдохновлена дрейфом «Фрама», шхуны Фритьофа Нансена и решила повторить её маршрут.

«Нужно было им доставить топливо и технику на вмёрзший макет судна. Мы их обеспечивали топливом и техникой».

25 апреля 2007 года в район нахождения шхуны Тара [86° С.Ш. 110° В.Д. – прим. редакции] было доставлено более 18 тонн топлива и четыре платформы с грузом более 6 с половиной тонн, включая трактор, снегоход, палатки, снаряжение и продукты питания. Зарубежные организации часто привлекают к подобной доставке грузов российских десантников. Дело в том, что в других странах просто нет людей, обладающих достаточными знаниями и опытом.

Шхуна «Тара» во время дрейфа во льдах
Шхуна «Тара» во время дрейфа во льдах

«У нас опыт практической работы гораздо больше. И технологии у нас более развиты. Уровень подготовки персонала выше. В общем, это все упирается в то, что у нас огромная практика. Есть кому учить, есть кого учить. Поэтому, безусловно, уровень российской десантной работы на голову выше. Конкуренция не ощущается».

Да и в нашей стране полярных десантников, которые могут заниматься авиационной доставкой грузов в высокие широты, не так уж и много. Это довольно закрытое сообщество, где знания передаются, в том числе, от отца к сыну. В компании «Передовые технологии и сервис», в которой работает Александр Щеголев, числится всего 30 человек.

«Сейчас даже пошли династии. Уже даже внуки работают. Дед начинал, потом отец. И сейчас уже внуки работают».

Но попасть в это сообщество можно и со стороны. Главное – иметь базовую начальную подготовку и желание работать в экстремальных условиях – всему остальному научат на месте.

«У нас готовят парашютистов в единственном учебном военном заведении – в Рязанском десантном училище. Но они готовят чисто военных парашютистов. У них всё по расписанию, всё по полочкам разложено. Шаг влево, шаг право – нельзя. А у нас здесь уже подход творческий. Нужно проявить инженерную подготовку и чисто десантную подготовку. Понимать, как и что происходит, почему те или иные решения принимаются. И, безусловно, есть руководящий состав, есть свой генеральный конструктор. Но они учитывают мнения инструкторов и инженеров. Обрабатывают их запросы, принимают решения и воплощают в жизнь. В армии это сделать, честно говоря, сложно».

Сброс груза
Сброс груза

А вообще попасть в высокие широты довольно просто. Можно обратиться в одну из организаций, которая занимается полярными экспедициями. В Арктический и антарктический институт или любую другую. По словам Александра Щеголева, рецепт становления полярником довольно прост.

«Рецепт – здоровья побольше. Есть побольше каши с молоком. Потому что расход энергии большой. Холодно, приходится работать не всегда головой. Очень много надо работать руками. Поэтому тут надо быть готовым ко всему».

Ну и кроме здоровья, нужно обладать навыками коммуникации с другими людьми, потому что работа в высоких широтах – это, в первую очередь, коллективная работа.

«В первую очередь, должна быть способность у человека жить в коллективе. Если в городе ты восемь часов отработал и вернулся домой, в свою норку забился, то в экспедиции такого не получится, там ты постоянно с коллективом. Поэтому нужно понимать, что ты живешь в коллективе и не можешь быть обособленным. Если ты на льдине, то куда ты уйдешь? В торосы к медведям? Тут нужно умение жить в коллективе. В нормальном мужском коллективе редко у кого возникают проблемы. Это правило обыкновенного общежития – что ты не сам по себе, а член коллектива. А без коллектива уже не выжить в данных условиях. Все вместе, все друг за друга».

Видеоверсия истории

01:20 – об увлечении небом
02:50 – о работе в Арктике
03:45 – об авиационной доставке грузов
05:20 – о доставке топлива на станцию Восток
07:20 – об уникальных российских технологиях десантирования грузов
09:00 – о российских парашютистах
12:00 – о том, как попасть в высокие широты

Благодарим за помощь в организации съёмок Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, г. Санкт- Петербург

***

Максим Упиров, специально для GoArctic