Найти в Дзене
Анапское Черноморье

Анапчанин Василий Муравский обучает управлению дронами молодых казаков

Щелчок джойстика, и в воздухе, тихо жужжа, как стрекоза, зависает маленький дрон. «Ну все, я полетел», – и Василий надевает на глаза FPV-очки. В 1-м генерала А.Д. Безкровного казачьем полку старший урядник Анапского станичного общества Василий Муравский командует отделением беспилотных летательных аппаратов. В детстве он, как и многие мальчишки, мечтал стать летчиком и посещал авиамодельный кружок. Собирая авиамодель, Вася про себя думал: «Хорошо было бы на него видеокамеру прицепить, чтобы наблюдать за местностью». Тогда он еще не знал, что эти задумки не только станут реальностью, но и кардинально изменят ход ведения современной войны. Отслужил срочную в инженерно-технической роте, был начальником мастерской и инженерно-технических охранных средств связи. После службы пошел работать электромонтером. Трудился в «Кубаньэнерго», потом монтировал сигнализацию во вневедомственной охране. — О беспилотниках я узнал, когда началась СВО, и мой брат Евгений, казак, ушел добровольцем на фронт,

Щелчок джойстика, и в воздухе, тихо жужжа, как стрекоза, зависает маленький дрон. «Ну все, я полетел», – и Василий надевает на глаза FPV-очки. В 1-м генерала А.Д. Безкровного казачьем полку старший урядник Анапского станичного общества Василий Муравский командует отделением беспилотных летательных аппаратов.

В детстве он, как и многие мальчишки, мечтал стать летчиком и посещал авиамодельный кружок. Собирая авиамодель, Вася про себя думал: «Хорошо было бы на него видеокамеру прицепить, чтобы наблюдать за местностью». Тогда он еще не знал, что эти задумки не только станут реальностью, но и кардинально изменят ход ведения современной войны.

Отслужил срочную в инженерно-технической роте, был начальником мастерской и инженерно-технических охранных средств связи. После службы пошел работать электромонтером. Трудился в «Кубаньэнерго», потом монтировал сигнализацию во вневедомственной охране.

— О беспилотниках я узнал, когда началась СВО, и мой брат Евгений, казак, ушел добровольцем на фронт, – рассказал Василий. – В зоне боевых действий он служил оператором БПЛА, а я по его примеру вступил в казачество и занялся сбором гуманитарной помощи. По заявкам казаков искал оборудование для дронов и так постепенно заинтересовался этим вопросом.

Он стал искать в Интернете информацию о коптерах. Узнал, что бывают дроны-камикадзе и «мавики» – разведывательные коптеры многоразового использования. В 2024-м в казачьем обществе услышал, что набирается группа желающих выучиться на оператора БПЛА. Прошел несколько занятий на полигоне Минобороны, получил базовые знания.

Сегодня Василий Муравский может и сам прочитать новичкам лекцию о дронах. Например, что существуют мультироторные беспилотники и дроны самолетного типа с неподвижным крылом. Есть и гибридные модели, которые сочетают в себе обоих типов. Они различаются по дальности полета, по типу использования и характеру выполняемых задач, по техническим характеристикам. Дрон – это своего рода телестанция, с помощью которой можно передавать картинку на большое расстояние.

Еще «дроновод» должен постоянно учиться, благо, информации в Интернете по этой теме сейчас предостаточно. Однако устаревает она очень быстро, потому что технологии беспилотных систем развиваются стремительно. Оборудование, еще год назад считавшееся передовым, сегодня стало для его использования смертельно опасным – противник в лучшем случае просто «приземлит» твой дрон, а в худшем – тут же обнаружит тебя и накроет огнем.

— Артиллерию называют «богом войны», – рассуждает Василий, – а сегодня у этого «бога» появились «глаза», от которых не скрыться – башковитые пацаны-операторы БПЛА с хорошо развитой моторикой рук. Нужно постоянно работать с компьютерными программами, с «прошивками», хорошо знать топографию местности и работать с топографическими программами, уметь молниеносно принимать решения в молниеносно меняющейся боевой обстановке.

В Анапском районном казачьем обществе оборудовали класс операторов беспилотных систем. Казаки планируют получить грант и обучать молодежь управлению дронами.

Коптеры востребованы не только на фронте, но и в повседневной жизни. С их помощью, к примеру, можно обрабатывать водоемы против выплода комаров или разбрасывать удобрения на полях. Для спасателей дроны – хорошее подспорье в поиске заблудившихся в лесу грибников. Так что, для оператора БПЛА работа найдется всегда. Остается только пожелать нашим бойцам скорейшей победы, чтобы беспилотники использовались только в мирных целях.