Найти в Дзене
Время и Цивилизация

Почему Россия должна быть самодержавной

Многими самодержавие воспринимается, как устаревшая форма правления, хотя форма правления в принципе устаревшей быть не может. Для других самодержавие это разновидность европейского абсолютизма, которая неприемлема в наше время. Эпоху, когда люди решили, что они поголовно умнее паровоза и стали думать, что могут управлять государством лучше избранного президента страны. Как говорил Булгаков устами Воланда, обращаясь к отрезанной голове Берлиоза, лежащей на серебряном блюде: "Ваша теория и солидна и остроумна!". Однако солидная и остроумная теория в романе закончила тем, что стала чашей из которой отпила Маргарита. Дабы такой теорией не стать, надо относиться с уважением к тому, что было до нас, а с этим у XXI века большие проблемы. Начал читать книгу Эммануэля Тодда "Поражение Запада", вышедшую на русском языке летом 2025 года, и не могу не отметить ряд моментов, которые западный человек неспособен понять. Даже будучи настолько образованным, как Эммануэль Тодд. Говоря о самодержавии

Многими самодержавие воспринимается, как устаревшая форма правления, хотя форма правления в принципе устаревшей быть не может. Для других самодержавие это разновидность европейского абсолютизма, которая неприемлема в наше время. Эпоху, когда люди решили, что они поголовно умнее паровоза и стали думать, что могут управлять государством лучше избранного президента страны.

Как говорил Булгаков устами Воланда, обращаясь к отрезанной голове Берлиоза, лежащей на серебряном блюде: "Ваша теория и солидна и остроумна!". Однако солидная и остроумная теория в романе закончила тем, что стала чашей из которой отпила Маргарита. Дабы такой теорией не стать, надо относиться с уважением к тому, что было до нас, а с этим у XXI века большие проблемы.

Начал читать книгу Эммануэля Тодда "Поражение Запада", вышедшую на русском языке летом 2025 года, и не могу не отметить ряд моментов, которые западный человек неспособен понять. Даже будучи настолько образованным, как Эммануэль Тодд. Говоря о самодержавии и ограничении свободы слова в России западный человек ссылается на нашу историю и необходимость поддерживать безопасность. Это, конечно, верно, но дело далеко не в этом. Точнее, не только в одном этом.

Уже давно мне в голову пришла идея, пример, показывающий разницу между Россией и Европой. Описать его только не было подходящего случая, а вот прочитанные вчера строки как раз и стали тем триггером, который я искал. Далее цитата из книги:

Со своей стороны я склонен определять ее (Россию - прим.автор) как авторитарную демократию, придавая каждому из этих двух терминов - "авторитарный" и "демократия", - равный вес. Демократия потому, что, хотя выборы немного сфальсифицированы, опросы общественного мнения - и это никем не оспаривается - показывают нам, что поддержка режима неизменна как во время войны, так и в мирное время. Авторитарный, потому что, вероятно, режим в вопросе уважения прав меньшинств не соответствует критериям , присущим либеральной демократии. Всем думать в унисон, очевидно, характеризует режим, что влечет за собой ограничение свободы СМИ и различных групп гражданского общества. Эммануэль Тодд "Поражение Запада" стр 41. Издательство АСТ 2025 год.

Итак, сперва прокомментирую эту его фразу. Простим автору его слова о режиме, все-таки писал западный человек, хотя и предсказавший распад СССР еще в 70-е годы. Однако нас волнуют его слова об авторитаризме и ограничении свободы СМИ, знаете, почему они все об этом говорят? Потому, что не могут понять масштаб России. Заодно и потому, что не могут избавить свое сердце от ересиархов, но сперва, о масштабе. Тут-то нам и нужно то сравнение, которое у меня не было повода описать.

Россия - это большая дворянская усадьба, где проживает русская нация. А русская нация - это нация-аристократ, и как истинный аристократ русский человек постоянно работает над своим благосостоянием. Но, наша русская усадьба - это большой дом о тысячах комнат и огромном участке земли. В каждой комнате надо постоянно убираться, надо следить за участком, периодически надо отгонять дикого зверя, забредшего не в ту дверь. В конце концов, надо просто стеречь свои границы. А для этого нужны люди, причем постоянно выполняющие одну и ту же работу. Когда у вас десять тысяч комнат в доме, то вытирая пыль в 9999-й комнате, у вас первая вами обработанная, уже десять раз пылью снова покрылась! То же самое касается влажной уборки, мытья полов, мелкого и не очень ремонта.

Никогда такая структура не сможет управляться либеральной демократией! Потому, что, если допустить, что у девочки депрессия и она сегодня не готова брать швабру, то завтра ей же придется работать в разы больше, чтобы домыть то, с чем она не справилась сегодня. Как и парню, если он не отремонтирует вовремя трубу, то ему придется перелопатить на следующий день уже половину дома. Ограничение права голоса и свободы слова? Да, безусловно! Но если обсуждать вопрос, надо ли убирать в той или иной комнате, великое русское дворянское поместье, придет в упадок! Именно поэтому Россия была, есть и будет монархией, самодержавной монархией! Не из страсти, а из необходимости! Ибо нет худа без добра, а, когда у вас добра столько же, сколько у русской нации, то тут приходится уже поддерживать иерархию и дисциплину!

Тогда, что Европа? А Европа это многоквартирный дом на окраине русских владений. Да, дом красивый, но это все же МКД. Там есть квартиры-студии по имени Люксембург и Лихтенштейн. Есть однушки а-ля Венгрия и Польша. Есть пятикомнатные Германии, но все они управляются Управляющей компанией. Жильцам нужно лишь время от времени приводить скоромные квартиры в порядок. А, что делать с оставшимся временем? Только думать. Вот и получается, что Европа развила университетскую культуру, создала и придумала множество теорий, но так и осталась без понимания базовых, простых в мире вещей. Потому, что все остальное за нее делала Управляющая компания Европы.

Россия себе такого позволить не может, точнее, может отдать отдельные вопросы на аутсорс, но далеко не все, и не полностью. Ибо за своим домом надо следить самим, с учетом времен года и обстоятельств. МКД может управляться либеральной демократией, где даже у мелочи есть свобода слова, но Россия так не может. В этом наша сила, но тут же присутствует и иллюзия диктатуры. На которую особенно падки молодые люди, которым вот-вот предстоит брать в руки тот или иной инструмент.