Найти в Дзене
Вологодская область

Северная чернь как бренд Вологодчины

В многовековой истории художественной обработки металла в России искусство черни по серебру занимает одно из ведущих мест. Со времен Киевской Руси черневое серебро стало изюминкой русского ювелирного искусства. Уникальный народный художественный промысел чернения по серебру зародился в Великом Устюге более трех столетий назад. Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году. В XVIII веке черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. Местные мастера освоили ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия. Благодаря их таланту «Северная чернь» обрела свое уникальное место в черневом искусстве, оказав влияние на многие центры русского ювелирного производства черневых изделий. В 1744 году в Москву был вызван великоустюгский мастер Михаил Климшин «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества». История сохранила имена лучших великоустюгских мастеров ч
Оглавление

В многовековой истории художественной обработки металла в России искусство черни по серебру занимает одно из ведущих мест. Со времен Киевской Руси черневое серебро стало изюминкой русского ювелирного искусства.

Великоустюгская чернь. Фото из архива завода «Северная чернь»
Великоустюгская чернь. Фото из архива завода «Северная чернь»

История промысла на Вологодчине

Уникальный народный художественный промысел чернения по серебру зародился в Великом Устюге более трех столетий назад. Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году.

Великоустюгская чернь. Фото из архива завода «Северная чернь»
Великоустюгская чернь. Фото из архива завода «Северная чернь»

В XVIII веке черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. Местные мастера освоили ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия.

Благодаря их таланту «Северная чернь» обрела свое уникальное место в черневом искусстве, оказав влияние на многие центры русского ювелирного производства черневых изделий. В 1744 году в Москву был вызван великоустюгский мастер Михаил Климшин «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества».

История сохранила имена лучших великоустюгских мастеров черневого дела того периода Жилиных, Бушковских, Островских, Минаева, Залесова, Мошнина, братьев Климшиных, Пестовского. Их изделия отличались богатым и насыщенным рисунком без мелкой детализации.

Великоустюгская чернь. Фото из архива завода «Северная чернь»
Великоустюгская чернь. Фото из архива завода «Северная чернь»

Мастера северной черни

К концу ХVIII — началу ХIХ века декоративность, богатство отделки и умелое сочетание различных техник обработки металла уступили место сухому графическому рисунку. К середине ХIХ века последним крупным мастером черневого дела упоминается только Михаил Кошков. Его работы отличаются традиционной для лучших изделий «северной черни» тонкостью рисунка, мягкостью и глубиной тона.

Изделия Михаила Ивановича были хорошо известны при царском дворе. Он очень гордился «вечной» прочностью устюжской черни и при всяком удобном случае доказывал ее стойкость на наковальне. Рассказывают, что он демонстрировал ее прочность перед одним из великих князей, приезжавших в Великий Устюг. Принес серебряную пластину, на которой был изображен черневой рисунок и стал молотом ударять по этой пластине. Половину ее расплющил так, что она удвоилась, и чернь не попортилась нисколько, а вместе с пластиной раздалась во все стороны равномерно, и от пластины ни малейшая частичка черни не отпала.

Он долгое время хранил секрет состава черни и никому его не передавал. В 1885 году после восьмилетнего обучения своего внука Михаила Чиркова старый мастер передал секрет черни ему.

Возрождение «северной черни» в XX веке связано с именем Михаила Павловича Чиркова. Его творчество явилось связующим звеном между прошлым и современным искусством черни. Чирков был не только опытным мастером составления черни, но он много работал как художник.

М.П. Чирков. Фото из архива завода «Северная чернь»
М.П. Чирков. Фото из архива завода «Северная чернь»

Его любимой темой были архитектурные памятники своего города. На линейках, браслетах, ножах для разрезания бумаги Чирков воспроизводил панораму набережной Великого Устюга со стороны Дымковской слободы. Изображения храмов он выполнял с большой достоверностью, тщательно прорабатывал детали, создавал сочную светотеневую гравировку. Силуэты построек то вырисовывались на светлом фоне серебра, то наоборот фон покрывался густым черневым цветом, а памятники архитектуры оставались светлыми. Изображения заключались в орнаментальные рамки, что придавало всей композиции нарядную декоративность.

Иностранные купцы приезжали в Великий Устюг и предлагали за большие деньги выкупить секрет чернения. Мастер был патриотом и принял историческое для промысла решение: передать секрет состава и технологию в руки советского государства, так как его сыновья отказались перенимать ремесло отца.

На своих изделиях он упоминал имя прославленного деда. «Преемникъ Кошкова М. Ч.» — такое клеймо можно прочесть на браслете его работы. На узкой гладкой полоске серебра передана панорама Великого Устюга: строения городской набережной исполнены миниатюрным контурным рисунком.

Работа Михаила Чиркова с клеймом об упоминании деда.
Работа Михаила Чиркова с клеймом об упоминании деда.

Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. В 1929 году в Великом Устюге создается кооперативная промысловая производственная артель под названием «Экспортная мастерская «Северная чернь», которая в 1933 году преобразуется в крепкую артель «Северная чернь» под руководством Чиркова. В артели тогда числились 13 человек.

Личный состав тогдашней артели сформировался из местной женской молодежи. Чирков очень доброжелательно отнесся к привлечению в черневое искусство девушек. Он считал, что с ними работать спокойнее, у них больше прилежания и старания.

Первым мастером черневых дел, получившим это звание в 1935 году, была 20-летняя
Мария Угловская, полностью усвоившая все приемы гравировки и чернения, которым обучил ее Михаил Чирков.

Мария Алексеевна Угловская.
Мария Алексеевна Угловская.

Самым важным из процессов черневого производства стало составление черни. Благодаря огромному желанию молодого мастера уже через два месяца обучения Мария Угловская смогла дать первую удачную плавку.

В 1942 году Мария Угловская была избрана председателем правления артели «Северная чернь». Она показала себя не только хорошим мастером, но и способным руководителем и организатором. Она пользовалась авторитетом среди артельщиков. При ней артель переехала в прекрасное большое здание, ею были созданы хорошие производственные условия, артель значительно выросла, увеличила выпуск продукции и расширила ассортимент. Некоторые процессы работы были при ней механизированы.

Нанесение черни.
Нанесение черни.

Поворотным моментом развития северной черни в XX веке стал приход в промысел в 1936 году Евстафия Павловича Шильниковского, выпускника Петербургской академии художеств. Художественным руководителем артели он был 30 лет, за это время резко изменил стиль и тематику северной черни.

Евстафий Шильниковский. Взято с сайта juvelinet.ru
Евстафий Шильниковский. Взято с сайта juvelinet.ru

Он начал работать над сюжетами литературных произведений. Нарядные подносы, стопки, столовые приборы, украшенные миниатюрами, выполненными Шильниковским, завоевали всемирное признание. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А.С. Пушкина артель «Северная чернь» удостоена Большой Золотой медали.

Фото из архива завода «Северная чернь»
Фото из архива завода «Северная чернь»

Созданные им серии художественных рисунков на произведения Пушкина, Крылова, к сказке Ершова «Конек-Горбунок», иллюстрации к 800-летию Москвы и покорению космоса вошли в сокровищницу лучших изделий «Северной черни». Выразительность черневого рисунка, пластика вещей, разнообразие пропорций, возможность массового серийного выпуска — основная линия развития, что была характерна для северной черни в 1960-1970 годы.

Винный набор с рисунками на тему басен И.А. Крылова. Автор Е. П. Шильниковский. 1954. Серебро, чернь, гравировка, позолота
Винный набор с рисунками на тему басен И.А. Крылова. Автор Е. П. Шильниковский. 1954. Серебро, чернь, гравировка, позолота

Узорами «северной черни» Шильниковский вписал свое имя в историю Великого Устюга. Его талант художника принес промыслу и городу мировое признание. Евстафий Павлович утвердил значение и определил ведущую роль художника в современном народном промысле. Безымянные и коллективные произведения завоевали право называться авторскими.

В 2017 году на улице Набережной в Великом Устюге мастеру установлен бронзовый памятник.

Объемы производства росли, в 1960 году артель преобразовали в фабрику, получившую в 1973 году статус завода.

Цех фабрики. Фото из архива завода «Северная чернь»
Цех фабрики. Фото из архива завода «Северная чернь»

Ярким талантливым художником можно назвать заслуженного художника РСФСР Елизавету Федоровну Тропину. На формирование ее индивидуального творчества оказал большое внимание Евстафий Шильниковский. Она возглавила коллектив художников фабрики, преобразованной в 1973 году в завод «Северная чернь».

Елизавета Федоровна Тропина. Взято с сайта russianjeweller.ru
Елизавета Федоровна Тропина. Взято с сайта russianjeweller.ru

С самого начала своей трудовой деятельности она стремилась найти свое решение черневого рисунка, добивалась его общей декоративности, как наиболее характерной особенности устюгской черни XVII века. Елизаветой Федоровной создано более 1000 моделей изделий из серебра с черневым рисунком. Авторские работы Елизаветы Федоровны Тропиной, представленные на многочисленных выставках в России и за рубежом, находящиеся в коллекциях ведущих музеев страны, приумножают славу нашего древнего и великого города.

Чарочка. Автор Е.Ф. Тропина. Великий Устюг, 1971 год.
Чарочка. Автор Е.Ф. Тропина. Великий Устюг, 1971 год.

Кроме нее, старшего художника, в творческую группу входили Александр Чернов, Владимир Шорохов, Людмила Каретина. Александр Чернов и Владимир Шорохов много работали над разработкой серийной массовой продукции, они внесли рационализм и практичность в формы изделий, в их черневых узорах преобладала графичность, ясность построения композиций, математическая выверенность.

Людмила Мефодиевна Бобылева продолжила развивать традиции старых мастеров. Ее чарки, стопки, ковши украшены растительно-цветочными композициями черневого орнамента с отливами глубокого бархатистого цвета. Она любила оживлять растительный узор введением в него изображений насекомых, птиц и декоративных стилизованных зверей.

Сувенирное яйцо. Автор Л.М. Бобылева. 2009 год.
Сувенирное яйцо. Автор Л.М. Бобылева. 2009 год.

Спокойная уравновешенность присуща работам Людмилы Меньшиковой. Ее композиции лаконичны, детально проработаны, всегда подчеркивают достоинство формы предмета.

Технология

Северная чернь — это уникальная, своеобразная гравюра на металле. Технология нанесения гравированного рисунка на серебряное изделие сложна и требует от мастера хорошего знания химии, тонкого художественного вкуса и твердой руки. От качества черни зависит красота и прочность декоративного узора.

Серьги. Фото из архива завода «Северная чернь»
Серьги. Фото из архива завода «Северная чернь»

Технология чернения состоит в том, что черный сплав, состоящий из традиционных компонентов на основе серебра, вплавляют в углубления основного металла (в частности, серебра), чтобы украсить изделие путем достижения в рисунке цветового контраста. Соотношение количества каждого компонента было тайной старых мастеров, владеющих ремеслом. Изделия северной черни всегда отличались красивой ювелирной формой, развитой черневой сюжетной гравюрой и высоким качеством соединения черневого сплава с серебряной основой.

Промысел предусматривал изготовление предмета от начала и до конца одним мастером, поэтому процесс был трудоемким, а цены чрезвычайно высокими. За более чем 300-летнюю историю промысла технологии не поменялись. И сегодня современные мастера изготавливают каждое изделие вручную с соблюдением в технологии основных приемов старинных мастеров.

Фото из архива завода «Северная чернь»
Фото из архива завода «Северная чернь»

Старые мастера много внимания уделяли производству предметов церковного ритуала: основными потребителями серебряных изделий были церкви и монастыри. В конце XVIII века на черневых изделиях появляются виды Великого Устюга, Вологды, Архангельска, а также изображения животных. Наиболее излюбленный и устойчивый сюжет рисунков устюжских черневых изделий — изображение красивейшей панорамы Великого Устюга со стороны реки Сухоны, а также улиц и архитектурных памятников города.

В настоящее время Великий Устюг остается единственным центром древнерусского искусства чернения по серебру.

Завод «Северная чернь» — это уникальное предприятие народного художественного промысла, сохраняющее и преумножающее 300-летние традиции и славу великоустюгского искусства чернения по серебру.

Главное достоинство великоустюгских изделий — прочность соединения черни с серебром и красивый глубокий тон черневого сплава. Сохраняя традиции древнего промысла, творческий коллектив завода развивает уникальное направление современного ювелирного искусства.

Взято с сайта cultinfo.ru
Взято с сайта cultinfo.ru

C 2014 года на территории ЗАО «Северная чернь» работает демонстрационный зал, посетители которого знакомятся с историей знаменитого промысла, особенностями технологического процесса создания изделий из серебра с чернью. Только для гостей демонстрационного зала мастером гравером демонстрируется процесс ручной гравировки серебряных изделий. В музейной экспозиции представлены как уникальные исторические изделия, в том числе легендарный столовый набор, созданный по мотивам сказок Пушкина, так и удивительные по красоте серебряные произведения современного ювелирного искусства.

Организуются индивидуальные экскурсии в производственные цеха предприятия, где можно понаблюдать за процессом создания серебряного изделия: путь от пластины серебра до готового изделия.