Модель заняла место на кушетке, как того требовала задуманная композиция. Скульптор на мгновение замер, всматриваясь в очертания и пропорции, которые предстояло перенести в мрамор. Работа с обнажённой натурой была для него делом привычным - без этого невозможно представить академическое искусство той эпохи. И всё же сегодня он ощущал странное внутреннее напряжение, причину которого не мог сразу объяснить даже себе.
Перед ним находилась не просто женщина, а Полина Бонапарт сестра французского императора, фигура, вокруг которой уже при жизни сплетались мифы, слухи и противоречивые оценки.
Всего пару веков назад в Европе едва ли нашёлся бы человек, не слышавший её имени. Её восхищались, её осуждали, её называли «новой Венерой» и одновременно одной из самых скандальных женщин своего времени. Но какой она была на самом деле? Почему дважды выходила замуж вопреки собственной воле? И чего по-настоящему боялась женщина, которую современники считали символом красоты и свободы нравов?
Сестра Наполеона
Мари-Полетт появилась на свет в Аяччо в 1780 году, став одной из младших сестёр будущего императора Наполеона Бонапарта. Правда, с Полетт или Паулиной, как называли девочку родные, брат познакомился лишь спустя несколько лет.
Ещё за два года до рождения малышки Наполеон вместе с братом Жозефом отправился в военный лицей в Отёне. После обучения он не спешил на родную Корсику, обучаясь в военных школах и делая первые шаги в военной карьере.
Впервые Наполеон увидел Полину, когда уже имел звание младшего лейтенанта, а во время отпуска приехал домой навестить родных. Некоторые исследователи считали, что юная Полина, которой в ту пору исполнилось уже десять лет, влюбилась в старшего брата. Поговаривали даже, что именно он стал её первым любовником, однако никаких подтверждений тому нет.
Но неоспоримым фактом остаётся особенное отношение Наполеона к сестре. Юная Полина была очаровательным созданием. Как вспоминали современники, она не обладала острым умом и не имела хорошего образования, однако всё это сполна компенсировала ангельская внешность.
И даже резкие линии носа и подбородка не портили общего впечатления. Её называли самой любимой сестрой Наполеона – вероятно, и он видел в Полине нечто особенное.
Прелестная прачка
Однако юные годы Полины были омрачены политическими беспорядками, происходившими во Франции. Тогда на волнах революции строилось новое государство, и процесс этот нельзя было назвать безболезненным. В тринадцатилетнем возрасте девочка вместе с родными вынуждена была покинуть родную Корсику – партизаны сожгли дом Бонапартов.
Перебравшись на континент, несколько лет семейство жило как беженцы. Полина, её мать и сёстры бедствовали и вынуждены были мириться с самыми тяжёлыми условиями жизни. Некоторые биографы писали, что в ту пору девочке приходилось работать прачкой, чтобы получить хотя бы немного денег.
Как вы понимаете, в таких условиях о получении хорошего образования речь идти не могла. Именно поэтому на протяжении всей жизни Полина имела немало пробелов в знаниях, а в некоторых вопросах вовсе была невеждой. Но это ничуть не мешало девушке покорять мужские сердца. Как писал Максим де Вильмаре:
«В ней было что-то от идеала женщины, нечто тонкое, кокетливое, но не поддающееся определению».
Замужество
Впрочем, все – и недруги, и самые ярые поклонники Полины отмечали, что девушка была совершенно неразборчива в любовных связях. С юности она стремилась к плотским удовольствиям и считала, что себя не стоит ограничивать в таких устремлениях.
С возвышением Наполеона Полина и вовсе начала превращаться в «звезду» Парижа, куда она перебралась при помощи брата. С одной стороны, она была и правда невероятно привлекательна и любвеобильна, с другой же, не меньше очарования ей прибавлял статус сестры генерала революционной армии.
Однако излишне свободное поведение Полины явно тревожило Наполеона. Он полагал, что брак положит конец распущенности сестры и подыскивал ей достойного супруга – разумеется, Бонапарт брал в расчёт не столько сердечные привязанности Полины, сколько собственные политические интересы.
В 1797 году сестра Наполеона была выдана замуж за Шарля Леклерка, блестящего молодого генерала, служившего с Бонапартом. Сама Полина явно была не в восторге от своего жениха, но противиться воле брата не стала.
Вопреки ожиданиям Бонапарта, брак не сделал Полину более серьёзной. Она продолжала заводить романы «на стороне», причём делала это и за пределами Франции.
В 1799 году Наполеон стал первым консулом, а вскоре назначил Леклерка на должность генерал-губернатора Сан-Доминго в Гаити. Но в колониальных владениях французов всё было не так гладко, как хотелось. Здесь произошло восстание рабов, которое пришлось подавлять именно супругу Полины. Жена и маленький сын находились рядом, что доставляло губернатору немало беспокойства.
«Царица» Сан-Доминго
Леклерк одержал победу в этом противостоянии и пообещал островитянам отмену рабства в колонии. А Полина тем временем начинала чувствовать себя местной царицей. Пока муж воевал или вёл переговоры с повстанцами, женщина устраивала светские вечера или так называемые «закрытые приёмы», о которых ходила скандальная слава.
Как писал Поль де Баррас, Полина Бонапарт-Леклерк позволяла себе «эротические излишества» со многими подчинёнными супруга. Злые языки говорили, что её любовниками стала треть солдат, находившихся в подчинении губернатора.
Леклерк почти сумел успокоить народ в Сан-Доминго, однако в 1802 году Наполеон заявил о восстановлении рабства. И снова на островах начались мятежи. Понимая, что обстановка накаляется, Леклерк старался убедить жену вернуться вместе с сыном во Францию.
Но она заявила, что согласится на это, если только он выдаст ей 100 тысяч франков. Таких денег у Леклерка не было, и Полина наотрез отказалась покидать Сан-Доминго, отметив при этом:
«…здесь я правлю, как Жозефина [жена Наполеона]; я на первом месте».
А в октябре 1802 года генера-губернатор тяжело заболел. Врачи диагностировали у него крайне опасный недуг, по симптомам напоминающий жёлтую лихорадку. Спустя неделю Леклерк умер.
Теперь его вдова вынуждена была возвращаться в Париж с прахом мужа и сыном, потерявшим отца. После её приезда во Францию некоторые знакомые Бонапартов поговаривали, будто вместо тела мужа Полина привезла золото и драгоценности, отнятые у аборигенов Сан-Доминго. Но это, конечно, были лишь досужие сплетни.
«Новая Венера» Франции
Полину угнетал траур, который она должна была носить по супругу. Она мечтала снова блистать в светском обществе французской столицы, где и прежде считалась самой яркой из красавиц. Статус вдовы никак не соответствовал настроениям женщины. Кроме того, её брат-консул тоже хотел снова поскорее выдать сестру замуж.
Посланник папы римского Джованни Капрара предложил Наполеону в качестве будущего зятя кандидатуру Камилло Боргезе. Бонапарт прекрасно понимал, что родственные связи с влиятельным итальянским аристократом укрепят его власть в Италии, где народ совсем не радовался французской оккупации. И снова Полина была вынуждена выйти замуж не по любви, но по требованию брата.
Поначалу отношения между супругами были вполне доброжелательными. Но, как верно отмечает Линда Родригес Мак-Робби в своей книге «Непослушные принцессы», жизнь четы была омрачена внезапной смертью юного Дермида. Полина считала, что её муж не уберёг сына от первого брака, и отношения в паре становились всё прохладнее. Спустя пару лет после заключения брака они с мужем уже жили порознь.
Однако именно по заказу супруга Полины была создана её знаменитая скульптура, автором которой стал Антонио Канова. На ней сестра Наполеона была изображена в виде возлежащей богини Венеры. Говорили, что поначалу скульптор предлагал Полине предстать в менее обнажённом образе богини-девственницы Дианы, но на это женщина насмешливо ответила:
«Никто не поверит в мое целомудрие».
Рядом с братом
Полина продолжала заводить любовников и тяготеть к запретным удовольствиям, но теперь её поведение напоминало отчаяние несчастной матери, желающей забыться и хотя бы некоторое время не думать о потере ребёнка. С совершенно новой стороны для современников Полина Бонапарт проявила себя после поражения и изгнания брата.
Во время ссылки Наполеона на остров Эльба она распродала все имеющиеся акции, а вырученные средства передала для облегчения участи брата – обустройства его дома на острове, приобретения всего необходимого. Она старалась сделать всё, чтобы Наполеон не чувствовал себя брошенным. И да – Полина стала единственной среди близких родственников Бонапарта, кто приезжал к нему во время ссылки.
После «Ста дней» и окончательного краха императора Полине не позволили жить с ним или хотя бы навещать изредка на острове Святой Елены. Воспользовавшись приглашением папы римского Пия VII, она перебралась в Рим.
Здесь женщина обустроила «виллу Паулина», которая была оформлена в тогда очень модном египетском стиле. Кстати, именно там гости могли полюбоваться работой Кановы, где Полина была показана римской богиней любви Венерой.
Однако произведения искусства и роскошный особняк уже не радовали сестру низвергнутого императора. Теперь Полина жила в постоянном страхе – она боялась потерять молодость.
Рассказывали, что она постоянно продумывала особенности наряда и варианты использования драгоценностей, чтобы отвлечь внимание людей от первых морщинок на лице и увядающей кожи. Она никогда не отличалась крепким здоровьем, а перенесенные болезни отражались на внешности Полины не лучшим образом.
Понимая, что не проживёт долго, в последние месяцы своей жизни Полина Бонапарт воссоединилась с супругом, попросив у него прощения за все свои прегрешения.
Она умерла в возрасте 44 лет – как полагают одни исследователи, от туберкулёза лёгких или, как считают другие, от рака желудка. Рассказывали, что даже в последние мгновения своей жизни Полина сжимала в руках зеркало, пристально вглядываясь в своё отражение и с горестью отмечая, что уже перестала быть той красавицей, «новой Венерой», которой считалась в годы своей блистательной молодости.