Найти в Дзене

Снег, еловый лес, волки и другие звери. Фотографии животных - поездка в Беларусь. (часть 2)

Утренний бор вздыхал хвойной влагой после сильной метели. Запах лесного снега чем-то напоминает аромат морского бриза, но имеет свои уникальные оттенки: смолы, древесной сырости и лёгких, почти неуловимых пряностей. Небо слоилось и растеклось лимонным джемом густеющего солнца. Облака побрели вверх и освободили небесные лазурные узоры. Почти неощутимые касания лучей наполнили сосновый лес каким-то волшебным светом, который спускался вниз на крыльях лёгких снежных бабочек. Глубокий пушистый покров спрятал подлесок, украсил каждую ветвь, вычертил необычные узоры на кронах. Красота и спокойствие раннего часа очаровывали и создавали ощущения полноценного нахождения в сказочном мире. Предстоящая съемка обещала стать очень интересной. Мы зашли в небольшую засидку для фотографов, представляющую из себя некоторое подобие вольера с защитной сеткой, оставалось подождать главных действующих лиц – волков. Как я писал ранее – эти хищники хоть и родились в лесу, но знакомы с человеком с раннего возра

Утренний бор вздыхал хвойной влагой после сильной метели. Запах лесного снега чем-то напоминает аромат морского бриза, но имеет свои уникальные оттенки: смолы, древесной сырости и лёгких, почти неуловимых пряностей. Небо слоилось и растеклось лимонным джемом густеющего солнца. Облака побрели вверх и освободили небесные лазурные узоры. Почти неощутимые касания лучей наполнили сосновый лес каким-то волшебным светом, который спускался вниз на крыльях лёгких снежных бабочек. Глубокий пушистый покров спрятал подлесок, украсил каждую ветвь, вычертил необычные узоры на кронах. Красота и спокойствие раннего часа очаровывали и создавали ощущения полноценного нахождения в сказочном мире.

Зимний пейзаж с волком
Зимний пейзаж с волком

Предстоящая съемка обещала стать очень интересной. Мы зашли в небольшую засидку для фотографов, представляющую из себя некоторое подобие вольера с защитной сеткой, оставалось подождать главных действующих лиц – волков. Как я писал ранее – эти хищники хоть и родились в лесу, но знакомы с человеком с раннего возраста. Тем не менее, для участников съёмки были соблюдены все условия безопасности. Откровенно говоря, хищников мы не интересовали, а почти незаметный контроль ситуации был на плечах замечательного белорусского биолога и абсолютного человека Леса - Дмитрия, занимающегося волками и не только более 20 лет и знающего о них больше, чем написано в любой энциклопедии.

Волки выходят на поляну. Альфа разрешил Бете идти первому
Волки выходят на поляну. Альфа разрешил Бете идти первому

Про строгость иерархии волков, их взаимоотношения, внутренние правила снято немало красивых и интересных документальных фильмов, но, когда ты видишь это в живую – ощущения совсем иные. Бета – красивый волк, с очень аккуратными чертами (хочется сказать лица) мордочки, аккуратными ушами, красивым рисунком шерсти, но в его глазах читалась некая подчинённость и уступчивость. Кротость и животная утончённость исходили от красивого зверя. Альфа – напротив, волк в классическом проявлении слова. Волевой, крепкий, немного приземистый в телосложении, густой меховой шубой, со строгим и неколебимым взглядом. Они изучали участок соснового бора.

Альфа
Альфа

Бета в редких случаях шёл впереди Альфы, хотя второй вполне допускал такие варианты, при этом следил за действиями «подчиненного». Еду и всё интересное первым имеет право трогать, конечно, Альфа. В одном из эпизодов Бета начал что-то откапывать в снегу, вожаку явно не понравилось такое поведение. Далее всё уложилось в секунду, может быть, две. Альфа зарычал, подбежал к Бете, который в свою очередь моментально упал на спину, пытаясь боязливо огрызнуться в ответ, но тут же поднял лапы вверх, натурально по-волчьи говоря: «Сдаюсь!». Вожак сразу отпустил «подчинённого». Второй послушно отошёл в сторону, молча дожидаться своей очереди. Именно этот крошечный эпизод из жизни серых хищников я успел заснять, не уверен, что такая возможность ещё раз выпадет.

Соблюдение правил внутренней иерархии или волки, как они есть
Соблюдение правил внутренней иерархии или волки, как они есть

Это была не единственная съёмка серых красавцев. Спустя несколько дней, когда серая небесная плита вновь дала небольшую трещину, и солнце успело ухватить этот редкий момент, мы с большой радостью поснимали другого более молодого, невероятно красивого и сильного волка в другом участке леса – с преобладанием елей и лиственных пород деревьев. Если сравнить снимки Альфы и Бета с молодым волком – они будут сильно отличаться не только внешностью животных, что логично, но и цветами, оттенками и тенями фона. Именно здесь и играет важную роль то, что находится на заднем плане.

Снег и еловый лес
Снег и еловый лес

Небольшое техническое отступление. Я очень люблю работать с холодными цветами, это не самое частое явление в мире природной фотографии, но для меня это: и персональное видение картинки, и почерк, и зона комфорта. Зимняя съёмка богата на щедрые подарки в плане прохладных полутонов. Стараюсь заранее устанавливать соответствующие настройки и ловить переливы и переходы, которые дарит лес, например, синие тени от заснеженных елей, игру солнечного отражения, просчитывать расстояние между объектом съемка (движущийся волк) и задним планом так, чтобы получить красивый фон без лишнего (торчащие ветки, палки и пр.) Надеюсь, это получается.

Взгляд
Взгляд

Но вернёмся в зимний лес, где солнце было очень редким гостем, и за неделю моего пребывания в Белоруссии выходило лишь трижды: два раза на съемке волков, но неполноценно, а в экономном режиме и в третий раз уже по дороге домой, но об этом ещё рано. В серые пасмурные будни мы ездили по старым лесовозным дорогам: и просто полюбоваться зимними просторами лесных угодий, и испытать удачу - поискать жителей дремлющего бора. В красных лесах (от цвета стволов сосен) и на обширных лугах, где устраиваются прикормочные зимние зоны для копытных, можно было встретить разных оленей.

Серебряное копытце
Серебряное копытце

Не скажу, что получилось много красивых портретных снимков, но кое-что вполне удачное вышло точно. Животные в самой настоящей естественной среде. Но, что интересно эндемиков в белорусских лесах, по сути, только два: лось и косуля. Благородный олень – восстановленный вид, пятнистый – завезённый и очень успешно акклиматизировавшийся, лань – тоже самое. Не буду забегать вперёд, но есть мысли сюда вернуться в другой сезон – предметно на съёмку оленей…

Лани в еловом лесу
Лани в еловом лесу

И, конечно, очень порадовала встреча с настоящими исполинами леса – ровесниками мамонтов – зубрами. Могучие быки переходили поле по время сильного ветра. Снимать их пришлось с дальней дистанции. Ветер был настолько сильным, что руки даже в толстых перчатках в секунду превратились в ледышки и держать камеру, а тем более наживать на «спуск» было почти невозможно, тем не менее, перед тем как зубры скрылись в лесу, удалось сделать несколько кадров – как раз в момент, когда группа решила на секунду остановится и осмотреться.

Лесные исполины - появились как призраки из толщи пурги
Лесные исполины - появились как призраки из толщи пурги

Дни проносились стремительно, как и постоянно возобновляющаяся метель, напевающая зимние колыбельные за изрисованным кисточками мороза окном. Каждый день наращивал вихревые обороты, и каждый вечер вороньи перья ночи оседали на молчащий лес огромными чёрно-снежными крыльями. Утро просыпалось медленно, нехотя добавляя краски в зимнюю тихую красоту, а день проскальзывал по масляно-серому небу незаметно и быстро, подчиняясь сумраку сурового глухозимья. И в этом минимализме было столько красоты и уюта, что отсутствие солнца, холод и ветер практически не замечались, а новые встречи удивляли и радовали. В следующей публикации мы побольше поговорим о птицах и подведём небольшой итог моей первой полноценной поездки в новом году.

Синие сумерки
Синие сумерки

Спасибо за доброе внимание! Всегда рад Вашим комментариям!

С Вами был фотограф природы Михаил Ездаков