Лесные мхи многочисленны и разнообразны. И неплохо знакомы всем, кто хоть однажды бывал в лесу. Не по названиям… Просто, задавшись иногда вопросом, что за растение перед нами, не очень похожее на обычную травку, мы уверенно говорим: «А это мох!»
Иногда, правда, путаем их с лишайниками, но отнюдь не в пользу последних: называем некоторые лишайники мхами. Наоборот – никогда!
О названиях мхов
Любопытно, что русских названий большинство мхов не имеет. Редкие исключения, вроде кукушкина льна, только подтверждают правило (но этому мху будет посвящена отдельная статья). А в любом справочнике Вы найдёте сфагнум и мниум, бриум и политрих в разных вариациях. А то и более заковыристые имена.
Это, конечно же, латинские научные названия, данные мхам разных видов, родов, семейств, классов при их научном описании.
О чём это может говорить? Видимо, о том, что лесные мхи, несмотря на многочисленность, большого значения в жизни людей не имели. Иногда ведь у какой-то простенькой травки, но важной чем-то, могут быть десятки имен в разных местностях.
Нет, имели значение для наших предков и мхи! Главным образом, как строительный материал. Ведь некоторые виды мхов – прежде всего кукушкин лён и сфагнум – использовались (и используются) для конопатки деревянных домов и строений.
Но в этом случае хватало названий, больше похожих на технические термины: белый мох, красный мох, долгомошник, «железняк» и т.д.
Мхи – интереснейшие лесные растения
История мхов насчитывает сотни миллионов лет. Пожалуй, именно представители этой группы растений ближе других по строению и жизненному циклу к растениям – первопоселенцам суши, появившимся на Земле в середине палеозойской эры.
Правильнее, впрочем, говорить не о мхах, а о моховидных (или мохообразных). Ведь более-менее знакомые нам настоящие мхи – лишь часть, пусть и значительная, большого отдела растительного царства, включающего ещё и ряд близких к ним организмов.
Информация для самых любознательных
Отдел Моховидных (Bryophyta) насчитывает более 20 тысяч видов растений. Произрастают они во всех природных зонах, на всех материках Земли, включая Антарктиду.
Отдел подразделяют на три класса: Антоцеротовые мхи, Печёночные мхи и Листостебельные мхи. Первые два класса называют ещё низшими мхами.
Наиболее многочислен и разнообразен третий класс моховидных, именуемый часто настоящими мхами. У листостебельных (настоящих) мхов имеются такие органы, как стебель и листья.
Наибольшее число видов мхов встречается во влажных тропических лесах. Но и лесная зона умеренных широт, горные районы, а также тундры и лесотундры, занимающие в Северном полушарии обширные площади, предоставляют для них весьма подходящие условия.
Жизнь лесных мхов
На вопрос – где растут лесные мхи? – ответ прост: да, собственно, везде. В любых лесах – хвойных, лиственных, смешанных. На любых типах почв. На болотах. На деревьях, камнях, скалах. На лугах. Даже на крышах и стенах домов.
Принадлежат они в большинстве своём к классу листостебельных мхов, хотя встречаются и низшие мхи – печеночники и антероцеротовые.
В отличие от других высших растений мхи никогда не имели древовидных форм. Сотни миллионов лет они существуют как многолетние споровые травы. И причина довольно проста – у мхов нет настоящих корней, лишь корнеподобные выросты – ризоиды.
Это, конечно, ограничивает поступление воды и минеральных веществ из почвы. Поэтому воду мхи впитывают также всей поверхностью тела. Но зато они способны жить практически везде – был бы только достаточно влажный воздух.
И место поселения для них тоже не очень-то важно. Почва, камень, дерево для мхов – прежде всего субстрат для прикрепления.
В жизненном цикле мхов, как и плаунов, и папоротников, чередуются два поколения – гаметофит и спорофит. Но здесь есть и важные отличия.
Из споры вырастает новое растение. Это гаметофит – через много-много лет на нём появятся половые клетки: яйцеклетки и сперматозоиды. Медленно, очень медленно растёт новый организм, за год увеличиваясь на считанные миллиметры.
И вот уже можно различить стебелёк, листоподобные выросты, ризоиды. Наконец, в специальных органах – антеридиях и архегониях – созревают половые клетки. Нужно отметить, что у разных видов мхов развиваться они могут как на одном растении (однодомные мхи), так и на разных (двудомные).
На рисунке показан жизненный цикл двудомного мха. На одних экземплярах мха формируются антеридии, где созревают мужские гаметы – сперматозоиды. Это мужские гаметофиты. На других – архегонии с яйцеклетками. Соответственно, такие гаметофиты именуют женскими.
Для перемещения сперматозоидов нужна капельно-жидкая вода. Если мох растёт не погружённым в неё, то нужен дождь или хотя бы роса. После слияния половых клеток яйцеклетка превращается в зиготу, из которой вырастает организм нового поколения – спорофит.
Правда, у мхов его называют спорогоном. И представляет он не самостоятельное растение, а паразита на теле гаметофита. Это всего лишь тонкая ножка с коробочкой – спорангием на конце. Внутри зреют споры. И есть крышечка, которая сбрасывается, когда наступит время их рассевания.
Как видите, в жизненном цикле мхов преобладает гаметофит, а не спорофит, как у папоротников и плаунов.
У низших мхов, например, печёночников, всё происходит похоже. Вот только на отдельные органы – стебли и листья – побеги их не делятся. Там есть лишь более-менее рассечённое слоевище (таллом) и ризоиды.
О некоторых видах лесных мхов
Мхи бывают весьма красивыми. Вот пример.
«Цветочки» называют ещё одним мудрёным словом: «перигонии». Группа органов, производящих сперматозоиды (антеридии) окружена видоизменёнными листьями. Они защищают антеридии прежде всего от высыхания.
Вероятно, оплодотворение уже произошло, потому что рядом видны стебельки мха с длинными красноватыми ножками, увенчанными коробочками. Это спорогоны. В коробочках летом созревают споры. Оба фото сделаны в конце мая.
Любопытно, что мужские гаметофиты этого двудомного мха продолжают расти и после того, как выполнили свою роль: произвели на свет мужские половые клетки.
Политрих можжевельниковый обычен по сухим участкам – например, в сосновом бору; часто заселяет места вырубок, лесных пожаров, кострища.
А вот мох, часто составляющий основу почвенного покрова зеленомошных участков леса. Это плеврозиум Шребера. Или плевроциум – оба наименования «в ходу». На латыни – Pleurozium schreberi. Русского имени этот мох не имеет.
Плеврозиум растёт на более влажных участках леса: в зеленомошных ельниках, на окраинах (и на кочках) болот. Поселяется на валежнике, на нижней части стволов старых деревьев.
В отличие от политриховых мхов, у плеврозиума спорогоны с коробочками вырастают не на верхушке побегов, а на боковой стороне. Его относят к «бокоплодным мхам». Причём спорогоны образуются довольно редко. К примеру, у меня пока нет таких удачных фото.
Ещё один очень любопытный мох – климациум дендровидный. Растёт по сырым участками леса, берегам ручьёв, озёр, рек, окраинам болот. В почве подземный стебель с ризоидами. По сути, корневище, хотя так его у мхов не называют. От него растут прямостоячие стебли, похожие на деревца.
Здесь видим довольно обширную куртинку светло-зелёных мхов с очень характерными побегами. Фото сделано в зеленомошном сосновом лесу. Это мох птилий гребенчатый.
Его побеги достаточно крупны (10 – 15 см). Описывают, как «похожие на перо страуса». Честно говоря, близко рассматривать перья страуса как-то не приходилось. Будем считать, что похоже…
Эта «пушистая кочка» – мох дикранум метловидный. Старые пни, гниющий валежник, основания древесных стволов могут быть покрыты этим мхом. Растёт он порой и прямо на почве. Место там не самое влажное: обочина лесной дороги в зеленомошном сосняке. Видимо, такие условия мох дикранум вполне устраивают.
Мхов у нас действительно много. И разных. О самых известных (и более для нас значимых) – кукушкином льне обыкновенном и сфагнуме – напишу отдельно.
Значение лесных мхов в природе и в жизни человека
Лесные мхи – важный компонент природных комплексов. Как любые фотосинтезирующие растения, они усваивают неорганические вещества и создают органику.
Скажем, о мхе плеврозиуме известно: живёт в симбиозе с азотфиксирующими цианобактериями. Они способны усваивать азот из атмосферы, а со мхом делятся произведёнными нитратами.
Позвоночные животные мхов не едят. А вот многие беспозвоночные – с удовольствием. В куртинках мхов возникают настоящие природные сообщества, со своим микроклиматом, со своей фауной.
Нетребовательные к условиям обитания, мхи заселяют новые участки одними из первых. Это участки с нарушенной почвой, пожарища, вырубки, песчаные дюны и так далее. Отмирая, эти растения, вместе с другими первопоселенцами, дают начало почвам.
Запасы торфа на болотах также появляются благодаря мхам. В его образовании участвуют, прежде всего, сфагнумы.
Конечно же, моховой покров часто препятствует прорастанию семян деревьев (как с этим «борются» плауны, я уже писал здесь). Такое сомнительное, с нашей точки зрения, явление, как заболачивание леса – тоже «заслуга» мхов.
Иногда эти растения приносят нам и непосредственный вред, поселяясь там, где нас это не устраивает: на крышах и стенах домов, на стволах плодовых деревьев. Правда, вред этот не так уж велик, как это нам порой кажется. Ведь это же не грибы! И ничего «разрушить» они просто не в состоянии.
Ну, вырос мох на стене вашего дома – соскребите его, обработайте место антисептиком. И устраните причину – чаще всего это неудачно расположенная водосточная труба.
А бороться со мхами (как и с лишайниками) на стволах плодовых деревьев я просто не советовал бы – больше вреда дереву можно нанести «соскребанием» этих якобы «паразитов». Впрочем, стволы яблонь обычно белят известью. Думаю, этого достаточно, чтобы и со мхами «бороться»…
Некоторые виды мхов человек использует при строительстве. Известны антисептические свойства сфагнов. Кукушкин лён применяет народная медицина. Да и изучены свойства многих мхов пока недостаточно. Возможно (даже наверняка!), лесные мхи ещё не раскрыли до конца те свои тайны, что принесут нам много пользы.
Похожие статьи:
Впереди немало интересного - подписываемся на новости канала "Нескучная ботаника"!